Определение рациональных маятниковых маршрутов. Емельянов Б.В. Экскурсоведение Начертить схему маршрута автобуса

В любом случае путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам и они имеют определенную продолжительность и цель. По мнению М. Б. Биржакова, «туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия».

Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты - один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т. д.).

Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте.

Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута - место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.

Линейный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7-10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.

Возможен также и вариант радиальных перемещений. Радиальный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Саратова приехали в Москву и после двухдневного пребывания в столице России, оставив за собой места в гостинице, совершили двухдневные выезды в Смоленск, Ростов-Великий и Владимир.

Кольцевой маршрут - путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур «Америка» (Нью-Йорк - Вашингтон - Атлантик-Сити - Филадельфия - Нью-Йорк) или тур «Золотое кольцо России» (Москва - Сергиев Посад - Ростов-Великий - Ярославль - Кострома - Иваново - Суздаль - Владимир - Москва).


При этом, место прибытия в страну или местность может быть:

а) неизменным , когда туристы, прибывая в страну, проходят только через 1-2 транзитных пункта - города (для России такими «шлюзами» являются Москва и Санкт-Петербург, для США - Лос-Анджелес и Нью-Йорк и т. д.);

б) отличным от места прибытия , когда туристы прибывают в один город, а вылетают домой из другого города (например, турист начинает тур по США из аэропорта Нью-Йорка на востоке страны, а заканчивает его, улетая домой из Лос-Анджелеса, находящегося на западе страны).

То есть в первом варианте путешествие по стране неизменно начинается и заканчивается в одном и том же пункте, а во втором варианте турист прибывает в один туристский центр, а уезжает домой из другого туристского центра (так называемые кроссинг-туры).

Комбинированный маршрут - путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радиального маршрутов в той или иной комбинации. К примеру, можно посетить тур «Золотое кольцо России» в комбинации с посещением не входящих в туристский маршрут старинных городов России - Смоленска, Твери, Нижнего Новгорода и других.

Рис. 2 .Виды туристских маршрутов

А - линейный тип маршрута

Б - кольцевой тип маршрута

В - радиальный тип маршрута

Г - комбинированный тип маршрута

Н - начальная точка маршрута

К - конечная точка маршрута

ПП 1-4 - промежуточные точки маршрута

По сезонности действиятуристские маршруты подразделяются на: круглогодичные , к которым относятся все виды маршрутов путешествий при наличии круглогодичного графика их действия и сезонные , функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня .

Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: на собственном транспорте - туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм; на арендованном специализированном транспорте - туры, на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования - туры на графиковом пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров; туры на личном транспорте туристов - специальные туры для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.

По видам используемого транспорта на туристские маршруты подразделяются на теплоходные, авиационные, автобусные, железнодорожные и комбинированные маршруты:

- теплоходные маршруты - на теплоходах речных и морских пароходств. Морские: круизные - более 1 суток, экскурсионно-прогулочные - не более 24 часов. Речные: туристско-экскурсионные рейсы - более 1 суток; экскурсионно-прогулочные - не более 24 часов;

- авиационные туры : групповые - с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний; спецавиарейсы - полная аренда самолета для специальных туристских перевозок;

- автобусные рейсы : туристско-экскурсионные - с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные - без обслуживания, может использоваться городской транспорт;

- железнодорожные туры : групповые путешествия - с использованием части мест в графиковых поездах; специальные - арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на данном маршруте;

- комбинированные туры - путешествия с использованием двух и более видов транспорта.

4. Методы планирования работы внутризаводского транспорта

4.1. Оптимальное построение кольцевых маршрутов

Исходной информацией для решения задачи являются условные схемы размещения пунктов, которые должны быть включены в маршрут, и матрица расстояний C = (c ij) между этими пунктами, (см. табл. 4.1) в километрах. Рассмотрим решение задачи построения кольцевого маршрута на примере. Исходными данными для примера будут данные табл.4.1.

Алгоритм решения состоит из нескольких шагов.

Таблица 4.1

Пункт отправления i

Пункт назначения j

Шаг 1. Исходную матрицу (треугольная матрица (табл. 4.1)) заполним так, чтобы матрица стала симметричной по отношению к главной диагонали (табл.4.2).

Таблица 4.2

Пункт отправления i

Пункт назначения j

Шаг 2. Получение приведенной матрицы.

Приведенной будем называть такую матрицу, которая имеет хотя бы один нулевой элемент. Для получения приведенной матрицы в каждой строке находим минимальный элемент и выписываем его с правой стороны матрицы. Это вектор-столбец вида (3, 3, 6, 5, 4) (см. табл.4.1). Из элементов соответствующей строки вычитаем минимальное значение элемента этой строки и получаем приведенную матрицу по строкам (см. табл. 4.3).

Таблица 4.3

отправления i

Пункт назначения j

Затем в каждом столбце находим минимальный элемент и выписываем их внизу матрицы. Это вектор-строка вида (0, 0, 2, 2, 0) (см. табл.4.3). Из элементов соответствующего столбца вычитается минимальное значение элемента этого столбца, и получают приведенную матрицу (табл.4.4). Математически доказано, что сделанные описанным способом процедуры получения приведенной матрицы (табл. 4.4) сохраняют свойства исходной матрицы.

Элемент приведенной матрицы c ij будем называть полюсом, если c ij = 0.

Таблица 4.4

отправления i

Пункт назначения j

Шаг 3. Последовательно для каждого полюса выполним следующее:

Для строки i 0 , где находится полюс, находим минимальный элемент этой строки, исключая значение только для самого этого полюса:

Для столбца j 0 , где находится полюс, находим минимальный элемент этого столбца, исключая значение только для самого этого полюса.

Находим значение параметра d(i 0 , j 0) по формуле

d(i 0 , j 0) = min (c ij) + min(c ij).

Имеем:
d 12 = 1 + 0 = 1,
d 21 = 0 + 0 = 0,
d 24 = 0 + 2 = 2,
d 35 = 2 + 1 = 3,
d 42 = 2 + 0 = 2,
d 51 = 0 + 0 = 0,
d 53 = 0 + 3 = 3.

Шаг 4. Находим параметр h(i 0 ,j 0) по формуле

h(i 0 ,j 0) = max (d ij).

Если таких значений будет несколько, можно выбрать любое. Выбранный параметр h(i 0 ,j 0) показывает направление движения: нужно двигаться из пункта i 0 в пункт j 0 . Чтобы не было возврата, делаем запрет, полагая c(j 0 ,i 0) = \\\\.

В нашем примере имеем

h 35 = 3 и h 53 = 3. Возьмем первый случай: h(i 0 ,j 0) = h 35 . Так как i 0 = 3, а j 0 = 5, то будем двигаться из пункта 3 в пункт 5 (см. рис. 4.1а.). В этом случае запрет будет иметь вид с 53 =\\\\.

