Основные компоненты среды программирования delphi. Описание среды Delphi. Методология создания приложений учебного назначения

Интегрированная среда разработки Delphi – это среда, в которой есть все необходимое для проектирования, запуска и тестирования создаваемых приложений. Большинство версий Delphi выпускается в нескольких вариантах: а) стандартная, б) профессиональная версия, в) разработка баз данных предметных областей. Эти варианты различаются, в основном разным уровнем доступа к системам управления базами данных. Последние два варианта являются наиболее мощными в этом отношении. Библиотеки компонентов в различных вариантах практически одинаковы.

    Верхней части окна среды отображается полоса главного меню . Назначение каждого пункта меню можно уточнить в справочной системе Delphi. Для получения справки следует выбрать интересующий пункт меню и нажать клавишу F1. Выбор команды меню выполняется любым из стандартных способов: F10, Alt+горячая клавиша или щелчком мыши на нужном пункте меню.

Назначение команд меню представлены в таблице:

Раздел меню

Назначение

1) Меню File (Файл)

Разделы меню позволяют создавать новый проект, новую форму, открыть ранее созданный проект или форму, сохранить проекты или форму в файлах с заданными именами.

2) Меню Edit (Правка)

Разделы этого меню позволяют выполнять обычные для приложений Windows операции с буфером обмена, а также дают возможность выравнивать группы размещенных на форме компонентов по размерам и местоположению.

3) Меню Search (Поиск)

Разделы этого меню позволяют осуществлять поиск фрагментов текста, ошибок, объектов, модулей, переменных и символов в редакторе кода.

4) Меню View (Вид)

Разделы этого меню позволяют вывести на экран или скрыть различные элементы среды проектирования и открыть окна, связанные с интегрированным отладчиком.

5) Меню Project (Проект)

Разделы меню позволяют добавлять и удалять из проекта формы, задавать опции проекта, компилировать проект без его выполнения, дать информацию о размерах приложения.

6) Меню Run (Выполнить)

Предоставляет возможность выполнять проект в нормальном или отладочном режимах, по шагам, останавливаясь в указанных точках, просматривая значения переменных и т.д.

7) Меню Component (Компонент)

Содержит раскрывающееся меню, которое позволяет работать с компонентами: создавать новые компоненты, изменять палитру компонентов и т.п.

8) Меню Database (База данных)

Раздел меню позволяет использовать инструментарий для работы с базами данных.

9) Меню Tools (Сервис)

Включает ряд разделов, позволяющих выполнять различные вспомогательные программы: редактор изображений, программы, конфигурирующие базы данных и сети и т.п.

10) Меню Windows (Окно)

Содержит список открытых окон среды и предоставляет возможность перехода из одного окна в другое.

11) Меню Help (Помощь)

Содержит разделы, помогающие работать со справочной системой среды программирования Delphi.

    Ниже полосы главного меню расположены две инструментальные панели . Левая панель (состоящая, в свою очередь, из трех панелей) содержит два ряда кнопок, дублирующих некоторые наиболее часто используемые команды меню (открыть, сохранить, сохранить все и т.д.). Правая панель содержит панель библиотеки визуальных компонентов (или палитра). Палитра компонентов содержит ряд страниц, закладки которых видны в ее верхней части. Страницы сгруппированы в соответствии с их смыслом и назначением. Поскольку число предоставляемых компонентов растет от версии к версии, то остановимся на основных (12 страниц).

Основные Палитры компонентов представлены в таблице:

Палитра компонентов

Назначение

1. Палитра компонентов Standard (Стандартная)

Большинство компонентов на этой странице являются аналогами экранных элементов операционной системы Windows: меню, кнопки, полосы прокрутки, панели и т.п. Имена компонентов можно узнать из всплывающей подсказки. Назначение компонентов можно уточнить, используя систему контекстной справки Delphi.

2. Палитра компонентов Additional (Дополнительная)

Содержит более развитые компоненты: а) воспроизведение звука, музыки и видео; б) отображение графической информации.

3. Палитра компонентов System (Системная)

Предоставляет возможность объединять отдельные элементы, такие как списки каталогов и файлов, а также генерировать события через определенные промежутки времени.

4. Палитра компонентов Win32

Содержит компоненты, позволяющие созданным программам использовать интерфейс Windows.

5. Палитра компонентов Dialogs (Диалоговая)

Содержит стандартные диалоговые окна для операций над файлами, поиска и замены текста, выбор шрифтов, цветов и т.д.

6. Палитра компонентов Data Access, Data Controls (Сервис баз данных)

Использует механизм баз данных для организации доступа к файлам баз данных различных форматов.

7. Палитра компонентов QReport (Отчеты)

Предоставляет компоненты для визуального проектирования отчетов баз данных.

8. Палитра компонентов Servers (Сервис)

Предоставляет компоненты-наследники для доступа ко всем серверным объектам Microsoft Office.

9. Палитра компонентов Samples (Примеры)

Содержит компоненты-примеры, которые можно добавлять в собственные приложения.

10. Палитра компонентов Internet

Предоставляет компоненты для разработки приложений, позволяющих создавать HTML‑файлы непосредственно из файлов баз данных и других типов, взаимодействующих с другими приложениями для Интернета.

    Правее полосы главного меню располагается еще одна небольшая инструментальная панель, содержащая раскрывающийся список и две кнопки. Эта панель служит для сохранения и выбора различных конфигураций окна среды, которые можно создавать и запоминать.

    Под палитрой компонентов располагается окно формы с размещенными на ней компонентами. Форма является основой почти всех приложений Delphi. Форму можно понимать как типичное окно Windows. Она обладает теми же свойствами, что и другие окна. Во время проектирования форма покрыта сеткой из точек. В узлах этой сетки размещаются те компоненты, которые помещены на форму. Во время выполнения приложения эта сетка не видна.

    В основном поле окна слева находится окно Инспектора объектов , с помощью которого в дальнейшем можно задавать свойства компонентов и обработчики событий. Инспектор объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения активного компонента. Первая страница – это Свойства, вторая – События.

Рассмотрим некоторые свойства любого компонента :

Свойство

Назначение

Caption (надпись)

Название компонента

Цвет поверхности компонента

Цвет шрифта

Высота шрифта

Имя шрифта

Размер шрифта

Стиль надписи на компоненте – Жирный

Стиль надписи на компоненте – курсив

Style fsUnderline

Стиль надписи на компоненте – подчеркивание

Style fsStrikeOut

Стиль надписи на компоненте – зачеркивание

Каждый компонент имеет свой набор свойств, который соответствует назначению этого компонента.

Страница Событий – вторая часть Инспектора объектов. На ней указаны все события, на которые может реагировать выбранный объект.

    Одним из наиболее важных элементов среды Delphi является окно Редактора кода . Оно располагается ниже окна формы, обычно при первом взгляде на экран невидимо, т. к. его размер равен размеру формы и окно Редактора кода практически полностью перекрывается окном формы. Редактор кода является полноценным программным редактором. В заголовке окна редактора кода отображается имя текущего файла, с текстом которого производится работа (стандартное имя – Main.pas). В нижней части окна Редактора кода располагается строка состояния. В самой левой ее позиции отображается позиция курсора: номер строки и колонки.

    Выше окна Инспектора объектов расположено окно Дерево объектов , которое отображает структуру компонентов приложения с точки зрения их принадлежности друг к другу.

    Файлы проекта Delphi . Проект состоит из форм, модулей, установок параметров проекта, ресурсов и т.д. Вся эта информация размещается в файлах. Многие из этих файлов автоматически создаются Delphi. Ниже приведена характеристика основных файлов, используемых при создании выполняемого файла приложения.

    Файлы проекта в Delphi, представлены в таблице:

Головной файл проекта (.drp)

Этот текстовый файл используется для хранения информации о формах и модулях. В нем содержатся операторы инициализации и запуска программы на выполнение.

Файл модуля (.pas)

Каждой создаваемой форме соответствует текстовый файл модуля, используемый для хранения кода. Многие из функций и процедур Delphi хранятся в модулях.

Файл формы (.dfm)

Это двоичный или текстовый файл, который создается для хранения информации о собственных формах.

