Что входит в понятие информационная культура. Информационная культура. Вопросы и задания

Термин "информационная культура" в отечественных публикациях впервые появился в 1970-х гг. Инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К. М. Войханской и Б. А. Смирновой .

Возникнув в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др.

В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения можно выделить информационную культуру:

  • общества;
  • отдельных категорий потребителей информации;
  • личности.

Информационная культура в широком смысле – это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова – это оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в нем. Как часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности (как в смысле защиты информации, так и в смысле защиты человеческой психики).

Признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее важную и нужную.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом его разнообразных творческих способностей и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности информационные технологии;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Именно в процессе информационной деятельности люди совершенствуют культуру обращения с информацией, методы ее получения, обработки, хранения и своевременной выдачи.

Существует три принципиальные причины, в силу которых менеджер сегодня должен заботиться об информационной культуре своей компании.

Во-первых, она становится все более важной частью общей организационной культуры. Все больше компаний понимают необходимость преобразований, ориентированных на удовлетворение ожиданий потребителя, а для этого нужно работать с разнообразнейшей деловой, рыночной, политической, технологической и социальной информацией.

Во-вторых, информационные технологии делают возможным создание в компаниях компьютерных сетей, с помощью которых идет общение между менеджерами, но само по себе создание такой сети не гарантирует разумное и эффективное использование информации.

В-третьих, информационная культура различна для разных функциональных служб, подразделений и рабочих групп, что означает различие подходов к процессам сбора, организации, обработки, распространения и использования информации. Поэтому корпоративная информационная культура важна для выработки единой стратегии управления.

Сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры (рис. 7.1).

Понятие "информационная культура" включает очень многие составляющие:

  • культуру поиска новой информации;
  • культуру чтения и восприятия информации;
  • умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.);
  • понимание важности межличностного профессионального общения в любом виде деятельности;
  • стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;
  • воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям;

Рис. 7.1.

  • готовности не только получать, но и отдавать знания;
  • умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи;
  • умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности целевой аудитории;
  • знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.

В 1990-х гг. в США и странах Западной Европы появился ряд концепций информационной грамотности, под которой понимается способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать. В 2002 г. в ходе 68-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА было объявлено о создании Секции по информационной грамотности, задачей которой стало выявление стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создание международного стандарта по информационной грамотности.

В соответствии с этим стандартом под информационной грамотностью понимается "наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов" .

В популярной и специализированной литературе широко используется ряд родственных информационной грамотности понятий, среди которых "компьютерная грамотность" (Computer Literacy), медиаграмотность (Media Literacy) и "информационная компетентность" (Information Competence).

Сопоставление понятий "информационная грамотность" и "информационная культура" свидетельствует об их значительном сходстве. Оба они характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной или иной деятельности.

Вместе с тем, концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности она включает такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки.

Различия между развиваемой в России концепцией формирования информационной культуры и международной концепцией информационной грамотности в целом не носят принципиального характера; они лишь отражают стремление российских ученых и практиков сочетать достижения международной теории и практики с традициями национальной культуры и образования, имеющимся опытом российских библиотек и учреждений образования.

  • Войханская К. М., Смирнова Б. А. Библиотекари и читатели об информационной культуре. М.: Библиотека и информация, 1974.
  • ИФЛА – Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений.
  • См.: ifap.m/projectsinfolit.htm. Режим доступа – свободный.

В 1897 г. знаменитый английский писатель- фантаст Герберт Уэллс написал роман «Война миров» («The War of the Worlds»), где очень реалистично описано вторжение пришельцев (марсиан) на Землю. Приземляются инопланетные корабли, и солдаты Марса завоевывают и порабощают жителей Земли. Значительный резонанс получил поставленный по роману в 1938 г. радиоспектакль, первая часть которого была стилизована под «репортаж в прямом эфире». Эта псевдодо- кументальная инсценировка инопланетного вторжения была разыграна столь реалистично, что многие слушатели поверили в высадку марсиан в штате Нью-Джерси. Этот «информационный радиорозыгрыш» вызвал панику в ряде районов США. Когда на радиостанции объявили о «высадке инопланетного десанта с целью захвата Земли», люди в ужасе стали собирать вещи первой необходимости и покидать свои дома. Радиопостановка 1949 г. в столице Эквадора Кито вызвала нешуточную панику среди жителей, а позже гнев и погром радиостанции, повлекший гибель шести человек.