Шаг 5. Вычеркиваем строку i 0 и столбец j 0 , сохраняя номера строк и столбцов матрицы неизменными. Для нашего примера это будет матрица табл. 4.5.

Таблица 4.5

Пункт назначения j

отправления i

Шаг 6. Если после вычеркивания в полученной матрице нет ни одного полюса, то необходимо создать полюса, применяя процедуры, описанные для шага 2. Получив приведенную матрицу, в которой имеются полюса, переходим к шагу 3.

Если после вычеркивания получаем матрицу (2Х2), то эту матрицу будем называть тривиальной, так как она позволяет однозначно достроить маршрут до кольцевого маршрута и получить решение задачи.

Рассмотрим последовательность действий для нашего примера.

Таблица 4.6

Пункт назначения j

отправления i

Так как в табл. 4.6 имеются полюса, то для каждого полюса находим d-параметры:

d 12 = 2 + 0 = 2,
d 21 = 0 + 0 = 0,
d 24 = 0 + 2 = 2,
d 42 = 2 + 0 = 2,
d 51 = 3 + 0 = 3.

Находим h-параметр. Получим:

h(i 0 ,j 0) = d 51 = 3.

Вычеркиваются строка i 0 = 5 и столбец j 0 = 1 и полагаем элемент c 15 =\\\\ (в нашем случае этот элемент отсутствует). Проводим стрелку от пункта 5 к пункту 1, согласно процедуре шага 4 (см. рис. 4.1б.). Однако чтобы избежать зацикливания 3 - 5 - 1 - 3, полагаем с 13 =\\\\.

После этого составляется новая матрица (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Пункт назначения j

отправления i

Так как в табл. 4.7 имеются полюса, снова рассчитываем d- и h-параметры. Получим:

d 12 = 2 + 0 = 2,
d 24 = 3 + 2 = 5,
d 42 = 3 + 0 = 3.

Анализ полученных значений дает

h(i 0 ,j 0) = d 24 = 5.

Организуем перевозку из пункта 2 в пункт 4 (см. рис. 4.1в.). Вычеркивается строка i 0 = 2 и столбец j 0 = 4. Чтобы избежать зацикливания, полагаем с 42 =\\\\. Получаем матрицу табл. 4.8.

Таблица 4.8

Рис. 4.1. Результаты конструирования маршрута (по шагам)

Предыдущая

Оставшиеся грузы необходимо распределить по складской сети в Санкт-Петербурге в соответствии с индивидуальным заданием. Потребности каждого склада представить в табл. 9 (общая потребность – 57 т, является одинаковой для всех вариантов).
Необходимо определить рациональные маятниковые маршруты доставки потребителям, если известно:

  1. Грузоподъемность одного транспортного средства составляет 1,5 т.
  2. Время работы на маршруте – 9 часов в день.
  3. Время на погрузку, разгрузку и оформление документов – 1 час.
  4. Средняя скорость движения – 25 км/час.
  5. Адрес автотранспортного предприятия – ул. Хрустальная, 27.
Далее представлен пример расчета параметров маршрута. В табл. 10 представлены исходные данные для примера.
Таблица 10 - Пример исходных данных
Этап 1. Определите расстояния между объектами логистической сети. Результаты удобно свести в табл. 11.
Таблица 11 - Пример матрицы расстояний до складов, км
Этап 2. Необходимо определить затраты времени на одну поездку (пример в табл.12).
Для расчета затрат времени необходимо использовать формулу

где t c - i- c с – индекс склада; i – индекс потребителя; l c - i – расстояние между складом и потребителем, км; l i - c – расстояние между потребителем и складом, км; t пр – время, необходимое на погрузку и разгрузку, мин; V – скорость транспортного средства, км/час.
Аналогично рассчитывается время работы на маршруте, при условии возвращения в автоколонну
где t c - i- a – время работы на маршруте, мин; с – индекс склада; i – индекс потребителя; a – индекс автоколонны; l c - i – расстояние между складом и потребителем, км.; l i - a – расстояние между потребителем и автоколонной, км.; t пр – время, необходимое на погрузку и разгрузку, мин; V – скорость транспортного средства, км/час.
Пример расчета для маршрута: Склад железнодорожной станции (далее Склад) – Склад 1

Результат представить в табл. 12
Таблица 12 - Пример расчета затрат времени на одну поездку
В табл. 12 строка маршрута «Склад – С1 – Склад» – означает, что транспортное средство загружается товаром на складе железнодорожной станции, едет до Склада 1, разгружается, а после этого возвращается обратно для последующей загрузки.
Строка маршрута «Склад – С1 – Автоколонна» означает, что транспортное средство загружается товаром на складе предприятия, едет до Склада 1, разгружается, а после этого возвращается в Автоколонну и больше в этот день не возит товар.
Этап 3. Составляем исходную рабочую матрицу (табл. 13).
Таблица 13 - Пример исходной матрицы
Наименьшую оценку (-4) имеет пункт назначения Склад 3, а наибольшую оценку (11) Склад 2. Это означает, что начальным пунктом маршрута будет Склад 2, и весь рабочий день транспортное средство будет отвозить грузы в этот склад и лишь последняя поездка будет на Склад 3, откуда автомобиль поедет в автоколонну. Это необходимо для минимизации порожнего пробега.
Маршрут номер 1 для одного автомобиля: Автоколонна – Склад – Склад 2 – Склад – Склад 3 – Автоколонна. Известно, что время работы на маршруте составляет 9 часов в день (540 мин). Если автомобиль обслужит Склад 3 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 108 мин (табл. 12). Следовательно, на обслуживание Склада 2 остается 432 мин (540-108).
Если время на поездку на Склад 2 и обратно составляют 74 мин, то в этот пункт автомобиль сможет сделать 5 поездок. Но по условиям задачи необходимо лишь 4.
Таким образом, маршрут этого транспортного средства на рабочий день включает 4 поездки на Склад 2 и одну на Склад 3 (результаты представлены в табл. 18).
Этап 4. Определяем новую исходную матрицу (табл.14).
Таблица 14 - Исходная матрица

Наибольшую оценку разности расстояния имеет Склад 1, а наименьшую Склад 3.
Маршрут номер 2 для одного автомобиля: Автоколонна – Склад – Склад 1 – Склад – Склад 3 – Автоколонна. Известно, что время работы на маршруте составляет 9 часов в день (540 мин). Если автомобиль обслужит Склад 3 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 108 мин. Следовательно, на обслуживание Склада 1 остается 432 мин (540-108).
Если время на поездку на Склад 1 и обратно составляют 118 мин, то в этот пункт автомобиль сможет сделать 4 поездки.
Этап 5. Определяем новую исходную матрицу (табл. 15).
Таблица 15 - Исходная матрица