Файл параметров проекта (.dfo)

В этом файле хранятся установки параметров проекта.

Файл ресурсов (.res)

Этот бинарный файл содержит используемую проектом пиктограмму и прочие ресурсы.

Файл группы файлов (.bpg)

Этот файл создается, если работать с группой проектов.

Файл пакета (.dpk)

Это двоичный файл пакета.

Файлы резервных копий (.dp, df, pa)

Это соответственно файлы резервных копий для файлов проекта, формы и модуля. Можно соответственно изменить расширения этих файлов и таким образом вернуться к предыдущему не испорченному варианту.

Исполняемый файл (.exe)

Это исполняемый файл приложения. Он является автономным, для которого ничего не требуется, если не использовать поддержку пакетов времени выполнения.

Объектный файл модуля (.dcu)

Это откомпилированный объектный файл модуля (.pas), который компонуется в окончательный исполняемый файл.

Некоторые встроенные функции и процедуры Delphi

Родовым является тип String , который имеет разный смысл в зависимости от директивы компилятора. Если включена директива {$H+} (она включена по умолчанию), то String интерпретируется компилятором как тип Ansi String – длинная строка с нулевым символом в конце. Если же включена директива {$H-}, то String интерпретируется компилятором как тип Short String – короткая строка без нулевого символа в конце. Если в объявлении типа после ключевого слова String следует число символов в квадратных скобках (например, String), то независимо от директив компилятора, тип трактуется как строка без нулевого символа в конце с указанным числом символов. Стандартная функция LENGTH возвращает число символов в строке, переданной ей в качестве параметра. Процедура SetLength устанавливает длину строки.

2. Практическая часть .

Разработка программного обеспечения для ОС Windows и иных популярных может осуществляться посредством самых разных типов инструментов. В числе тех, что характеризуются большой популярностью в среде российских и зарубежных программистов, — программа Delphi. Какова специфика данного инструмента разработки? Каковы наиболее примечательные его возможности?

Общие сведения о Delphi

Delphi — среда разработки прикладных программ, которые предназначены для запуска в ОС Windows, MacOS, а также в мобильных операционных системах — iOS и Android. Характеризуется простотой языка и процедур генерации кода.

При необходимости обеспечивает низкоуровневую коммуникацию с ОС и библиотеками, составленными на языках C и C++. Программы, которые создаются с помощью Delphi, не требуют сторонних оболочек для запуска — таких как, например, Java Virtual Machine. Delphi — среда разработки, которая может успешно применяться как профессионалами, так и в учебных целях. Для того чтобы освоить базовые ее возможности, необязательно обладать высокой квалификацией и знанием сложных языков программирования.

Основные преимущества

Изучим то, каковы ключевые преимущества программного продукта, о котором идет речь. Когда в той или иной IT-компании осуществляется обоснование выбора среды разработки, Delphi становится выбором многих программистов и рекомендуется ими к использованию. Это связано с тем, что данная среда позволяет создавать приложения в самые оперативные сроки, обеспечивать их высокую производительность даже на тех компьютерах, которые имеют скромные аппаратные характеристики. Значимый аргумент в пользу выбора рассматриваемой среды разработки — ее можно дополнять за счет новых инструментов, не предусмотренных стандартным набором решений, присутствующим в интерфейсе Delphi.

Изучим теперь то, каковы нюансы практического пользования возможностями Delphi.

Специфика интерфейса

Прежде всего можно обратить внимание на некоторые особенности интерфейса рассматриваемой среды разработки ПО. Так, структура рабочего пространства программы предполагает одновременную работу с несколькими основными окнами. Рассмотрим данное свойство подробнее.

Среда разработки Delphi, 7 версии в частности, предполагает задействование следующих ключевых модулей: дизайнера форм, редактора, палитры, инспектора объектов, а также справочника. В некоторых модификациях Delphi отмеченные компоненты могут именоваться иначе. Например, редактору может соответствовать окно кода программы, дизайнеру — окно формы. Однако функциональное назначение их будет тем же самым. Отмеченные Delphi могут дополнять различные вспомогательные инструменты. Основными с точки зрения процедур разработки программ считаются первые два. Но важны также и остальные. Рассмотрим особенности пользования отмеченными модулями Delphi.

Дизайнер форм, редактор и палитра

С помощью дизайнера форм разработчик создает интерфейс своей программы. В свою очередь, в редакторе пишется ее код. Многие программисты, которые рекомендуют сделать выбор среды разработки Delphi как самого оптимального решения, в качестве аргумента приводят простоту пользования дизайнером форм. Некоторые специалисты считают, что этот процесс и вовсе больше похож на игру.

Как только пользователь начинает создавать программу и запускает дизайнер форм, то изначально в нем нет никаких элементов, он пустой. Но его тут же можно заполнить с помощью инструментов, расположенных на другом модуле Delphi — палитре. Элементы интерфейса программы, которые настраиваются в дизайнере форм, должны управляться командами, которые, в свою очередь, пишутся в редакторе.

Но вернемся пока что к палитре. С помощью нее можно размещать в области дизайнера форм нужные объекты. Для того чтобы использовать тот или иной инструмент, следует щелкнуть один раз на нем — пока он в области палитры, второй раз — в окне дизайнера форм. После этого соответствующий объект переместится в область разработки, и для него можно прописывать код в редакторе.

Инспектор объектов

Другой значимый элемент, который содержит Delphi — среда разработки приложений для ОС Windows и иных распространенных платформ — инспектор объектов. Можно отметить, что информация, отображаемая в нем, меняется: на это влияет статус объекта, который выбран в области дизайнера форм.

Структура инспектора объектов такова. Он состоит из двух окон. На каждом фиксируются алгоритмы, определяющие поведение соответствующих компонентов. В первом отображаются свойства, во втором — события. Если программист желает внести корректировки в алгоритмы, влияющие на конкретный компонент, то задействуются возможности инспектора объектов. Так, например, можно менять позиционирование тех или иных элементов интерфейса программ, их высоту и ширину.

В инспекторе объектов есть закладки, с помощью которых можно переключаться между страницами, отражающими свойства или события, которые непосредственно связаны с редактором. Так, если два раза щелкнуть на правой части какого-либо из отображаемых на экране пунктов, то код, который соответствует тому или иному событию, зафиксируется в редакторе.

Разработка программного обеспечения в Delphi предполагает использование инспектора объектов для решения самых разных задач. Это предопределяется тем, что с помощью данного инструмента можно изменять свойства фактически любых объектов, расположенных на форме, а также ее самой. Изучим подробнее некоторые особенности работы с инспектором объектов.

Инспектор объектов: использование возможностей

Для того чтобы понять, как функционирует интегрированная среда разработки Delphi в части взаимодействия инспектора объектов и форм, можно попробовать внести изменения в свойства некоторых распространенных элементов интерфейса ПО в Windows — например, Memo, Button и Listbox (чуть позже мы исследуем их сущность подробнее). Для начала их нужно разместить на форме, используя доступные средства Delphi.

Можно попробовать поэкспериментировать со свойством Ctl3D. Для этого нужно щелкнуть мышкой на форме, после чего перейти в инспектор объектов и изменить значение рассматриваемого свойства. После этого форма значительно изменит Одновременно свойство Ctl3D будет изменено на каждом из элементов, что размещены в окне разработки.

После произведенных экспериментов мы можем вновь перейти на форму и активизировать значение Ctl3D. После этого обратимся к элементам Memo и Listbox. Теперь можно изменять их свойства, расположение на форме, внешний вид. Например, выбрав в пункте меню опцию Edit, а затем — Size, программист может изменить ширину и высоту объектов. Есть вариант расположить их по центру, выбрав Edit и Align. Соответствующие действия повлияют на элементы, отображаемые в инспекторе объектов.

С помощью рассматриваемого модуля Delphi можно осуществлять изменение свойств компонентов. Так, например, если стоит задача определить для них конкретный цвет, то есть варианты задействования сразу нескольких инструментов. Во-первых, можно ввести команду, соответствующую цвету - например, красному - clRed, - в область Во-вторых, пользователь может выбрать нужный цвет из списка. В-третьих, есть вариант два раза щелкнуть мышью на свойствах Color — появится окно выбра цвета. Аналогично разработчик может менять и иные атрибуты объектов — к примеру, тип шрифта, его цвет или размер.

