Информационный портал МБОУ СОШ №38 им Е.А. Болховитинова
 

Психологическая помощь и поддержка

 

 

Мероприятия, направленные на информирование о деятельности Детского телефона доверия

1

Организация книжных выставок

в школьной библиотеке для обучающихся 1-11 классов

Апрель

2

Общешкольная линейка «Международный день детского Телефона доверия»

12 мая

3

Организация родительских собраний «17 мая – Международный день детского телефона доверия или «Помочь ребенку – помочь семье»

Апрель-май

4

Родительский лекторий по теме «Под защитой семьи», «Права и обязанности ребенка в семье»

Апрель

5

Выпуск и распространение информационного материала о детском телефоне доверия (листовки, буклеты, баннеры)

Апрель

6

День информирования по теме: «Телефон доверия: прошлое, настоящее, будущее»

17 мая

7

Урок «Как работает Детский телефон доверия», «Куда позвонить в трудную минуту»

 

Апрелm

 

Проведение тематических уроков и классных часов среди школьников

1

Проведение бесед на тему «Телефон доверия поможет»

Апрель-май

2

Занятие с детьми на тему «Телефон Доверия»

Апрель

3

Дискуссия «В моей жизни много разного: и хорошего, и трудного» (по детскому телефону доверия)

апрель

6

Классные часы и тематические уроки для детей 1-11 классов: «Что такое детский телефон доверия»; «Мы знаем телефон доверия», «Проблемы? Звони  8-800-2000-122 «, «Анонимная помощь телефона»,«Телефон Доверия как ресурс поддержки»,«В моей жизни много разного: и хорошего, и трудного», «Когда важно быть услышанным»

Апрель-май

 

 

 

Мероприятия по проведению акции «Защитим детство от насилия»

1

Организация книжных выставок

в школьной библиотеке для обучающихся 1-11 классов

Апрель-ноябрь

2

Организация родительских собраний «Помочь ребенку – помочь семье»

Апрель-май

3

Родительский лекторий по теме «Под защитой семьи», «Права и обязанности ребенка в семье»

Апрель-ноябрь

 

Проведение тематических уроков и классных часов среди школьников

1

Проведение бесед на тему «Защитим детство от насилия»

Апрель-ноябрь

2

Занятие с детьми на тему «Учимся защищаться от физического и морального насилия»

Апрель-ноябрь

3

Дискуссия «В моей жизни много разного: и хорошего, и трудного»

Октябрь

4

Классные часы и тематические уроки в  для детей 1-11 классов в рамках акции «защитим детство от насилия»

 

Апрель-ноябрь

 

 

Защитим детей от насилия


По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, – ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Пространство, с которым ребенок начинает сталкиваться с момента своего рождения, и в процессе формирования личности – это семья и школа. Первые настоящие отношения с социумом, в которые вступает ребенок, - это его отношения со взрослыми людьми. Для ребенка от 6 до 15 лет – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

Начиная с того момента, когда ребенок начинает ходить, он подвержен опасностям. Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства, которое его окружает. Необходимо избегать необоснованных мер безопасности, так как это может негативно повлиять на ваших детей и сделать их неуверенными, неспособными преодолевать даже незначительные трудности. Но не нужно и предоставлять им излишнюю самостоятельность, так как ребенок, оставленный без присмотра, в большей степени подвержен опасным происшествиям.

Киднэппинг (похищение людей с целью вымогательства денег, сексуальной эксплуатации или продажа органов), дорожные аварии, теракт, нападение, воровство – это неполный список угроз для ребенка в этот период, когда родители не могут гарантировать полной защищенности его по дороге из школы домой, на улице, во дворе. Один из видов преступлений – это насилие над детьми. Факты дурного обращения, произвола, изнасилования с тяжелыми физическими и психологическими травмами – все это присутствует в нашей жизни. Ребёнок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, так и чувство уверенности в себе и в близких людях.

Кроме рисков большого города, дети подвергаются им в собственном же доме в отсутствии родителей.

Чтобы уменьшить риск, необходимо обучить детей внимательности, осторожности, способам предупреждения опасных ситуаций, с которыми они могут в любой день столкнуться дома или на улице. Среди различных преступлений самое тяжкое - изнасилование. В большинстве случаев о нем не заявляют в милицию из-за стыда, незнания или страха, который становится все более мучительным из-за угроз преследования.