Наибольшую оценку разности расстояния имеет Склад 5, а наименьшую Склад 3.
Маршрут номер 3 для одного автомобиля: Автоколонна – Склад – Склад 5 – Склад – Склад 3 – Автоколонна. Известно, что время работы на маршруте составляет 9 часов в день (540 мин). Если автомобиль обслужит Склад 3 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 108 мин. Следовательно, на обслуживание Склада 1 остается 432 мин.
Если время на поездку на Склад 5 и обратно составляют 146 мин, то в этот пункт автомобиль сможет сделать 2 поездки. После двух поездок останется еще 140 минут. Это позволит совершить еще одну поездку в пункт 4.
Полученный маршрут представлен в табл. 18
Этап 6. Определяем новую исходную матрицу (табл. 16)
Наибольшую оценку разности расстояния имеет Склад 4, а наименьшую Склад 3.
Таблица 16 - Исходная матрица

Маршрут номер 4 для одного автомобиля: Автоколонна – Склад – Склад 4 – Склад – Склад 3 – Автоколонна. Известно, что время работы на маршруте составляет 9 часов в день (540 мин). Если автомобиль обслужит Склад 3 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 108 мин. Следовательно, на обслуживание Склада 4 остается 432 мин. Это позволит автомобилю сделать 3 поездки.
Полученный маршрут представлен в табл. 18
Этап 7. Определяем новую исходную матрицу (табл. 17).
Таблица 17 - Исходная матрица

Наибольшую оценку разности расстояния имеет Склад 4, а наименьшую Склад 3.
Маршрут номер 5 для одного автомобиля: Автоколонна – Склад – Склад 4 – Склад – Склад 3 – Автоколонна.
Полученный маршрут представлен в табл. 18
Таблица 18 - Сводная маршрутная ведомость

Маршрут Показатели маршрута
Количество поездок Объем перевозок, т Количество автомобилей, шт. Время работы, мин
1 Склад – Склад 2 - Склад 4 5,0 1 296
1 1,5 108
Итого 5 6,5 1 404
2 Склад – Склад 1 - Склад 4 6,0 1 472
Склад – Склад 3 - Автоколонна 1 1,5 108
Итого 5 7,5 1 580
3 Склад – Склад 5 - Склад 2 3,0 1 292
Склад – Склад 4 – Склад 1 1,5 137
Склад – Склад 3 - Автоколонна 1 1,5 108
Итого 4 6,0 1 537
4 Склад – Склад 4 – Склад 3 4,5 1 411
Склад – Склад 3 - Автоколонна 1 1,5 108
Итого 4 6,0 1 519
5 Склад – Склад 4 – Склад 1 1,0 1 137
Склад – Склад 3 – Склад 3 4,5 1 354
Склад – Склад 3 – Автоколонна 1 1,5 1 108
Итого 5 7,0 1 599
Итого 23 33 5 2639

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО СКЛАДСКОЙ СЕТИ
В ходе работы над курсовым проектом грузы были распределены между складами (табл. 9). Далее необходимо прикрепить выбранные вами магазины к складам, для организации дальнейших поставок. Всего в течение месяца будет необходимо развести по магазинам следующий объем грузов (табл.19).
Таблица 19 - Адреса магазинов в Санкт-Петербурге
Прикрепление потребителей (магазинов) к складам осуществляется с применением методов линейного программирования.
Постановка задачи.
Имеется 5 поставщиков (склады логистической сети), располагающих определенным количеством продукции (табл. 9), и 5 потребителей (магазины), у которых есть потребность в данной продукции (табл. 19). Необходимо определить транспортные затраты на доставку груза от любого поставщика до любого потребителя и прикрепить потребителей так, чтобы суммарные транспортные расходы по доставке продукции поставщикам были минимальными.
Этап 1. Определяем транспортные затраты. Затраты на транспортировку зависят от расстояния от склада до потребителя. Стоимость перевозки одной тонны груза на один километр составляет 50 руб/т. Предположим, что расстояние от Склада 1 до Магазина 1 составляет 24 км, тогда стоимость доставки одной тонны груза составит 1200 руб.
Информацию о расстояниях необходимо определить самостоятельно, используя ресурс maps.google.ru . Результаты расчета стоимости доставки груза представить в виде табл. 20.
Для построения экономико-математической модели введем обозначения: i – номер поставщика (i = 1,…,m ), m – количество поставщиков (в курсовом – 5); j - номер потребителя (j = 1,…,n ), n – количество поставщиков (в курсовом – 5); A i – ресурсы i -го поставщика, т.е. количество груза, которое поставщик может поставить потребителям (табл.9), т; В j – потребность в продукции j -го потребителя (табл. 19), т; C ij – транспортные расходы по доставке одной тонны груза от i -го поставщика j -му потребителю, руб./т.; X ij i -го поставщика j -му потребителю, т. Эта величина неизвестна и подлежит определению.
Транспортные расходы по доставке одной тонны груза от i -го поставщика j -му потребителю
Экономико-математическая модель должна содержать целевую функцию, системы ограничений и условия неотрицательности переменных. В рассматриваемой задаче необходимо свести к минимуму транспортные расходы

гдеC ij – транспортные расходы по доставке одной тонны груза от i -го поставщика j -му потребителю, руб./т.; X ij – количество продукции, поставляемой от i -го поставщика j -му потребителю, т.
Достижение минимального значения целевой функции происходит при определенных условиях (ограничениях). Первое из них состоит в том, что по оптимальному варианту от каждого поставщика планировалось то количество продукции, которым он располагает

Второе заключается в том, что по оптимальному плану количество продукции каждому потребителю должно соответствовать его потребности

Наконец, в модели указывается условие не отрицательности переменных
x i ≥0.
После построения модели решается задача прикрепления поставщиков потребителям. Расчеты могут выполняться методом потенциалов (табл. 21). В этой таблице кроме ресурсов поставщиков, потребностей потребителей и транспортных расходов, имеются столбец и строка для записи потенциалов U i и V j , которые дают возможность определить оптимальность плана закрепления поставщиков за потребителями. В правом верхнем углу ячеек указана стоимость доставки продукции (руб/т).
Этап 1. Составление исходного плана. Для составления исходного плана воспользуемся приемом, который называется «метод северо-западного угла». Согласно этому методу заполнение таблицы следует начинать с левого верхнего квадрата и с позиции этого квадрата сравнить ресурсы первого поставщика (15 т) и потребности первого потребителя (6 т), выбрать меньшее из них и записать в данный квадрат, которые теперь называется «загруженным» (табл. 22). Это означает, что потребности первого потребителя удовлетворены. Затем необходимо подвинуться вправо и сравнить оставшиеся у первого поставщика ресурсы (15 – 6 = 9) и потребность второго потребителя (16), записав меньшую цифру в ячейку первой строки второго столбца, передвинуться вниз, т.к. ресурсы первого поставщика закончились, а потребность второго потребителя еще не удовлетворена. Так, двигаясь шаг за шагом, получаем исходный план.
Таблица 21 - Исходные данные

Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков A i , т
Поставщик V j U i V 1 V 2 V 3 V 4 V 5
C1 U 1 X 11 1200 X 12 1300 X 13 1700 X 14 2500 X 15 2900 15
C2 U 2 X 21 1500 X 22 1600 X 23 500 X 24 2000 X 25 2800 6
C3 U 3 X 31 800 X 32 900 X 33 850 X 34 1200 X 35 2900 9
C4 U 4 X 41 1900 X 42 1500 X 43 1300 X 44 1700 X 45 2900 18
C5 U 5 X 51 700 X 52 1300 X 53 1800 X 54 2100 X 55 2200 9
Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

Таблица 22 - Исходный план прикрепления потребителей к поставщикам

Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков A i , т
Поставщик V j U i
C1 6 1200 9 1300 1700 2500 2900 15
C2 1500 6 1600 500 2000 2800 6
C3 800 1 900 8 850 1200 2900 9
C4 1900 1500 2 1300 16 1700 2900 18
C5 700 1300 1800 1 2100 8 2200 9
Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

Этап 2. Проверка исходного плана. Необходимо проверить исходный план на соответствие следующим условиям:
Число «загруженных» клеток в таблице должно быть на единицу меньше суммы чисел поставщиков и потребителей, в рассматриваемом примере 9 (5 + 5 – 1), т.е. условие соблюдено.
Не должно быть ни одного занятого квадрата, который оказался бы единственным в строке и столбце таблицы, т.е. условие соблюдено.
Этап 3. Проверка на оптимальность. Для осуществления проверки исходного плана на оптимальность необходимо рассчитать потенциалы U i и V j . Эти потенциалы определяются только для «загруженных» ячеек. Сумма индексов U i и V j должна быть равна транспортным издержкам соответствующих ячеек. В этом примере U 1 + V 1 = 1200; U 1 + V 2 = 1300; U 2 + V 2 = 1600; U 3 + V 2 = 900; U 3 + V 3 = 850; U 4 + V 3 = 1300; U 4 + V 4 = 1700; U 5 + V 4 = 2100; U 5 + V 5 = 2200.
Индексы определяем следующим образом: 1) принимаем U 1 = 0 (так всегда); 2) из первого уравнения получаем V 1 = 1200 – 0 = 1200; 3) из второго уравнения получаем V 2 = 1300 – 0 = 1300; 4) точно также, решая все уравнения, определяем потенциалы для всех потребителей и поставщиков (табл. 23).
Далее для «незагруженных» ячеек рассчитывается C ij =U i +V j (в табл. 23 рассчитанные значения представлены курсивом).
Полученные значения C ij , как правило, отличаются от значений C ij (транспортные расходы). Если во всех «незагруженных» ячейках соблюдается неравенство C ij ≤C ij , то план считается оптимальным. В рассматриваемом примере есть ячейки, в которых это неравенство не соблюдается, а значит, план не является оптимальным.
Таблица 23 - Исходный план прикрепления потребителей к поставщикам с рассчитанными значениями потенциалов
Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков A i , т
Поставщик V j U i 1200 1300 1250 1650 1750
C1 0 6 1200 9 1300 1250 1700 1650 2500 1750 2900 15
C2 300 1500 1500 6 1600 1550 500 1950 2000 2050 2800 6
C3 - 400 800 800 1 900 8 850 1250 1200 1350 2900 9
C4 50 1250 1900 1350 1500 2 1300 16 1700 1700 2900 18
C5 450 1650 700 1750 1300 1700 1800 1 2100 8 2200 9
Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

Этап 4. Улучшение исходного плана. Это происходит путем перемещения поставки в «незагруженную» ячейку, в которой C ij -C ij =max. В нашем примере это квадрат С2-М3 (1550 – 500 = 1050). В случае если разность окажется одинаковой для нескольких ячеек, следует выбрать любую ячейку произвольно.
Итак, в рассматриваемом примере поставка должна быть перемещена в квадрат С2-М3. Перемещения производятся в определенном порядке с тем, чтобы не были нарушены условия, выраженные в приведенных выше уравнениях. Для этого образуем связку, т.е. замкнутую ломаную линию, состоящую из вертикальных и горизонтальных отрезков, таким образом, чтобы одной из вершин образованного многоугольника был квадрат, куда производится перемещение, а остальные вершины находились в «загруженных ячейках». В табл. 2 представлен такой многоугольник.
После образования связи свободному квадрату и связанным с ним «загруженным» ячейкам присваиваются поочередно знаки « + » и « – », начиная со свободного квадрата.
Таблица 24 - Перемещение поставки в квадрат С2-М3


Среди тех квадратов, которые отмечены знаком « – », выбираем наименьший объем поставки (6 т.). Именно этот объем подлежит перемещению из квадратов со знаком « – » в квадраты со знаком « + ». В результате получен новый план (табл. 25). Таблица 25 - Скорректированный план прикрепления потребителей к поставщикам
Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков, A i , т
Поставщик V j U i
C1 6 1200 9 1300 1700 2500 2900 15
C2 1500 1600 6 500 2000 2800 6
C3 800 7 900 2 850 1200 2900 9
C4 1900 1500 2 1300 16 1700 2900 18
C5 700 1300 1800 1 2100 8 2200 9
Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

Повторяем описанные выше шаги. Результат представлен в табл. 26 Таблица 26 - План прикрепления потребителей к поставщикам с рассчитанными значениями потенциалов


Это решение также не является оптимальным, следовательно, необходимо его улучшить путем перенесения поставок в свободные ячейки (в ячейку С5-М1). Результат представлен в табл. 27 Таблица 27 - Скорректированный исходный план прикрепления потребителей к поставщикам
Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков A i , т
Поставщик V j U i
C1 5 1200 10 1300 1700 2500 2900 15
C2 1500 1600 6 500 2000 2800 6
C3 800 6 900 3 850 1200 2900 9
C4 1900 1500 1 1300 17 1700 2900 18
C5 1 700 1300 1800 2100 8 2200 9
Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

Проверим его на оптимальность (табл. 28). Таблица 27 - План прикрепления потребителей к поставщикам с рассчитанными значениями потенциалов

Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков A i , т
Поставщик V j U i 1200 1300 1250 1650 2750
C1 0 5 1200 10 1300 1250 1700 1650 2500 2750 2900 15
C2 -750 450 1500 550 1600 6 500 900 2000 2000 2800 6
C3 - 400 800 800 6 900 3 850 1250 1200 2350 2900 9
C4 50 1250 1900 1350 1500 1 1300 17 1700 2800 2900 18
C5 - 500 1 700 800 1300 750 1800 1150 2100 8 2200 9
Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

Полученное решение является оптимальным, так как для всех ячеек соблюдается неравенство C ij ≤C ij .