Справочник

Delphi — среда разработки, которая дополнена достаточно подробной справочной системой. Для того чтобы обратиться к ней, следует выбрать в меню пункт Help. После этого в окне отобразится один из отмеченных нами выше программных модулей рассматриваемой среды разработки — справочник. Особенность пользования им в том, что при нажатии F1 пользователь получит конкретную подсказку, отражающую специфику задействования текущего инструмента. Например, если программист работает с инспектором объектов, то он может выбрать одно из свойств, после чего нажать на F1 и получить справочную информацию о соответствующей опции. То же самое можно делать при работе с любым другим элементом интерфейса, который включает в себя среда разработки Delphi 7 и иные версии соответствующего типа ПО.

Прочие элементы интерфейса

В числе иных значимых компонентов интерфейса рассматриваемого программного решения — меню, панель быстрого доступа, а также редактор изображений. Касательно меню — оно позволяет программисту получать быстрый доступ к нужным компонентам, присутствующим в структуре среды разработки. Пользоваться им можно как с помощью мыши, так и при задействовании горячих клавиш. Чуть ниже меню располагается панель быстрого доступа. Некоторые из ее функций дублируют те, что характерны для меню, но доступ к ним осуществляется быстрее. Delphi в чем-то похож на программу Paint в Windows. То есть с помощью него можно производить простейшие корректировки картинок, наносить на них надписи и иные элементы.

Средства программирования

Delphi — среда разработки, которая включает большое количество инструментов, призванных повысить эффективность работы программиста. Так, рассмотренные нами выше ключевые модули дополняются набором из специальных инструментов. В числе таковых: отладчик, компилятор, а также компоненты WinSight и WinSpector. Отметим, что в некоторых версиях Delphi отмеченные элементы нужно инсталлировать отдельно. Изучим их специфику.

Отладчик Delphi

Касательно отладчика — данный инструмент дополняет редактор кода в части проведения необходимой проверки соответствующих программных алгоритмов на предмет корректности. С помощью него разработчик может фактически построчно исследовать свой исходник. В некоторых случаях при решении такой задачи, как разработка компонентов, Delphi как самостоятельный продукт может быть дополнен внешним отладчиком, который дает программисту расширенные возможности проверки кода создаваемого ПО.

Компилятор Delphi

Изучим теперь специфику компилятора рассматриваемой среды разработки. Отметим, что в структуре Delphi может присутствовать несколько соответствующих элементов. Так, есть вариант задействовать компилятор DCC, который полезен в тех случаях, когда стоит задача по работе с приложением во внешнем отладчике.

Winsight и WinSpector

Указанные модули относятся к тем, что нужно устанавливать на Delphi дополнительно. Характеризуются относительной сложностью в освоении. Однако многие программисты, осуществившие выбор среды разработки Delphi, считают, что данными компонентами обязательно нужно учиться пользоваться. Так, модуль Winsight используется с целью наблюдения за сообщениями Windows. Такой компонент, как WinSpector, нужен для того, чтобы фиксировать состояние компьютера в специальном файле. Если в ходе разработки ПО будут наблюдаться какие-либо сбои, то всегда можно открыть этот файл и посмотреть, что могло быть причиной неполадки.

Стандартные компоненты

Среда разработки Delphi, общие сведения о которой мы изучаем, включает ряд стандартных компонентов, о которых также полезно знать. Специалисты относят к таковым следующие: MainMenu, PopupMenu, Label, Edit, Memo, Button, Checkbox, Radiobutton, Listbox, Combobox, Scrollbar, Groupbox, Panel, а также Scrollbox. Изучим их специфику подробнее.

Компонент MainMenu предназначен для размещения главного меню в интерфейсе создаваемой программы. Для этого нужно поместить соответствующий элемент на форме, после чего вызвать свойство Items через инспектора объектов, а затем определить необходимые пункты меню.

Компонент PopupMenu предназначен для размещения всплывающих меню в интерфейсе создаваемой программы, то есть открывающихся с помощью щелчка правой кнопкой мыши.

Компонент Label задействуется с целью отображения текста в окне программы. Его можно настраивать, например задавать нужный шрифт в инспекторе объектов.

Компонент Edit задействуется с целью отображения на экране фрагмента текста, который пользователь может редактировать в то время, как программа работает. Его дополняет компонент Memo, с помощью которого, в свою очередь, можно работать с текстами большего объема. Данный элемент включает, например, такие опции, как копирование текста.

Компонент Button предназначен для выполнения тех или иных действий посредством нажатия кнопки в то время, как программа работает. Необходимо разместить соответствующий элемент на форме, после чего вписать нужный программный код.

Компонент Checkbox позволяет отображать на экране строки с небольшим окошком, в котором может ставиться галочка с помощью мыши. Похожий элемент — Radiobutton. Различаются они, во-первых, внешним видом — второй компонент выполняется в виде кружка, а во-вторых, первый элемент разрешает одновременный выбор нескольких опций, Radiobutton — только одной.

Компонент Listbox используется для отображения на экране списка, который пользователь может прокручивать с помощью мыши. Чем-то похож на него другой элемент — Combobox, однако он дополняется возможностью вводить текст в специальном поле.

Компонент Scrollbar — это полоса прокрутки в окнах. Как правило, появляется автоматически, как только текстовое пространство или форма с объектами становятся больше, чем окно.

Компонент Groupbox задействуется для того, чтобы фиксировать порядок перемещения между окнами при нажатии клавиши TAB. Может дополняться элементом Panel, с помощью которого может осуществляться перемещение нескольких объектов на форме.

Компонент Scrollbox позволяет зафиксировать на форме область, которую можно прокручивать как горизонтально, так и вертикально. Данным свойством характеризуются основные окна разработки Delphi по умолчанию. Но если есть необходимость в задействовании подобной опции на конкретном участке формы, можно воспользоваться компонентом Scrollbox.

Резюме

Delphi — среда разработки приложений с большими возможностями, в то же время характеризующаяся простотой использования основных функций. С помощью инструментов, которые входят в ее структуру, можно создавать самые разные типы программ для Windows и иных популярных ОС.

Выбор средств разработки Delphi многие программисты обуславливают удобством пользования интерфейсами соответствующего ПО, а также широким набором инструментов, полезных для работы на любом участке создания программы — на этапе дизайна, программирования алгоритмов или отладки.

Система визуального программирования Delphi обладает большой популярностью среди широкого круга пользователей: от неспециалистов до системных программистов, занимающихся разработкой сложных приложений и информационных систем.

Delphi позволяет быстро и удобно разрабатывать эффективные приложения, включая приложения для работы с базами данных. Система имеет развитые возможности по созданию пользовательского интерфейса, широкий набор функций, методов и свойств для решения прикладных расчетно-вычислительных задач. В системе имеются развитые средства отладки, облегчающие разработку приложений. Традиционно Delphi относят к системам быстрой разработки приложений. Вместе с тем эта система обладает практически всеми возможностями СУБД, таких как Microsoft Access и Visual FoxPro. Она позволяет удобно создавать приложения с помощью инструментальных программных средств, визуально подготавливать запросы к базам данных, а также непосредственно писать SQL- запросы к базам данных. Применительно к работе с базами данных Delphi обеспечивает широкий набор инструментальных средств, поддерживает современные технологии, в том числе многоуровневую технологию «клиент - сервер» .

Как любая подобная система программирования, Delphi предназначена для разработки программ и имеет две характерные особенности: создаваемые с ее помощью программы могут работать не только под управлением Windows, а сама она относится к классу инструментальных средств ускоренной разработки программ. Это ускорение достигается за счет двух характерных свойств Delphi: визуального конструирования форм и широкого использования библиотеки визуальных компонентов.