Эти эпизоды красноречиво свидетельствуют о роли информации в жизни современного общества и его информационной культуре.

Творческое задание. Приведите свои примеры, в которых ярко выражена роль информации.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу, которое было свойственно животному миру, на содержательное, присущее исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. Становление и развитие языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом.

В разное время информационную культуру потрясали информационные кризисы, связанные с накоплением и переработкой информационных потоков.

Первой информационной революцией принято называть появление письменности. Она привела к гигантскому качественному и количественному скачку, появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Второй информационной революцией явилось изобретение книгопечатания (середина XVI в.). Третья информационная революция связана с изобретением электричества в конеце XIX в. Четвертая информационная революция в 1970-е гг. вызвана появлением компьютерных технологий. Произошедшие информационные революции повлекли за собой преобразования общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое целое.

Осознание фундаментальной роли информации в динамике социума неразрывно связано с возникновением информационного общества, где в широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация. Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с формированием информационного общества - общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью.

Особое значение в информационном обществе приобретают:

о уровень образования, обеспечивающий соответствие навыков, умений людей динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий;

0 повышение уровня информационной культуры, предполагающей знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Пока информационная культура является показателем не общей культуры, а профессиональной, но со временем станет важным фактором развития каждого индивида.

Роль информационного аспекта жизни людей в информационном обществе постоянно возрастает, и сегодня совокупность информационных потоков столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от каждого человека знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в информационной сфере.

В настоящее время предложено несколько подходов к определению информационной культуры.

  • 1. Информационная культура понимается как оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
  • 2. Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с использованием информационных технологий при решении задач, которые человек ставит перед собой для достижения цели своей деятельности.
  • 3. Информационная культура как категория развивающегося информационного общества рассматривается в качестве общей теории образования человека в рамках нового типа цивилизационного развития, это способ информационного производства, лежащий в основе современной человеческой деятельности и во многом определяющий тип существующей культуры.
  • 4. Информационная культура на современном этапе цивилизационного развития понимается как:

О новый тип общения, дающий индивиду возможность свободного выхода в информационное бытие;

О свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях - от глобального до локального;

О новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы. Среди черт, определяющих этот тип мышления, уже сегодня ярко проявляется его ориентация на саморазвитие и самообучение. Ведущее место в этом процессе принадлежит системе образования как важнейшему фактору повышения информационной культуры.

Информационная культура педагога подразумевает: активное знание способов получения и передачи информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающимися на совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, воспитание высокого уровня информационной культуры у обучающихся.

5. Информационная культура в образовании как процессе социализации личности включает в себя следующие компоненты:

О культуру потребления информации (сознательно избранный информационный образ жизни);

О культуру выбора информации, что подразумевает системный взгляд на информационную среду жизни общества, умение анализировать информационную обстановку;

О культуру поиска информации, т.е. знание информационных услуг, предлагаемых библиотеками и поисковыми системами;

О культуру переработки информации (аналитико-синтетическая деятельность);

О культуру освоения и использования информации, подразумевающую публикационную активность, участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности;

О культуру пользования компьютерной и оргтехникой;

О культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность);

О культуру распространения информации.

6. Современная информационная культура вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время образуется противоречие между одной категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и другой категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

В формировании информационной культуры большое значение имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного общества, обладающего такими умениями и навыками, как дифференциация информации, выделение значимой информации, выработка критериев для оценки информации и т.п.

Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

Критериями информационной культуры человека, базирующимися на компьютерной грамотности, осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями, выступают умения:

О адекватно формулировать свою потребность в информации;

О эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

О перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

О вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

О адекватно отбирать и оценивать информацию;

О осуществлять информационное общение.

Информационная культура реализуется на нескольких уровнях:

О когнитивном - знания и умения;

О эмоционально-ценностном - установки, оценки, отношения;

О поведенческом - реальное и потенциальное поведение.

Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1. Эмпирическая интерпретация понятия «информационная культура человека» (разработана лабораторией социологических исследований в образовании Центра развития образования, г. Самара)

Когнитивный уровень

Эмоциональноценностный уровень

Поведенческий уровень

Интернет-грамотность

Умения обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации; умение работать с отобранной информацией - структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики

Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания

Предпочтительность каналов получения необходимой информации

Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности

Отношение к девиантному поведению в Интернете

Способы поиска и каналы получения необходимой информации

Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика

Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности

Способы распространения новой информации

Степень включенности в интернет-сообщество

Формы деятельности в Интернете

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Какие объекты обычно относят к сферам материальной и духовной культуры?
  • 2. Можно ли считать однозначным деление на материальную и духовную культуру? В чем заключается условность этого деления?
  • 3. Охарактеризуйте взаимосвязь материальной и духовной форм культуры.
  • 4. Можно ли перенести плоскость различия материальной и духовной форм культуры на плоскость различия цивилизации и культуры?
  • 5. Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники?
  • 6. Какие фундаментальные черты техники как материального феномена вы можете назвать?
  • 7. В чем проявляются взаимоотношения человек - техника?
  • 8. Какие новые проблемы и ситуации в культуре XXI в. порождает техника?
  • 9. Дайте определение «информационной культуры».
  • 10. Назовите периоды развития информационной культуры.
  • 11. По каким критериям оценивается уровень информационной культуры человека?
  • 12. Перечислите уровни реализации информационной культуры.

Чем определяется культура человека?

Культура человека определяется:

1. Знаниями, умениями, профессиональными навыками.

2. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития.

3. Способами и формами взаимного общения людей.

Личная культура человека определяется:

1. Уровнем его умственного развития,

2. Характером егo профессиональной и творческой деятельности.

Это значит, что чем больше человек развивает свои умственные способности, чем больше он думает, размышляет, тем больше повышается уровень его личной культуры, и человек, занимающийся искусством или наукой должен иметь очень высокий уровень культуры, что совсем не обязательно для человека физического труда.

Представим себе человека, владеющего информационной культурой, следующим образом:

В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась ещё одна категория – информационная.

Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

В связи с этим информационная культура человека должна проявлятъся в следующем:

В навыках использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей.

В способности владеть информационными технологиями.

В умении извлекать информацию как из периодической печати так и из электронных коммуникаций.

В умении представить информацию в попятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

В умении работать с разными видами информации.

Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой.

Задание 1

Oтветьтe на вопрос: «В какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой?»

Пояснение: аргументируйте свой ответ.

Так вот, на уроках информатики вы как раз и будете формировать и повышать свой уровень информационной культуры.

З. Национальные информационные ресурсы России

Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности;

Ресурс - это запас или источник некоторых средств.

Наряду с материальными, сырьевыми, энергетическими, трудовыми и финансовыми ресурсами в современном обществе существуют и информационные ресурсы.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».)

На самом деле это достаточно узкое определение, и к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости.

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает. ,

И это действительно так. Топливо сжигается, финансы расходуются и т.п., а информационный ресурс остается «неисчерпаемым», им можно пользоваться многократно.

Классификация национальных ресурсов:

1. Библиотечные.

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек.

Создаются локальные сети, электронные каталоги, базы данных с несколькими миллионами записей, выпущены CD-ROM диски с библиографической информацией обо всех книгах, публикация этих ресурсов через Интернет.

2. Архивный фонд.

Хранит около 460 млн документов и ежегодно пополняется на 1,6млн. Есть электронные версии справочников по архивной информации.

3. Государственная система научно-технической информации.

Самая развитая в мире. К ней относятся научно-технические библиотеки, журналы, публикации, литература, научно-технические разработки, статьи и т.д.

4. Информационные ресурсы Государственной системы статистики.

Эта информация отражает экономические показатели, рaзвитие негосударственного ceктopa, инвестиции, цены и тарифы, заработную плату, доходы и уровень жизни населения и др. Госкомстат России имеет обширные базы данных и электронные справочники.

5. Государственная система правовой ннформации.

Содержит более 340 тыс. правовых актов СССР и "законодательств Российской Федерации. В этой системе находится Государственный реестр общественных объёдинений и религиозных организаций, база данных судебной статистики, своды законов, кодексы.

6.. Информационные ресурсы оргaнов гocyдaрствениой власти и местного самоуправления.