Основные положения. Технологический маршрут, отражая рациональную последовательность обработки детали, по своему содержанию является основной частью технологического процесса. Построение такого маршрута представляет собой технологическую задачу и следовательно может иметь несколько решений, из которых только одно окажется наиболее рациональным. Поэтому порядок разработки его целесообразно свести в единую логическую схему (рис 49), состоящую из трех последовательно осуществляемых стадий: 1) изучения исходных данных; 2) подготовки к построению технологического маршрута; 3)построения технологического маршрута.

Рис 49. Схема мыслительных действий токаря при построении технологического маршрута

На 1-й стадии изучаются исходные данные, которые для конкретного рабочего места состоят из рабочего чертежа, заготовки, количества деталей в обрабатываемой партии и технических возможностей станка.

Рассматривая чертеж детали, следует в первую очередь определить точность выполнения размеров, формы и расположения поверхностей, их шероховатость. Допустимые погрешности этих четырех элементов технических требований, предъявляемых к точности обработки детали, указываются на чертежах условными обозначениями, предусмотренными ЕСКД (см. § 10). Кроме того, необходимо обратить внимание на форму, материал и вид термообработки детали, а также характер простановки размеров, которые могут существенно влиять на принятие определенного технологического решения. Например, если деталь подлежит термообработке, ее точные поверхности предварительно обрабатывают на токарном станке с припуском на шлифование. По простановке размеров можно установить измерительные базы и последовательность обработки поверхностей детали.

Сопоставляя заготовки с чертежом детали надо определить достаточность припусков на обработку, отсутствие значительного перекоса, смещения и кривизны поверхностей.

В зависимости от объема партии деталей надо принять решение о степени расчленения технологического маршрута. Если предстоит обработать только одну деталь на одном станке, то весь технологический маршрут будет состоять. из одной операции. Когда же обрабатывается партия деталей, технологический маршрут делят на ряд операций, количество которых соответственно зависит от величины партии.



Значение технических возможностей станка (наибольший диаметр обработки, пределы частот вращения и подач, мощность двигателя, наличие заднего резцедержателя и др.)позволяет наиболее полно использовать их при выборе того или иного варианта технологического процесса.

На 2-й стадии технологической подготовки выбираются способы обработки, установочные базы и способы установки заготовок на станке.

Любая поверхность может быть обработана различными способами, каждый из которых оправдывает себя в определенных условиях и при определенных требованиях к точности обработки. Из всех возможных способов обработки следует выбирать наиболее производительный (по принципу наибольшей производительности). Если этот способ не обеспечивает необходимые технические требования, то предварительную обработку выполняют наиболее производительным способом, а окончательную - тем, который позволяет достичь требуемой точности обработки. Например, при обтачивании цилиндра наиболее производительно весь припуск срезать за один проход. Когда же обрабатываемая деталь обладает недостаточной жесткостью или точность обработки высокая, обтачивание выполняют за два перехода: вначале предварительным точением срезают основную часть припуска, затем чистовым производят чистовую обработку с малой глубиной резания и подачей.

Технологические базы выбирают, руководствуясь правилами, изложенными в §21. Затем соответственно принятым базам намечают способы установки заготовок на станке в зависимости от требуемой жесткости крепления и точности центрирования.

Таблица 3

Условные обозначения, применяемые в технологических процессах

Способ установки заготовки или наименование Обозначение
Установка в патроне
Установка в патроне с упором в торец
Установка в патроне и заднем центре с упором в торец
Установка в центрах (передний упорный, задний вращающийся)
Установка в центрах (передний поводково-плавающий, задний вращающийся)
Установка в центрах (передний рифленый, задний вращающийся)
Установка в центрах и подвижном люнете (см. рис 156. 6)
Установка в центрах и неподвижном люнете (см. рис 156, а)
Установка на цилиндрической разжимной оправке (см. рис 72, б)
Установка на цилиндрической патронной оправке (см. рис 72, г)
Установка на конической патронной оправке
Установка на резьбовой Оправке с упором в торец (см. рис 72, в)
Продольный упор
Продольный упор с длиноограничителем
Продольный многопозиционный упор

Короткие заготовки с черновой или предварительно обработанной базой закрепляют в самоцентрирующем патроне с закаленными кулачками. При большом припуске на обработку такие заготовки целесообразно поджимать задним центром.

Короткие заготовки с окончательно обработанной чистовой базой (когда к точности взаимного расположения поверхностей детали предъявляют высокие требования) закрепляют в патроне с сырыми кулачками или с помощью упругой втулки, растачивая их по диаметру принятой базы.

Предварительную обработку длинных заготовок выполняют в патроне и заднем центре, окончательную - в центрах.

3-я стадия -завершающая. Устанавливается последовательность обработки, количество и состав операций. При этом рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. В первую операцию (уставов) наряду с другими переходами включать переходы по подготовке последующей чистовой технологической базы.

2. Черновую и чистовую обработку точением выполнять в различных операциях.

3. Переходы, нуждающиеся в особой наладке станка (некоторые способы обработки конусов, резьб, фасонных поверхностей), выделять в самостоятельные операции.

4. В операцию по окончательной обработке резцами точных поверхностей не включать переходы, нуждающиеся в поворотах резцедержателя.

5. В одной операции нецелесообразно выполнять сверление и растачивание отверстий.

Оформление технологического маршрута. Для производственного предприятия основным технологическим документом служит маршрутная карта, предусмотренная ЕСТД (единой системой технологической документации) по ГОСТ 3. 1105-74 (см. Приложение 1). Карта содержит сведения о последовательности выполнения операций, их привязке к цехам и участкам предприятия, наименовании применяемых станков, приспособлений и инструментов и некоторые другие данные. Однако исходя из особенности задач развития технологического мышления у учащихся - молодых рабочих, текстовой материал такой карты желательно для большей наглядности сопровождать графическим изображением. Поэтому для учебных целей целесообразно пользоваться несколько упрощенной маршрутной картой (см. табл. 4), расчленяя в ней операции на установы, переходы и сопроводив их схемами технологических установов. При заполнении такой карты рекомендуется руководствоваться следующими правилами.

1. Операции и переходы обозначать арабскими цифрами 1, 2, 3 и т. д. ; установы - прописными буквами русскою алфавита А, Б, В.