Визуальное конструирование форм избавляет программиста от многих аспектов разработки интерфейса программы, так как Delphi автоматически готовит необходимые программные заготовки и соответствующий файл ресурсов. Программист использует специальное окно, которое называется окном формы, как прототип будущего окна программы и наполняет его компонентами, реализующими нужные интерфейсные свойства (разного рода списки, кнопки, полосы прокрутки и т.п.). После размещения на форме очередного компонента Delphi автоматически вставляет в связанный с формой модуль ссылку на компонент и корректирует специальный файл описания формы с расширением DMF, который после компиляции преобразуется в ресурсный файл Windows.

Библиотека визуальных компонентов предоставляет программисту огромное разнообразие созданных разработчиками Delphi программных заготовок, которые немедленно или после несложной настройки готовы к работе в рамках вашей программы. Размещение объектов в Delphi связано с более тесными отношениями между объектами и реальным программным кодом. Объекты помещаются в созданную форму, при этом код, отвечающий объектам, автоматически записывается в исходный файл. Этот код компилируется, обеспечивая существенно более высокую производительность, чем визуальная среда, которая интерпретирует информацию лишь в ходе исполнения программы. Использование компонентов не только во много раз сокращает сроки разработки программ, но и существенно снижает вероятность случайных программных ошибок, от которых, увы, не защищен ни один крупный программный проект.

Ни один из инструментов ускоренной разработки программ не создается без средств прогона и отладки вновь созданной программы. В Delphi эти средства доведены до совершенства. Можно начать использование программы и последовательно - оператор за оператором - следить за ее выполнением по исходному тексту. В любой момент можно узнать текущее значение переменной и при необходимости изменить его без перекомпиляции программы .

Две вышеперечисленные особенности Delphi

1) визуальное конструирование форм

2) использование библиотеки визуальных компонентов отражают большие преимущества этого языка и являются положительными моментами в процессе дальнейшей разработки и создания пакета автоматизированных методик.

Мощность и гибкость языка программирования Delphi - безусловное достоинство Delphi, выгодно отличающее эту систему программирования от других инструментов для разработки программ. Ядром языка Delphi является язык Паскаль.

От Visual Basic язык Delphi отличают строгая типизированность, позволяющая компилятору еще на этапе компиляции обнаружить многие ошибки, а также средства работы с указателями. Delphi имеет самый быстрый среди продуктов подобного рода оптимизирующий компилятор, позволяющий создавать быстрые и относительно компактные программы.

Среда Delphi устраняет необходимость программировать такие компоненты Windows общего назначения, как метки, пиктограммы и даже диалоговые панели. Delphi позволяет приспособить компоненты диалоговой панели (например, Choose File и Save File) к имеющейся задаче, чтобы они работали именно так, как требуется создаваемому приложению. Также здесь имеются предварительно определенные визуальные и невизуальные объекты, включая кнопки, объекты с данными, меню и уже построенные диалоговые панели. С помощью этих объектов можно, например, обеспечить ввод данных просто несколькими нажатиями кнопок мыши, не прибегая к программированию. Это наглядная реализация применений CASE-технологий в современном программировании приложений .

В процессе создания проектов в среде Windows с помощью Delphi наблюдаются следующие выгоды: устраняется необходимость в повторном вводе данных; обеспечивается согласованность проекта и его реализации; увеличивается производительность разработки и переносимость программ.

Визуальное программирование как бы добавляет новое измерение при создании приложений, давая возможность изображать объекты на экране монитора до выполнения самой программы. Без визуального программирования процесс отображения требует написания фрагмента кода, создающего объект «по месту». Увидеть закодированные объекты было возможно только в ходе исполнения программы. При таком подходе достижение того, чтобы объекты выглядели и вели себя заданным образом, становится утомительным процессом, который требует неоднократных исправлений программного кода с последующей прогонкой программы и наблюдения за тем, что в итоге получилось.

Благодаря средствам визуальной разработки можно работать с объектами, держа их перед глазами и получая результаты практически сразу. Способность видеть объекты такими, какими они появляются в ходе исполнения программы, снимает необходимость проведения множества операций вручную, что характерно для работы в среде, не обладающей визуальными средствами - вне зависимости от того, является она объектно - ориентированной или нет. После того, как объект помещен в форму среды визуального программирования, все его атрибуты сразу отображаются в виде кода, который соответствует объекту как единице, исполняемой в ходе работы программы.

Cреда Delphi включает в себя полный набор визуальных инструментов для скоростной разработки приложений (RAD - rapid application development), поддерживающей разработку пользовательского интерфейса и подключение к корпоративным базам данных. VCL - библиотека визуальных компонент, включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE. Визуальные компоненты Delphi открыты для надстройки и переписывания.

Эта библиотека объектов включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE.

Среда Delphi состоит их четырех окон, управляемых как многооконное приложение с интерфейсом одного документа (рисунок 1). Главное окно Delphi управляет связанными с ним окнами - инспектора объектов, формы и окна редактора кода.

Рисунок 1 - Интерфейс основных окон среды Delphi

Главное окно (рисунок 2) является центром управления разработками. В нем размещены меню, панель быстрого доступа (SpeedВаг) и палитра компонентов. Строка меню дает возможность осуществлять контроль за всеми окнами среды разработки. Панель быстрого доступа обеспечивает оперативный доступ к общим операциям. Палитра компонентов состоит из нескольких групп, в каждой из которых расположены пиктограммы компонентов. Указав в палитре нужный компонент, можно перенести его (щелчком мыши) в окно формы. При этом создается активный объект, для которого с помощью инспектора объект нужно задавать свойства и описывать реакции на события, которые будут происходить с этим объектом при решении задачи.

Рисунок 2 - Главное окно

Окно инспектора объектов (рисунок 3) является многостраничным окном, содержащим помеченные ярлыками страницы свойств (Ргореperties) и событий (Events). На странице свойств показаны свойства объектов, расположенных в окне формы (Form). На странице событий представлены события, на которые реагирую объекты окна формы. Инспектор Объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница - это список свойств, вторая - список событий. Если нужно изменить что-нибудь, связанное с определенным компонентом, то Вы обычно делаете это в Инспекторе Объектов. К примеру, Вы можете изменить имя и размер компонента TLabel, изменяя свойства Caption, Left, Top, Height, и Width.

Можно использовать закладки внизу Инспектора Объектов для переключения между страницами свойств и событий. Страница событий связана с Редактором; если Вы дважды щелкнете мышкой на правую сторону какого-нибудь пункта, то соответствующий данному событию код автоматически запишется в Редактор, сам Редактор немедленно получит фокус, и Вы сразу же имеете возможность добавить код обработчика данного события. Данный аспект среды программирования Delphi будет еще обсуждаться позднее.

Инспектор Объектов позволяет определять свойства и поведение объектов, помещенных на форму. Информация в нем меняется в зависимости от объекта, выбранного на форме. Важно понять, что каждый компонент является настоящим объектом, и можно менять его вид и поведение с помощью Инспектора Объектов.

Программисты на Delphi проводят большинство времени переключаясь между Дизайнером Форм и Окном Редактора Исходного Текста (которое для краткости называют Редактор). Расскажем поподробнее о каждом окне среды Delphi.

Окно формы (окно дизайнера форм) (рисунок 4) содержит компоненты (объекты), с помощью которых пользователь задает и получает от программы всю информацию, необходимую для взаимодействия с задачей в ходе ее исполнения.

Рисунок 3 - Инспектор Объектов

Дизайнер Форм в Delphi - то место, где Вы создаете визуальный интерфейс программы. Он столь интуитивно понятен и прост в использовании, что создание визуального интерфейса превращается в детскую игру. Дизайнер Форм первоначально состоит из одного пустого окна, которое Вы заполняете всевозможными объектами, выбранными на Палитре Компонент. Несмотря на всю важность Дизайнера Форм, местом, где программисты проводят основное время, является Редактор. Логика является движущей силой программы и Редактор - то место, где Вы ее «кодируете» .

Рисунок 4 - Дизайнер Форм

Несмотря на всю важность Дизайнера Форм, местом, где программисты проводят основное время, является Редактор.

Окно редактора кода (рисунок 5) дает возможность набирать и редактировать код модуля программы на языке Object Pascal. Это окно является многостраничным, оно позволяет выполнять переходы между модулями программы. Логика является движущей силой программы и Редактор - то место, где Вы ее «кодируете». В окне Редактора Вы создаете логику управления программой.