Здесь находится информация о социально-экономической ситуации в России и ее регионах, правовая информация, информация о чрезвычайных ситуациях на территории России. Вся эта информация представлена в виде массивов документов и баз данных.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания.

1.Введение
2.Информационная культура и её составляющие
1.Понятие информационной культуры
2.Составляющие информационной культуры
3.Информационное поведение
3.Информационная культура и информационное общество
4.Всемирная информационная сеть - Интернет
5.Заключение
6.Список литературы

Работа содержит 1 файл
  1. Введение
  2. Информационная культура и её составляющие
    1. Понятие информационной культуры
    2. Составляющие информационной культуры
    3. Информационное поведение
  3. Информационная культура и информационное общество
  4. Всемирная информационная сеть - Интернет
  5. Заключение
  6. Список литературы

1. Введение

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «Информационная культура».

          1. Информационная культура и её состаляющие

2.1. Понятие информационной культуры

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количества и качества созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего.

Можно выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке понятия информационная культура.

В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации.

2.2. Составляющие информационной культуры

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новой информационной технологии и умение ее применять для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Информационную культуру можно рассматривать на трех уровнях:

  • информационная культура личности;
  • информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);
  • информационная культура общества в целом.

2.3. Информационное поведение

Информационная культура проявляется в информационном поведении людей.

Под информационным поведением понимается образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения информации, ее передачи и распространения в обществе.

Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности, умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов.

3. Информационная культура и информационное общество

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.

Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимого для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в ВУЗе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы с среде базовых информационных технологий при решении типовых задач в сфере деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования, как направлению связанному с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущем специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйтсва, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, пользование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществить, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.

Компьютеризация общества привела к появлению серьезных злоупотреблений информацией, компьютерной преступности – искажению данных компьютерной памяти, воровству с помощью компьютеров, к появлению опасности монополизации просветительства и средств массовой информации, монопулировании общественным мнением, компьютерному пиратству.

Совершенствуются способы борьбы с компьютерной преступностью, как и способы борьбы с традиционной преступностью.

4. Всемирная информационная сеть - Интернет

Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети. Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который можно использовать на лекциях, демонстрируя изображения на экране, а если есть возможность их распечатать - и при оформлении кабинета.

Однако при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.

Информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений - обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественно-научного направления - больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт является авторским, т. е. создан одним человеком - стоит обратить внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомнить, знакомо ли Вам его имя по другим статьям и публикациям.

Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники - их стоит проверить. Так можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а также узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для Вас. Все эти моменты следует учитывать при пользовании сетью Интернет.

5. Заключение

Таким образом, информационная культура - это совокупность системных сведений об:

а) основных методах представления и добывания знаний;

б) умениях и навыках применять их на практике.

Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, Интернета).

Иными словами информационная культура - это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети Интернет. Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете). Высокая информационная культура, как уже отмечалось, предполагает два основных качества: умение адекватно формализовать имеющие у человека знания и умения адекватно интерпретировать формализованные описания.

Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Каждый человек, живущий в век информационных технологий, должен обладать информационной культурой.

6. Список литературы

Основная литература

  1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. 2007
  2. Словарь современных компьютерных терминов
  3. Урсул А.Д. Информатизация общества, 2008

Нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) «О средствах массовой информации»

Сайты в Интернете

      1. http://bestreferat.ru /inf- culture/
      2. http://allbest.ru /culture/
      3. http://www.erudition.ru/ referat/ref/id

В последнее время возрос огромный интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, развитие личности. Понятие «культура» употребляют в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и навыков индивида.

Распространены обобщенные представления о том, что культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Перечень компонентов в контексте дефиниции вряд ли можно считать исчерпанным. Культура часто рассматривается как специальная система, совокупность духовных, нравственных и научных знаний и ценностей, создаваемых не отдельной личностью, а человечеством в целом в процессе общественно-исторической практики. Этот подход связан с толкованием культуры как определенной цивилизации, ступени материального и духовного общественного развития. В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека. «Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней «общее - особенное - единичное»: культура как способ существования человека, макро- или микрогруппы, говоря языком социологов, культура отдельной личности (по формуле обыденной речи - культурный человек)».