2. В графе «Содержание установов и проходов» указания выражать глаголом в повелительной форме: установить, закрепить, обточить, подрезать, сверлить. При этом размеры и предельные отклонения обрабатываемой поверхности в тексте не указывать. Вместо них проставлять в кружке порядковый номер размера поверхности из схемы технологического установа. Например: расточить отверстие 1, развернуть отверстие 2, обточить цилиндр 3, выточить канавку 4, нарезать резьбу 5, проточить фаску 6, отрезать заготовку в размер 7, подрезать торец в размер 8, обточить фасонную поверхность 9 предварительно (окончательно) и т. д.

3. В графе «Схемы установов» заготовки изображаются в произвольном масштабе на стадии завершения операционной обработки, обрабатываемые поверхности которых обводятся сплошными линиями увеличенной толщины (в 2-3 раза толще основной линии чертежа). Кроме того, на схемах указываются размеры, подлежащие выполнению в данной операции (установе). Нумеруются они арабскими цифрами в кружках диаметром 6-8 мм и располагаются вне контура детали в направлении движения часовой стрелки.

Способы крепления заготовок и некоторые другие сопутствующие сведения указываются на схемах условными обозначениями (табл. 3).

Контрольные вопросы:

Воспроизведите и объясните структурную схему мыслительных действий токаря при построении технологического маршрута.

Как оформляется технологический маршрут?

Воспроизведите условные обозначения, применяемые в технологических процессах.

Навигационное приложение OsmAnd позволяет строить маршруты различных типов, а также сохранять эти маршруты в память устройства для дальнейшего использования.
Рассмотрим несколько вариантов построений маршрута.

Прежде чем прокладывать маршрут из текущей позиции, необходимо определить своё местоположение. Чтобы максимально точно определить своё местоположение, нужно обратить внимание сразу на несколько параметров на экране карты:

  • Количество видимых спутников. Не менее 6 из 12, лучше больше.
  • Скорость. Желательно 0 км/ч.
  • Состояние кнопки «Где я?» должно соответствовать значению «Карта привязана к местоположению».
  • В диалоге «Планирование маршрута» активируйте раскрывающийся список «Из:» и в качестве начальной позиции маршрута выберите пункт «Моё местоположение».

После того как местоположение определено и совпадает с центром карты, можно прокладывать маршрут.

  1. При помощи диалога «Поиск» выберите конечную цель маршрута и активируйте ее жестом «Двойное касание»;
  2. В открывшемся всплывающем контекстном меню точки активируйте кнопку «Маршрут», расположенную в правой нижней части экрана с картой.
  3. Всплывающее контекстное меню точки закроется, и откроется режим планирования маршрута;
  4. Если нужно, ознакомьтесь с текстовым описанием маршрута, нажав кнопку «Информация»;

По достижении конечной цели маршрута открывается диалог «Вы прибыли в пункт назначения».

В правой части экрана расположены 3 кнопки по вертикали:

  • «Закрыть» - закрывает диалог и предоставляет возможность продолжить навигацию по точке привязки;
  • «Пересчитать маршрут» - перепрокладывает маршрут от текущего на данный момент местоположения до конечной цели;
  • «Завершить навигацию» - отменяет навигацию по маршруту.

Построение маршрута с использованием голосовой команды «Маршрут»

  1. Установите соответствующий профиль навигации любым доступным способом;
  2. Привяжите карту к текущему местоположению, активировав кнопку «Где я?»;
  3. При помощи диалога «Поиск» выберите конечную цель маршрута и активируйте её жестом «Двойное касание»;
  4. В открывшемся всплывающем контекстном меню точки активируйте кнопку «Установить как пункт назначения», расположенную в нижней части экрана с картой. (Если установлен флаг на элементе списка «Маркеры» (Использовать маркеры на карте), расположенному по пути: «Главное меню»/«Настройки»/«Специальные возможности», активируйте кнопку «Дополнительно» и в открывшемся диалоге нажмите кнопку «Установить как пункт назначения»).
  5. Выполните голосовую команду «Маршрут». Будет рассчитан и проложен маршрут от текущей позиции к конечной цели.
Примечание: если необходимо изменить параметры проложенного маршрута, то для вызова режима планирования маршрута активируйте кнопку «Маршрут» на экране с картой.

  1. В открывшемся диалоге «Планирование маршрута» активируйте раскрывающийся список «Из:» и в качестве начальной позиции маршрута определите «Моё местоположение».
  2. В раскрывающемся списке «К:» определите пункт назначения, выбрав его, например, из «Избранное»;
  3. Нажмите кнопку «Поехали».

Построение маршрута с использованием голосового ассистента «Дуся»

  1. Активируйте ассистент любым доступным способом;
  2. После звукового сигнала произнесите запрос «Поехали»;
  3. Будет предложено продиктовать адрес.
  4. После звукового сигнала произнесите необходимый адрес;
  5. Откроется приложение OsmAnd с активным режимом «Планирование маршрута», и к данному адресу будет проложен маршрут;
  6. Для начала навигации нажмите кнопку «Поехали».

Настройка голосового ассистента «Дуся» для работы с приложением OsmAnd

  1. Необходимо отключить всю активацию, поскольку при работе с приложением OsmAnd мы рекомендуем активировать голосовой ассистент с помощью виджета;
  2. Установить OsmAnd, как навигатор по умолчанию;
  3. После необходимой настройки голосового ассистента войдите в раздел «Приложения» на вашем устройстве и поместите ярлык «Дуся старт» на экран, с которого запускается приложение OsmAnd.

Список примерных запросов голосового ассистента «Дуся»

Маршрут от конечной цели к текущей позиции

  1. С помощью кнопки «Где я?» определите ваше текущее местоположение;
  2. Состояние кнопки «Где я?» должно соответствовать значению «Карта привязана к местоположению»;
  3. Жестом «Двойное касание с удержанием» по элементу «Карта» активируйте всплывающее контекстное меню точки;
  4. При помощи диалога «Поиск» выберите объект, от которого вы собираетесь двигаться к текущей позиции и активируйте его жестом «Двойное касание»;

  5. Диалог закроется, и откроется режим планирования маршрута;
  6. В открывшемся диалоге выберите и настройте соответствующий профиль маршрута: «Автомобиль», «Велосипед», «Пешеход»;

Примечание:

Маршрут с двумя удаленными позициями - это маршрут, в котором пункт отправления и пункт назначения находятся на значительном удалении от вашего местоположения.