Рисунок 5 - Окно Редактора

В главном окне принято выделять три основных выделенных элемента (не считая стандартной строки-заголовка):

Строка меню (Menu System);

Палитра компонентов;

Панель быстрого доступа (SpeedBar).

Меню (рисунок 6) предоставляет быстрый и гибкий интерфейс к среде Delphi, потому что может управляться по набору «горячих клавиш».

Рисунок 6 - Строка меню

В этом смысле проектирование в Delphi мало чем отличается от проектирования в интерпретирующей среде, однако после выполнения компиляции мы получаем код, который исполняется в 10 - 20 раз быстрее, чем то же самое, сделанное при помощи интерпретатора.

Это удобно еще и потому, что здесь используются слова или короткие фразы, более точные и понятные, нежели иконки или пиктограммы. Вы можете использовать меню для выполнения широкого круга задач; скорее всего, для наиболее общих задач вроде открытия и закрытия файлов, управления отладчиком или настройкой среды программирования.

Палитра Компонент (рисунок 7) позволяет Вам выбрать нужные объекты для размещения их на Дизайнере Форм. Для использования Палитры Компонент просто первый раз щелкните мышкой на один из объектов и потом второй раз - на Дизайнере Форм. Выбранный Вами объект появится на проектируемом окне и им можно манипулировать с помощью мыши.

Палитра Компонент использует постраничную группировку объектов. Внизу Палитры находится набор закладок - Standard, Additional, Dialogs и т.д. Если Вы щелкнете мышью на одну из закладок, то Вы можете перейти на следующую страницу Палитры Компонент. Принцип разбиения на страницы широко используется в среде программирования Delphi и его легко можно использовать в своей программе (на странице Additional есть компоненты для организации страниц с закладками сверху и снизу).

Рисунок 7 - Палитра Компонент

SpeedBar (рисунок 8) находится непосредственно под меню, слева от Палитры Компонент. SpeedBar выполняет много из того, что можно сделать через меню. Если задержать мышь над любой из иконок на SpeedBar, то Вы увидите, что появится подсказка, объясняющая назначение данной иконки.

Рисунок 8 - SpeedBar

Последняя важная часть среды Delphi - Справочник (on-line help), (рисунок 9). Для доступа к этому инструменту нужно просто выбрать в системном меню пункт Help и затем Delphi Help.

Рисунок 9 - Справочник

Редактор Картинок (рисунок 10) работает аналогично программе Paintbrush из Windows. Вы можете получить доступ, к этому модулю выбрав пункт меню Tools | Image Editor.

Рисунок 10 - Редактор Картинок

А теперь нужно рассмотреть те элементы, которые программист на Delphi использует в повседневной жизни. В дополнение к инструментам, обсуждавшимся выше, существуют пять средств, поставляемых вместе с Delphi. Эти инструментальные средства: встроенный отладчик; внешний отладчик (поставляется отдельно); компилятор командной строки; WinSight; WinSpector.

Данные инструменты собраны в отдельную категорию не потому, что они менее важны, чем другие, но потому, что они играют достаточно абстрактную техническую роль в программировании .

Чтобы стать сильным программистом на Delphi, Вам понадобится понять, как использовать отладчик Delphi. Отладчик позволяет Вам пройти пошагово по исходному тексту программы, выполняя по одной строке за раз, и открыть просмотровое окно (Watch), в котором будут отражаться текущие значения переменных программы.

Встроенный отладчик, который наиболее важен из пяти вышеперечисленных инструментов, работает в том же окне, что и Редактор. Внешний отладчик делает все, что делает встроенный и кое - что еще. Он более быстр и мощен, чем встроенный. Однако он не так удобен в использовании, главным образом из-за необходимости покидать среду Delphi.

Внешний компилятор, называется DCC.EXE, полезен, в основном, если Вы хотите скомпилировать приложение перед отладкой его во внешнем отладчике. Большинство программистов, наверняка, посчитают, то гораздо проще компилировать в среде Delphi, нежели пытаться создать программу из командной строки. Однако, всегда найдется несколько оригиналов, которые будут чувствовать себя счастливее, используя компилятор командной строки. Но это факт - возможно, создать и откомпилировать программу на Delphi используя только DCC.EXE и еще одну программу CONVERT.EXE, которая поможет создать формы. Однако, данный подход неудобен для большинства программистов .

WinSight и WinSpector интересны преимущественно для опытных программистов в Windows. Это не значит, что начинающий не должен их запускать и экспериментировать с ними по своему усмотрению. Но эти инструменты вторичны и используются для узких технических целей.

Из этих двух инструментов WinSight определенно более полезен. Основная его функция - позволить наблюдать за системой сообщений Windows. Хотя Delphi делает много для того, чтобы спрятать сложные детали данной системы сообщений от неопытных пользователей, тем не менее Windows является операционной системой, управляемой событиями. Почти все главные и второстепенные события в среде Windows принимают форму сообщений, которые рассылаются с большой интенсивностью среди различными окнами на экране. Delphi дает полный доступ к сообщениям Windows и позволяет отвечать на них, как только будет нужно. В результате, опытным пользователям WinSight становится просто необходим . WinSpector сохраняет запись о текущем состоянии машины в текстовый файл; Вы можете просмотреть этот файл для того, чтобы узнать, что неправильно идет в программе. Данный инструмент полезен, когда программа находится в опытной эксплуатации - можно получить важную информацию при крушении системы.

Таким образом, работа в среде Delphi базируется на объектно-ориентированной технологии и визуализации процесса создания программ. Эта технология поддерживает построение программ путем определения объектов и действий над ними. Визуальная среда освобождает разработчика от необходимости знания множества технических деталей, что позволяет сконцентрировать внимание на существе решаемой задачи, сокращает сроки и повышает качество работы. Ознакомившись со средой программирования Delphi, рассмотрев ее явные преимущества - визуальное конструирование форм и использование библиотеки визуальных компонентов, можно использовать данный продукт ООП для создания пакета автоматизированных методик.

Delphi - это потомок среды программирования TurboPascal. Название среды произошло от названия города в Древней Греции, где находился знаменитый Дельфийский оракул (храм Аполлона в городе Дельфы, жрецы которого занимались предсказаниями).

Создание прикладных программ, или приложений, в Delphi выполняется в интегрированной среде разработки IDE (Integrated Development Environment). IDE служит для организации взаимодействия с программистом и включает в себя ряд окон, содержащих различные элементы управления. С помощью средств интегрированной среды разработчик может проектировать интерфейсную часть приложения, а также писать программный код, и связывать его с управляющими элементами. При этом вся работа по созданию приложения, включая отладку, происходит в IDE.

Интегрированная среда разработки Delphi (Delphi IDE) является многооконной системой. Она включает в себя все необходимое для быстрой разработки Windows-приложений, и может гибко настраиваться.

Тем не менее, как и всякая другая программа, Delphi имеет некоторый стандартный, предусмотренный разработчиками вид, в котором она предстает при первом запуске. В таком "стандартном" варианте среда Delphi имеет 6 окон. Это: главное окно (Delphi 10 Seattle - Project1), окно дерева объектов (Object TreeView), окно инспектора объектов (Object Inspector), окно конструктора форм (Form1), а так же совмещенное окно редактора кода и проводника кода. При этом окно проводника пристыковано к левому краю окна редактора. Впрочем, ничего не мешает отсоединить проводник от редактора, или, наоборот, состыковать все окна, кроме главного и конструктора форм, в одном окне, или объединить их по какому-либо иному принципу.

Среда предназначена для быстрой (RAD) разработки прикладного ПО для операционных систем Windows, Mac OS X, а также IOS и Android. Благодаря уникальной совокупности простоты языка и генерации машинного кода, позволяет непосредственно, и, при желании, достаточно низкоуровнево взаимодействовать с операционной системой, а также с библиотеками, написанными на C/C++. Созданные программы не зависимы от стороннего ПО, как-то Microsoft .NET Framework, или Java Virtual Machine. Выделение и освобождение памяти контролируется в основном пользовательским кодом, что, с одной стороны, ужесточает требования к качеству кода, а с другой - делает возможным создание сложных приложений, с высокими требованиями к отзывчивости (работа в реальном времени). В кросс-компиляторах для мобильных платформ предусмотрен автоматический подсчёт ссылок на объекты, облегчающий задачу управления их временем жизни.