^ Поэтому важно объяснить ребенку, чтобы он:

- не пускал никого в дом, когда один;

-никогда не принимал деньги, сладости, подарки и ни в коем случае не соблазнялся на прогулки в чужом автомобиле;

-избегал изолированных мест, пустых стадионов или безлюдных парков, кратчайших, но опасных путей, темных улиц.

^ Советы родителям:

-соответствующее воспитание должно научить распознавать риск и опасности, не угрожая вере в будущее;

-выбор няни или репетитора должен проводиться с максимальной скрупулезностью: следует поинтересоваться профессионализмом и серьезностью человека, которому вы собираетесь доверить своего ребенка;

-если вам известно о грубом обращении с детьми, ваш моральный и общественный долг - сообщить об этом компетентным органам, властям

^ Психологическое насилие

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, должно выделяться отдельно. Психологическое насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» — комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности.

Родители и учителя должны знать их и отслеживать в себе тот момент, когда воспитание переходит в «убийство души» ребенка.

Вот как Алиса Миллер формулирует «правила», которые помогают убить душу ребенка:


  1. Родители — хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка.

  2. Они определяют, что хорошо и что плохо.

  3. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся — виноват он.

  4. Родители всегда должны быть защищены.

  5. Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.

  6. Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.

  7. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.


Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание, вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут — лучше ничего не трогай!», «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:


  • любовь — это обязанность;

  • родители заслуживают уважения по определению — просто потому, что они родители;

  • дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

  • высокая самооценка вредна, а низкая — делает людей альтруистами;

  • нежность (сильная любовь) вредна;

  • удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность — хорошая подготовка к жизни;

  • притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность;

  • то, как вы себя ведете, важнее того, что вы на самом деле собой представляете;

  • родители не переживут, если их обидеть;

  • родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

  • родители всегда правы, они не могут ошибаться.


Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча. Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется снова, но уже в новом поколении.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:


  • бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;

  • потребность обладать и иметь выход для подавленных чувств;

  • потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

  • самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

  • страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

  • реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.


Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения очень проблематичен.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов

^ Проблема насилия в семье

 Известно, что семья является для ребенка основным связующим звеном между ним и общественным окружением, между тем проводником социальных ценностей, которые существует на сегодняшний день в данном обществе. Семья- та среда, в которой происходит социализация ребенка, где его окружают самые близкие люди. Но считая ребенка своей собственностью, родители не задумываются над тем, что это свободная, полноправная личность с собственным «Я», своими чувствами и желаниями. Собственностью может быть дом, стол, но не ребенок. Многие родители проходят очень долгий путь к принятию своего ребенка как личности. Для маленьких детей родители выступают в качестве начальных социальных механизмов, предоставляющих своим детям возможность социального, эмоционального и интеллектуального развития. Физические же наказания, жестокое обращение наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Он скорее склонен считать, что такое обращение- проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в своих родителей. Чаще всего родители пробегают к насилию из-за невозможности найти другой выход из сложившейся ситуации. Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить проблему.

Реакция ребенка на воспитание с применением элементов насилия:


  • Плач

  • Чувство неприязни к обидчику

  • Ненависть к себе и к окружающим.

  • Обида


Насилие над детьми в семье может быть физическим, эмоциональным, психологическим, сексуальным, а также пренебрежительным к ребенку со стороны семьи.

Причины возникновения насилия в семье видятся в следующем:


  • В отсутствии у родителей психолого-педагогических знаний , умений воспитания детей, т.е. низкий уровень педагогической культуры.

  • Незаинтересованность родителей в духовном росте и развитии ребенка, нежелание или неумение разбираться во внутреннем мире своих детей.

  • Антисоциальный способ жизнедеятельности, где имеет место наркомания, алкоголизм, проституция.

  • Низкий уровень жизни как результат безработицы, бедности, отсутствия у молодых семей собственного жилья.

  • Психические заболевания одного из родителей.

  • Опыт жестокого обращения в детстве.

 

 

 

Распечатать эту страницу
Информационный портал образовательного учреждения

 

Инновационная деятельность

 

Лучший сайт образовательной организации 2016 г.

Быстрая навигация

Подписка на новости сайта

Подписчиков - 1938

Школа - участник программы "Доступная среда"

Портал государственных и
муниципальных услуг

Воронежской области

 

 

 

squareedu100x100

eo100x100sc100x100

fcior100x100

фскн

yarod

fonddet