Построение маршрута с использованием всплывающего контекстного меню точки

  1. При помощи диалога «Поиск» выберите пункт назначения и активируйте его жестом «Двойное касание»;
  2. В открывшемся всплывающем контекстном меню точки активируйте кнопку «Установить как пункт назначения», расположенную в нижней части экрана с картой. Если установлен флаг на элементе списка «Маркеры» (Использовать маркеры на карте), расположенному по пути: «Главное меню»/«Настройки»/«Специальные возможности», активируйте кнопку «Дополнительно» и в открывшемся диалоге нажмите кнопку «Установить как пункт назначения»);
  3. Открывшийся диалог «Путевые точки» закройте кнопкой «Вернуться на карту»;
  4. При помощи диалога «Поиск» выберите пункт отправления и активируйте его жестом «Двойное касание»;
  5. В открывшемся всплывающем контекстном меню точки активируйте кнопку «Дополнительно», расположенную в нижней части экрана с картой;
  6. В открывшемся диалоге активируйте кнопку «Пункт отправления»;
    Диалог закроется и откроется режим планирования маршрута;
  7. В открывшемся диалоге выберите и настройте соответствующий профиль маршрута: «Автомобиль», «Велосипед», «Пешеход»;
  8. Если нужно, ознакомьтесь с текстовым описанием маршрута, нажав кнопку «Информация».

Построение маршрута посредством диалога «Главное меню»\«Маршрут» или кнопки «Маршрут» на экране с картой

  1. Войдите в «Главное меню» и активируйте пункт «Маршрут» или нажмите кнопку «Маршрут» прямо на экране с картой;
  2. В открывшемся диалоге «Планирование маршрута» активируйте раскрывающийся список «Из:» и в качестве начальной позиции маршрута выберите пункт «Адрес». Введите желаемый адрес и нажмите кнопку «Ок».
  3. В раскрывающемся списке «К:» определите пункт назначения, выбрав его, например, из «Избранное».

Примечание:

Маршрут с промежуточными точками- это такой маршрут, следуя по которому нужно посетить несколько объектов, прежде чем мы достигнем пункта назначения. Остается только понять, как добавить в маршрут промежуточные точки и как выстроить их в нужном для посещения порядке.

Маршрут из текущей позиции к конечной цели

  1. Для начала нужно добавить к избранным объекты, которые нам нужны, то есть все промежуточные пункты и конечную цель маршрута;
  2. Войдите в раздел «Главное меню»\«Мои места»;
  3. Во вкладке «Мои избранные» активируйте пункт «Выберите пункты назначения»;
  4. Установите флаги рядом с теми объектами, которые планируете посетить;
  5. Активируйте кнопку «Выберите пункты назначения» в верхнем правом углу экрана;
  6. В открывшемся диалоге с помощью кнопок «Переместить вниз», «Переместить вверх» вы сможете откорректировать последовательность объектов в маршруте, а также с помощью кнопки «Упорядочить по расстоянию», рассчитать оптимальный маршрут посещения объектов. Для сохранения результата необходимо активировать кнопку «Ок»;
  7. Закройте диалог «Мои места»;
  8. Определите своё текущее местоположение, активировав на экране с картой кнопку «Где я?»;
  9. На экране с картой нажмите кнопку «Маршрут»;
  10. В открывшемся диалоге выберите и настройте соответствующий профиль навигации: «Автомобиль», «Велосипед», «Пешеход»;
  11. Если нужно, ознакомтесь с текстовым описанием маршрута, нажав кнопку «Информация»;
  12. В режиме планирования маршрута активируйте кнопку «Поехали», и можно начинать движение по заданному маршруту.

Примечание к диалогу «Выберите пункты назначения»:

  1. Если установить флаг рядом с категорией, то все объекты в категории будут выбраны. Если войти в категорию, можно выбрать отдельные объекты. Для этого необходимо установить флаги рядом с соответствующими объектами.
  2. Важна последовательность, в которой выставляются флаги рядом с объектами при выборе. Именно в данной последовательности и будут упорядоченый объекты в маршруте. Последний объект, рядом с которым установлен флаг, станет конечной целью маршрута.

Общие примечания:

  1. Если промежуточной точкой маршрута является перекрёсток, желательно чтобы название улицы, по которой осуществляется движение, в описании имени перекрёстка стояло на первом месте;
  2. Во время следования по маршруту промежуточные точки исчезают из диалога «Путевые точки» по мере их достижения;
  3. Если при движении по маршруту очередная промежуточная точка по какой-либо причине не была достигнута, программа не сможет корректно обработать оставшуюся часть маршрута;
  4. Программа не всегда ведёт по маршруту в той последовательности, в которой отсортированы промежуточные точки. Это зависит от ряда параметров: правил дорожного движения, настроек профиля навигации, подробности карты и т.д;
  5. Если последовательность точек в уже проложенном маршруте нужно поменять местами, сократить или упорядочить по расстоянию, необходимо воспользоваться пунктом «Путевые точки», который находится в главном меню программы;
  6. Прокладывать маршрут с промежуточными точками, находящимися на незначительном расстоянии друг от друга, не рекомендуется. В данном случае предпочтительней воспользоваться другими функциями программы.

Использование GPX трека

Для работы с GPX треками необходимо включить плагин «Запись поездки».
Плагин активирует функции для записи и сохранения GPX треков и позволяет записать пройденные вами маршруты в файл.
Активировать Плагин можно по следующему пути: «Главное меню»\«Плагины»\«Запись поездки».
Для быстрого доступа к записи трека из режима «Карта», необходимо в настройках экрана в каждом навигационном профиле поставить флаг «Запись GPX». Тогда данная кнопка будет отображаться на экране с картой.

Описание интерфейса плагина «Запись GPX трека»

По умолчанию запись трека выключена, а кнопка «Запись GPX» находится в позиции «GPX». При её активации открывается диалог со следующими параметрами:

  • «Интервал записи» - показывает с каким интервалом будут записываться точки в маршрут. Настроить параметр можно с помощью регулятора, расположенного ниже. Например, чтобы выставить интервал сохранения 10 секунд, установите значение регулятора yf 41%. Чем выше скорость движения, тем меньший интервал сохранения требуется;
  • Флаг «Запомнить мой выбор» - если установить флаг, программа запомнит выбранный интервал записи и при следующем старте будет его использовать;
  • «Отмена» - закрывает диалог. Запись трека не стартует;
  • «Ok» - закрывает диалог. Включает запись трека.

Если запись трека включена, при активации кнопки «Запись GPX» открывается диалог со следующими параметрами:

  • «Остановить запись GPX» - останавливает запись трека, но не сохраняет его;
  • «Начать запись нового сегмента» - начинает запись нового пути в тот же трек;
  • «Сохранить текущий трек GPX» - сохраняет пишущийся трек (запись не останавливается).

Примечание:

  1. Если трек предполагает некоторое количество достаточно резких поворотов, то на каждом из поворотов желательно остановиться и постоять то время, которое выставлено в интервале сохранения. Это необходимо для того, чтобы на данном повороте была программно установлена точка. В этом случае при движении по записанному маршруту поворот будет определяться наиболее точно.
  2. После достижения конечной цели необходимо сначала остановить запись GPX, а затем сохранить текущий трек GPX. При сохранении трека программа не выдает никаких оповещений.
  3. Если плагин «Запись поездки» не активирован и не отображается в настройках приложения, то в настройках экрана элемент «Запись GPX» отсутствует.