Разработка приложений в Delphi означает работу с проектами. Иначе говоря, когда приступаете к разработке собственной программы в Delphi, первым делом создается проект - группа файлов, представляющих исходные данные (прежде всего, код) для приложения. Одни из этих файлов создаются во время разработки приложения (собственно программный код, включая файл проекта, и представленные в виде кода формы), другие же создаются автоматически при запуске программы.

Система визуального объектно-ориентированного проектирования Delphi позволяет:

  • 1. Создавать законченные приложения для Windows самой различной направленности;
  • 2. Быстро создавать профессионально выглядящий оконный интерфейс для любых приложений; интерфейс удовлетворяет всем требованиям Windows и автоматически настраивается на ту систему, которая установлена, поскольку использует функции, процедуры и библиотеки Windows;
  • 3. Создавать свои динамически присоединяемые библиотеки компонентов, форм, функций, которые потом можно использовать из других языков программирования;
  • 4. Создавать мощные системы работы с базами данных любых типов.
  • 5. Формировать и печатать сложные отчеты, включающие таблицы, графики и т.п.;
  • 6. Создавать справочные системы, как для своих приложений, так и для любых других;
  • 7. Создавать профессиональные программы установки для приложений Windows, учитывающие всю специфику и все требования операционной системы.
  • 1. Анализ технического задания и постановка задачи проектирования

Согласно заданию необходимо разработать программу (систему) идентификации пользователя.

Дадим определение понятиям, которые используются в данной работе. Определим следующие понятия: строка, файл, запись.

Тип STRING (строка) широко используется для обработки текстов. Он во многом похож на одномерный массив символов ARRAY OF CHAR, однако, в отличие от последнего, количество символов в строке-переменной может меняться от 0 до N, где N - максимальное количество символов в строке.

Под файлом понимается либо именованная область внешней памяти ПК (жесткого диска, гибкой дискеты, электронного "виртуального" диска), либо логическое устройство - потенциальный источник или приемник информации.

Поскольку данная программа является приложением Windows, то для ее реализации будем использовать стандартный подход при написании программ под Windows с использованием графического интерфейса. Так отдельно создадим форму с визуальными компонентами, для различных визуальных компонентов сопоставляем процедуры - обработчики. Далее, как только происходит событие на каком-то из визуальных компонентов (щелчок мыши, нажатие на кнопку или пункт меню), операционная система посылает приложению соответствующее сообщение, и запускается соответствующий обработчик именно для этого события. Тогда решение задачи можно разбить на 3 этапа:

  • 1. Разработка визуального интерфейса пользователя, на основе экранных форм среды Delphi и визуальных компонент, предназначенных для ввода исходных данных, запуска действий по обработке исходных данных, вывода результата обработки, вывода результатов на экранную форму. Еще можно предусмотреть вывод информации разработчике и задании курсового проекта;
  • 2. Разработка обработчиков событий от элементов экранных форм, разработка алгоритмов и программных кодов действий обработки текстового файла согласно заданию;
  • 3. Подготовка тестовых исходных данных и отладка программы.

На первом этапе целесообразно выполнить разработку интерфейса таким образом, чтобы вначале пользователь вводил логин и пароль или регистрацию нового пользователя.

При выполнении второго этапа следует использовать модульный принцип построения программы, то есть разбить программу на отдельные части, каждая из которых выполняет какую-то законченную задачу, либо ее малую часть. Роль таких частей будут выполнять процедуры и функции. Программы, состоящие из процедур и функций, называются модульными.

Процедуры и функции в свою очередь могут вызывать процедуры и функции более низкого уровня и так далее. Таким образом, каждая модульная программа имеет иерархическую структуру. Следует заметить, что обработчики событий от объектов экранных форм тоже реализуются как процедуры.

На третьем этапе при отладке приложения обязательно должна анализироваться правильность работы на исходных тестовых образцах. На этом этапе нужно проверить соответствие разработанной программы исходному заданию, а также проверить ее на отсутствие ошибок.

Подытожив все вышесказанное, можно сформулировать требования к разрабатываемому программному обеспечению и выполнить постановку задания на проектирование.

Программа должна быть реализована с графическим интерфейсом пользователя в среде RAD Delphi и должна выполнять следующие функции:

  • 1. Вводить логин и пароль;
  • 2. При несоответствии данных, выводить сообщение об ошибке;
  • 3. Зарегистрировать нового пользователя;
  • 4. Записывать данные в файл Rigstr;
  • 2. Работа с компонентами. Основная форма и ее свойства

Первое, с чем начинаешь знакомиться, - это компоненты языка и примеры с их использованием.

Сначала идет рассмотрение компонентов в действии и знакомство с их основными возможностями.

Основная форма - это окно будущей программы. На нем возможно располагать визуальные компоненты в любом виде и порядке. В Delphi расстановка элементов управления происходит визуально, и все делается одним нажатием кнопки мыши. Это позволяет даже самый сложный пользовательский интерфейс сформировать в считанные минуты. Как известно, если выделить какой-то компонент, то в объектном инспекторе появятся его свойства и события. Когда описывается событие, которое может быть не только у формы, но и у компонента, будет присутствовать пояснение "форма/компонент". Когда будут рассматриваться свойства и их назначение, существует возможность создать новый проект в среде Delphi и изменять различные его свойства. Так лучше можно понять, на что эти свойства будут влиять.

Система Delphi при добавлении новой формы в проект автоматически создает один экземпляр класса (Form1, Form2 и т. д.), внося соответствующие изменения в файл проекта, например, добавляя строку кода: Application.CreateForm(TForm1, Form1);

Управлять процессом автоматического создания форм можно, непосредственно редактируя файл проекта или выполняя настройки в окне параметров проекта (список Auto-create forms на странице Form). Если форма переведена из этого списка в список Available forms доступных форм проекта, то инструкция ее создания исключается из файла проекта, и программист в ходе выполнения приложения должен динамически создать экземпляр этой формы.

Для создания экземпляров форм служит метод (конструктор) Сreate. Сам класс формы обычно предварительно описывается при конструировании приложения, и для формы уже существуют файлы формы (dfm) и программного модуля (pas).

Событие Create генерируется только один раз-- при создании формы, остальные события происходят при каждом отображении, активизации и каждой прорисовке формы соответственно.

В обработчик события Create обычно включается код, устанавливающий начальные значения свойств формы, а также ее элементов управления, т. е. выполняющий начальную инициализацию формы в дополнение к установленным на этапе разработки приложения параметрам. Кроме того, в обработчик включаются дополнительные операции, которые должны происходить однократно при создании формы, например, чтение к из файла некоторой информации и загрузка ее в список.

Если установить диалоговый стиль формы, то она не становится модальной и позволяет пользователю переходить в другие окна приложения. Для запуска формы, в том числе любой диалоговой, в модальном режиме следует использовать метод ShowModal. Таким образом, стиль определяет внешний вид формы, но не ее поведение.

Кнопка в Delphi происходит от объекта TButton. Когда устанавливается на форму новая кнопка, то ей дается имя по умолчанию Button1. Следующая кнопка получит название Buttona2 и т. д.

В объектном инспекторе напротив строки onclick также должно появиться имя процедуры обработчика. Можно изменить его, просто напечатав новое имя, или выбрать уже существующий обработчик из выпадающего списка в этой же строке. В редакторе кода видно, что там создал для нас Delphi. Это процедура MyFirstButtonCiick. Ей передается один параметр sender объектного типа TObject. Вначале выполнения процедуры в переменной sender будет находиться указатель на объект, который вызвал этот обработчик. Это очень важно, потому что одна процедура-обработчик может обрабатывать нажатия сразу нескольких кнопок или вообще компоненты разного типа.