В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы» (Каган М.С.), то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура в глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется:

  • в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов;
  • как творческое содержание деятельности;
  • как способ деятельности, ее технологии;
  • как качественная характеристика деятельности и ее результатов.

Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры вложить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и т.д. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности, она является исключительной в формировании содержания образования.

Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде. Изучение литературных источников (Ю. С. Брановский, В. Я. Буторин, К. К. Колин, Э. П. Семенюк, Т. И. Шамова) показало, что категория «информационная культура» проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере. Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются: знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов; совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

  • умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);
  • умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (анализировать ситуации, описывать результаты воздействия на человека сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).

В понятие «информационная грамотность личности» включено: компьютерная грамотность личности; знания об информационной среде, законах ее функционирования, некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации; наличие информационных потребностей широкого диапазона; умение ориентироваться в информационных потоках; умения и навыки сохранения информации для повторного использования; развитость алгоритмического мышления личности. Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами. Выделим компоненты компьютерной культуры: знание методологии применения информационных и компьютерных технологий (ИКТ) в различных областях жизнедеятельности человека; понимание соответствующей терминологии, связанной с ИКТ; знание принципов устройства и работы компьютерной техники; знание конкретных примеров использования ИКТ; свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности; знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.); понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности; умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения - структуризация, алгоритмизация, программирование, реализация; соблюдение морально-этических и правовых норм применения ИКТ.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством. Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как: информационная грамотность, включающая: осознанную мотивацию личности, а это определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются - самостоятельность и креативность.

Существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов и порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают. Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры». Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи, ее передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения информации.

Письменность - вторая информационная революция, это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Кроме этого, появление документальных носителей информации расширило сферу общения, диапазон его форм и возможностей и создало предпосылки для возникновения нового этапа развития информационной культуры. Изобретение книгопечатания - одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к третьей информационной революции, которая радикально изменила производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное - началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли предшествующих поколений и ускорить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты, одновременно и потребовало, в свою очередь большего распространения грамотности среди людей. Четвертая информационная революция, начавшаяся в XIX веке, связана с изобретением и последующим применением в практике электричества и таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности накопления знаний. Этот этап информационной истории человечества привел к формированию новой личности с иным уровнем информированности и информационной культуры.

Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Произошел подлинный переворот в информационной сфере общества, что во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей. Информатизация общества сегодня оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. По мнению К. К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации - информационного общества.

С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые. На уровне общества информационная культура анализируется в работах М. Г. Вохрышевой, Э. П. Семенюка, А. П. Суханова и др. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты.

С философских позиций (по А. П. Суханову) - информационная культура, как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации». Технологический аспект понимания информационной культуры представлен в работах Э. П. Семенюка, К. К. Колина и др. Например, Э. П. Семенюк говорит о том, что информационная культура - это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией». Проанализировав существующие определения дефиниции «информационная культура», пришли к тому, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности.

Объясняется это тем, что культура не существует без человека, т.е. незаменимостью социокультурной роли личности. Современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей т.е заинтересованных в ней людей или организаций, и выдается в привычной для них форме.

На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, а как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления. Составляющая информационной культуры личности является проблема постоянного и систематического самообразования, то есть «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», которая также очень актуальна в современном обществе. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений. Сближению и взаимодействию способствуют формальные и неформальные виды образования, то есть появление универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры, альтернативные школы, инновационные учреждения).

Обобщая современные представления о составе информационной культуры, выделяется: культура поиска информации (поиск идей, а не рецептов); умение аналитической переработки информации (создание собственных баз даных); культура делового общения; толерантность; открытость другим культурам, способность к рефлексии; адекватная самооценка, знание этических норм использования информации. Значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для молодежи, подросткового поколения. Информационная культура - это уверенность в себе, в завтрашнем дне; информированность, более успешная самореализация, развитие способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, быть в центре событий, быть открытым для информации и повышать свой культурный, творческий уровень в целом.

Список литературы
1. У. Ш. Бегимкулов. Педагогик таълимни ахборотлаштириш: назария ва амалиёт: моногр. - Т: Фан, 2011. - 232 б.
2. Философский словарь / Под ред.

Работа с Андроидом