Запись и сохранение GPX трека

Прежде чем вы приступите к записи трека, проделайте следующее:

  1. Убедитесь в достаточном количестве спутников;
  2. Проверьте, привязана ли карта к местоположению;
  3. Активируйте кнопку «Запись GPX»;
  4. Установите необходимый интервал сохранения точек;
  5. Нажмите кнопку «Ок»;
Начнется запись трека. Отслеживать пройденный путь можно по кнопке «Запись GPX», на которой будет обозначаться количество пройденных метров/километров.

Прежде чем вы приступите к сохранению трека, проделайте следующее:

  1. Когда вы достигли пункта назначения, активируйте кнопку «Запись GPX»;
  2. Выберите пункт «Остановить запись GPX»;
  3. Снова активируйте кнопку «ЗаписьGPX»;
  4. Выберите пункт «Сохранить текущий трек GPX»;
  5. Если нужно, переименуйте записанный трек. Сделать это можно в диалоге «Мои места», вкладка «Мои треки».

Работа с GPX треком

Загрузить ранее записанный GPX трек можно, пройдя по следующему пути: кнопка «Маршрут»\«Дополнительно»\«GPX маршрут». В раскрывшемся диалоге активируйте пункт «Выберите GPX». Далее выберите нужный GPX трек и активируйте его двойным касанием по имени трека.
В открывшемся диалоге с маршрутными настройками появятся флаги управления GPX треком:

  • «Выбрать обратное направление пути» - если требуется пройти маршрут в обратном направлении, установите этот флаг;
  • «Пройти весь путь»- если требуется пройти маршрут от точки старта до точки финиша, установите этот флаг. Особенно полезен этот флаг в ситуации, когда при достаточно продолжительном треке точка старта и точка финиша находятся на сравнительно небольшом расстоянии;
  • «Рассчитать маршрут OsmAnd для первого и последнего сегмента маршрута» - (Установлен по умолчанию).
    Чтобы начать движение по маршруту, необходимо закрыть окно управления GPX треком и нажать кнопку «Поехали».

Примечание:

  1. Если вы находитесь далеко от траектории маршрута, то программа будет периодически выдавать сообщения об отклонении от маршрута на такое-то количество метров или километров. При этом по запросу маршрутной инструкции будет выдаваться первая инструкция маршрута. Индикация направления будет указывать на первую маршрутную точку, то есть на начало маршрута. Таким образом, находясь вне траектории маршрута, мы можем ознакомиться с его текстовым описанием и узнать направление к его начальной точке.
  2. Если загружать трек, находясь на его траектории, то будет рассчитан маршрут оставшегося участка пути.
  3. Вне траектории маршрута программа не всегда реагирует на запрос маршрутных инструкций. Это касается голосовой команды «Куда идти?» и жеста двойного касания к элементу «Карта».
    При этом продолжают нормально работать тактильная и звуковая индикация направления и автоматические программные инструкции.
  1. Прежде чем вы начнете движение по треку, нужно ознакомиться с его текстовым описанием. Сделать это можно в режиме планирования маршрута, во вкладке «Информация»;
  2. Желательно запомнить направление поворотов и их количество;
  3. При движении по маршруту приоритетной инструкцией является тактильная или звуковая индикация направления;
  4. Автоматические инструкции программы можно игнорировать, если они кажутся странными (не соответствуют текстовому описанию маршрута или индикации направления);
  5. Если вы отклонитесь от траектории трека программа сообщит о сходе с маршрута. Расстояние отклонения регулируется в настройках навигации плагина "Специальне возможности", пункт «Максимальное уклонение от маршрута». При значении «Выбирать автоматически» будет задействовано значение 350 м, которое устанавливается в приложении по умолчанию.

Моделирование маршрута

Плагин, который позволяет реализовать виртуальное моделирование маршрутов (по умолчанию не установлен). Называется он «Отладка и разработка». Активировать его можно, пройдя по следующему пути: «Главное меню»\«Плагины»\«Отладка и разработка».
Прежде чем начинать моделировать какой-либо маршрут, его необходимо либо построить с помощью автоматических средств прокладки маршрута, либо загрузить из ранее сохраненного файла GPX.
Данный ресурс является дополнительным, вспомогательным средством пространственного ознакомления с траекторией маршрута и активируется по следующему пути: «Главное меню»\«Домашняя страница»\«Начать моделирование».
Открывается диалог «Начать моделирование» со следующими параметрами:

  • «Симуляция использования рассчитанного маршрута» - флаг. (по умолчанию выбран);
  • «Симуляция использования трека GPX» - флаг;
  • Кнопка «Отмена» - закрывает диалог без запуска моделирования;
  • Кнопка «Ок» - закрывает диалог и запускает процесс моделирования маршрута.

Симуляция использования рассчитанного маршрута

Если построенный маршрут устраивает, в диалоге «Режим планирования маршрута» активируйте кнопку «Поехали». Откройте «Главное меню»\«Домашняя страница» и нажмите кнопку «Начать моделирование».
В открывшемся диалоге активируйте кнопку «Ок». Начнется виртуальное движение по траектории маршрута с соответствующими звуковыми инструкциями.
По достижении конечной цели маршрута открывается стандартный диалог «Вы прибыли в пункт назначения».

Симуляция использования трека GPX

Через диалог «Режим планирования маршрута» необходимо загрузить требуемый трек GPX и, если нужно, скорректировать его настройки, установив соответствующие флаги:

  • «Выбрать обратное направление пути»;
  • «Пройти весь путь»;
  • «Рассчитать маршрут OsmAnd для первого и последнего сегмента маршрута.
Сделав необходимые настройки, закройте окно управления GPX треком и нажмите кнопку «Поехали».
Откройте «Главное меню»\«Домашняя страница» и нажмите кнопку «Начать моделирование».
В открывшемся диалоге необходимо выбрать переключатель «Симуляция использования трека GPX», указать скорость анимации маршрута и активировать кнопку «Ок».
Откроется диалог, в котором необходимо выбрать тот же требуемый трек, выполнив жест «Двойное касание» по имени трека. Начнется виртуальное движение по траектории маршрута с соответствующими звуковыми инструкциями. По достижении конечной цели маршрута, открывается стандартный диалог «Вы прибыли в пункт назначения».

Примечание:

чтобы закончить моделирование маршрута:

  1. Откройте «Главное меню»\«Домашняя страница» и нажмите кнопку «Закончить моделирование»;
  2. Откройте диалог «Режим планирования маршрута», в нем активируйте кнопку «Прекратить навигацию»;
  3. Затем любым способом отмените пункт назначения.
Операционные системы