Самый распространенный компонент TLabel со свойство caption. Компонент представляет собой статический текст. С помощью этого компонента на рабочей поверхности формы можно отобразить информацию, сделать пояснения и показать названия других компонентов. Но он имеет и другую важную функцию - если в составе текста TLabel есть символы-акселераторы, информация о их нажатии может передаваться от TLabel другому элементу управления.

С помощью строк ввода TEdit необходимо постоянно вводить различную информацию программу. Этот компонент не содержит собственного кода, в нем только опубликованы свойства его предка TCustomEdit. Он представляет собой редактируемую строку (далее - просто редактор). Вводимый в редактор текст может автоматически подвергаться некоторым преобразованиям.

Пожалуй, самой важной инструкцией для управления выполнением программы является условный оператор if. Именно он отвечает за ветвление, т.е. выполнение (или невыполнение) того или иного варианта кода в зависимости от условий. Оператор if используется совместно с ключевым словом then, а в том случае, когда предусмотрен альтернативный вариант выполнения - еще и с else. В целом синтаксис инструкции получается следующим:

if <условие> then <код>

В соответствии с правилами синтаксиса, все то, что помещено между ключевыми словами begin и end, равно как и сами эти слова, воспринимаются как 1 оператор.

Для написания практически любой программы, помимо операторов условия, требуются операторы цикла. Прежде всего, это оператор цикла с параметром - for. Такой тип цикла обычно применяют в тех случаях, когда количество возможных повторов известно заранее. Он имеет 2 варианта написания: один - для цикла с приращением, и другой - для цикла с уменьшением:

for <параметр> := <выражение 1> to <выражение 2> do <тело цикла>;

for <параметр> := <выражение 1> downto <выражение 2> do <тело цикла>;

В первом случае (с использованием цикла for-to) при каждом проходе цикла, называемом итерацией, значение параметра увеличивается на 1, а во втором (for-downto) - уменьшается на 1. При этом в качестве начального значения используется "выражение 1", а в качестве конечного - "выражение 2". Разумеется, если для цикла to значение первого выражения изначально будет больше значения второго, или наоборот, меньше (для цикла downto), то цикл не будет выполнен ни разу. Практическое применение циклов крайне разнообразно. Если привести наиболее общий пример из программирования, то цикл - идеальный способ заполнения массива. Например, если требуется организовать цикл для заполнения массива из 10 числовых значений последовательно возрастающими числами, то можно записать:

for i:= 0 to 9 do MyArray[i]=i;

В данном случае элементам массива MyArray последовательно назначаются значения от 0 до 9.

Основные приемы программирования. Работа с текстовыми файлами

Допустим, что у нас есть файл из двух строчек "Привет! ! ! Как жизнь?". Если прочитать его с помощью объекта TFiiestream, то мы увидим весь текст в одну строку "Привет!!!KaK жизнь?- - " . f". Здесь - конец строки и - перевод каретки на новую строку. Таким образом, чтобы найти конец первой строки, мы должны сканировать весь текст с целью поиска признака конца строки и перевода каретки ( и ). Это очень неудобно. программа пароль файл

Тут на помощь приходит объект TStrings, который является простым контейнером (хранилищем) для строк. Можно еще пользоваться более продвинутым вариантом этого объекта TstringList. TStringList происходит от Tstrings. Использовать Tstrings напрямую нельзя, потому что это абстрактный объект. Абстрактный объект - объект, который представляет собой пустой шаблон. Он может даже ничего не уметь делать, а только описывать какой-то вид или шаблон, на основе которого можно выводить полноценные объекты. Вот так TStringList добавляет в Tstrings свои функции так, что он становится полноценным объектом. В результате получается, что мы не можем объявлять переменные типа Tstrings и использовать этот объект, потому что это всего лишь шаблон. Это и так, и не так. Переменную мы можем объявлять, но использовать сам объект не можем. Зато мы можем объявить переменную типа Tstrings, но использовать эту переменную как объект TStringList, потому что данный объект происходит от первого.

Данная среда программирования была выбрана мной из-за того, что язык программирования Delphi я знаю лучше всего и данный язык преподаётся в нашем колледже, к тому же, у этой среды весьма удобный интерфейс для разработки и поддерживаются все функции, которые потребуются мне при разработке системы для создания и редактирования тестов.

Основной упор модели в Delphi делается на максимальном не использовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi. Никаких ограничений по типам объектов, которые могут создавать разработчики, не существует. Действительно, все в Delphi написано на нем же, поэтому разработчики имеют доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для создания среды разработки. В результате нет никакой разницы между объектами, поставляемыми Borland или третьими фирмами, и объектами, которые можно создать.

Рис. Среда разработки визуальных приложений

В стандартную поставку Delphi входят основные объекты, которые образуют удачно подобранную иерархию из 270 базовых классов. На Delphi можно одинаково хорошо писать как приложения к корпоративным базам данных, так и программы для измерительных систем. Разработка интерфейса в Delphi является довольно простой задачей для программиста.

Delphi обеспечивает исчерпывающую библиотеку классов - Визуальную Компонентную Библиотеку (VCL), Библиотека Borland Component (CLX), и блок Быстрой разработки (RAD) инструментальные средства, включая приложение и шаблоны форм, и мастера. Delphi объектно-ориентированное программирование.

Из нестандартных улучшений Borland, внесенных в объектный Pascal надо отметить свойства (Properties) и перезагружаемость процедур и функций (Overloading).

Достоинством Delphi является простота, скорость и эффективность. Delphi имеет самый быстрый из всех компилятор. Другим достоинством является простота изучения Object-Pascal. Библиотека VCL позволяет программировать и в среде Windoows API. Модель программирования в Delphi компонентная, что позволяет использовать множество уже созданных компонент, создавать свои и использовать дополнительные чужие. К достоинствам можно отнести достаточно быстрый браузер классов и мгновенный вывод подсказки авто завершения кода.

Недостатком Delphi можно назвать наличие меньшего числа функций, чем у C++: не достает шаблонов, перегрузки операторов и объектной модели, похожей на модель C++. После использования объектов их надо уничтожить, вызывая метод Free. В C++ объекты уничтожаются автоматически при выходе из зоны видимости. Кроме того, заметно разрастание ехе-файлов, генерируемых Delphi.

Компилятор встроенный в Delphi обеспечивает трансляцию Object Pascal программы в объектный код, выявляет синтаксические ошибки, обрабатывает исключительные ситуации, позволяет производить отладку, осуществляет линковку и создает исполняемый модуль. В Delphi компиляция производится непосредственно в машинный код.

Особенности технологии CodeInsight в редакторе кодов это интеллектуальный редактор, позволяющий выполнять копирование/вставку, выбор из списка зарезервированных слов, указание вида и места синтаксических ошибок.

В Delphi используется Инкапсуляция (объединение записей с процедурами и функциями), Наследование (использование объекта для построения иерархии порожденных объектов), Полиморфизм (задание одного имени действию, которое передается вверх и вниз по иерархии объектов) - традиционные для ООП.

Visual Componentes Librares (VCL) - это иерархия из 270 базовых классов. построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE

Borland Database Engine (BDE) - препроцессор операционной системы обеспечивает доступ к объектам БД в Delphi, основанным на SQL: Oracle, Sybase, Informix и InterBase, файлам формата. dbf, или. db (Paradox) или. mdb (Access).

Уникальные возможности Delphi состоят в том, что разработчики могут добавлять CASE-инструменты, кодовые генераторы, а также авторские help"ы, доступные через меню Delphi.

Технология Two-way tools обеспечивает однозначное соответствие между визуальным проектированием и классическим написанием текста программы. Это означает, что разработчик всегда может видеть код, соответствующий тому, что он построил при помощи визуальных инструментов и наоборот.

Инспектор объектов представляет из себя отдельное окно, где можно в период проектирования программы устанавливать значения свойств и событий объектов (Properties & Events).

Менеджер проектов дает возможность разработчику просмотреть все модули в соответствующем проекте и снабжает удобным механизмом для управления проектами.

Основа Object Pascal это механизм Run-Time Туре Information (RTTI), т.е. информации о типах на этапе выполнения программы и свойств объектных типов - классов, с понятием свойства (property); а также обработки исключительных ситуаций (exception handling).

Делегирование события означает прикрепление кода, обрабатывающего действие какого-либо интерактивного элемента, например, кнопки, нажатие на которую фактически использует делегирование кода для ассоциирования кода с событием onclick.

Основные файлы проекта Delphi это PROJECT1. DPR, UNIT1. PAS, UNIT1. DFM - сведения о форме,PROJECT1. RES содержит иконку для проекта, PROJECT1. OPT по умолчанию, является текстовым файлом для сохранения установок, связанных с данным проектом, После компиляции программы получаются файлы с расширениями: DCU - скомпилированные модули, EXE - исполняемый файл. Установки Editor Options сохраняются в файле DELPHI. INI, который находится в директории Windows.

Технология редактирования ошибок программы предусматривает переход к фрагменту кода, который содержит ошибку, при этом надо установить курсор в строку с сообщением об ошибке и из контекстного меню выбрать команду Edit source.

Предупреждения и подсказки появляются при обнаружении в программе неточностей, которые не являются ошибками, компилятор выводит подсказки (Hints) и предупреждения (warnings).

Ошибки времени выполнения (run-timeerrors) или исключения (exceptions).

Страница настроек Линкера Options позволяет произвести выбор установок, которые напрямую влияют на текущий проект, это могут быть, к примеру, директивы компилятора проверки стека (stack checking) или диапазона (rangechecking).

Страница настроек Directories/Conditionals Options дает возможность расширить число директорий, в которых компилятор и линковщик ищут DCU файлы.

Страница настроек Editor Options позволяет настроить тонкие детали работы Редактора.

Страницы настроек EditorOptions, EditorDisplay и EditorColors позволяют изменить цвета и "горячие" клавиши, используемые IDE.

Пять основных окон ООП среды программирования Delphi:

дизайнер Форм (Form Designer);

окно Редактора Исходного Текста (Editor Window);

палитра Компонент (Component Palette);

инспектор Объектов (Object Inspector);

справочник (On-line help).

Структурная обработка исключительных ситуаций это система, позволяющая программисту при возникновении ошибки (исключительной ситуации) связаться с кодом программы, подготовленным для обработки такой ошибки. Это выполняется с помощью директив, которые как бы "охраняют” фрагмент кода программы и определяют обработчики ошибок, которые будут вызываться, если что-то пойдет не так в "охраняемом” участке кода.

Основные компоненты Delphi:

Компонент Edit. Text позволяет производить чтение текста из окна Edit

Компонент TCheckBox отображает строку текста с маленьким окошком рядом.

Компонент TRadioButton позволяет выбрать только одну опцию из нескольких.

Компонент TListBox нужен для показа прокручиваемого списка.

Компонент TStringGrid служит для представления текстовых данных в виде таблицы.

Компонент TMainMenu позволяет поместить главное меню в программу.

Компонент TPopupMenu позволяет создавать всплывающие меню.

Компонент TBitBtn представляет кнопку, на которой можно разместить картинку.

Компонент TDrawGrid служит для представления данных любого типа в виде таблицы. Доступ к каждому элементу таблицы происходит через свойство CellRect.

Компонент TImage отображает графическое изображение на форме. Воспринимает форматы BMP, ICO, WMF. Если картинку подключить во время дизайна программы, то она прикомпилируется к EXE файлу.

Компонент TShape служит для отображения простейших графических объектов на форме: окружность, квадрат и т.п.

Диалоги Windows организуются компонентами диалога: OpenDialog - выбрать файл, SaveDialog - сохранить файл, FontDialog - настроить шрифт, ColorDialog - выбор цвета, PrintDialog - печать, PrinterSetupDialog - настройка принтера.

Компонент страницы System - TTimer это таймер, событие OnTimer периодически вызывается через промежуток времени, указанный в свойстве Interval. Период времени может составлять от 1 до 65535 мс.

Компонент страницы System - TFileListBox это специализированный ListBox, в котором отображаются файлы из указанной директории (св-во Directory).

Компонент страницы System - TDirectoryListBox это специализированный ListBox, в котором отображается структура директорий текущего диска. В св-ве FileList можно указать TFileListBox, который будет автоматически отслеживать переход в другую директорию.

Компонент страницы System - TDriveComboBox это специализированный ComboBox для выбора текущего диска. Имеет свойство DirList, в котором можно указать TDirectoryListBox, который будет отслеживать переход на другой диск.

Компонент страницы System - TMediaPlayer служит для управления мултимедйными устройствами (типа CD-ROM,MIDI и т.п.). Выполнен в виде панели управления с кнопками Play, Stop, Record и др.

Интегрированная среда разработки проекта. Пять основных окон интегрированной среды разработки: главное, форма, окно редактирования кодов, объект инспектор, броузер.

Особенностью интегрированной среды разработки является визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов.

Компиляция, линкование и запуск программ. Задачу преобразования исходной программы в машинный код выполняет специальная программа - компилятор.

Компилятор выполняет последовательно две задачи:

1. Проверяет текст исходной программы на отсутствие синтаксических ошибок.

2. Создает (генерирует) исполняемую программу - машинный код.

При возникновении ошибки в программе, запущенной из Delphi, среда разработки прерывает работу программы, о чем свидетельствует заключенное в скобки слово Stopped в заголовке главного окна Delphi, и на экране появляется диалоговое окно, которое содержит сообщение об ошибке и информацию о типе (классе) ошибки.

Компиляция программы, в которой есть алгоритмическая ошибка, завершается успешно. При пробных запусках программа ведет себя нормально, однако при анализе результата выясняется, что он неверный. Для того чтобы устранить алгоритмическую ошибку," приходится анализировать алгоритм, вручную "прокручивать" его выполнение.

Типы данных и выражений. К типам данных относятся целочисленные, вещественные, логические, строковые и символьные:

Shortint - 128-127 8 битов

Smallint - 32 768 - 32 767 16 битов

Longint - 2 147 483 648 - 2 147 483 647 32 бита

Int64 - 263 - 263 - 1 64 бита

Byte 0-255 8 битов, беззнаковый

Word 0-65 535 16 бит, беззнаковый

Longword 0 - 4 294 967 295 32 бит беззнаковый

универсальный целый тип - Integer

универсальный вещественный тип - Real

тип Ansichar - это символы в кодировке ANSI, которым соответствуют числа в диапазоне от 0 до 255;

типwidechar - это символы в кодировкеUnicode, им соответствуют числа от 0 до 65 535.

ObjectPascal поддерживает и наиболее универсальный символьный тип -

тип shortstring представляет собой статически размещаемые в памяти компьютера строки длиной от 0 до 255 символов;

тип Longstring представляет собой динамически размещаемые в памяти строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти;

тип WideString представляет собой динамически размещаемые в памяти строки, длина которых ог-раничена только объемом свободной памяти. Каждый символ строки типа WideString является Unicode-символом

тип string эквивалентен типу shortstring.

Проектирование и инициализация общих элементов управления предполагает использование:

интерфейса присоединения Drag-and-Dock;

интерфейса переноса Drag-and-Drop;

усовершенствованного масштабирования;

управления фокусом;

управления мышью;

Создание всплывающих подсказок. Если задержать курсор, например, над кнопкой или компонентом палитры самой среды Delphi, появляется маленький прямоугольник яркого цвета (окно подсказки), в котором одной строкой сказано о названии этого элемента или связанном с ним действии. Delphi поддерживает механизмы создания и отображения таких ярлычков в создаваемых программах.

Технология разработки программы в Delphi для широкого применения включает этапы:

Спецификация (определение, формулирование требований к программе).

Разработка алгоритма.

Кодирование (запись алгоритма на языке программирования).

Тестирование.

Создание справочной системы.

Создание установочного диска (CD-ROM).

В процессе построения приложения разработчик выбирает из палитры компонент готовые компоненты. Еще до компиляции он видит результаты своей работы - после подключения к источнику данных их можно видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять их в том или ином виде. Пользователь также может присоединить к библиотеке свои собственные компоненты, которые он разрабатывает в среде Delphi.

Рабочий экран Delphi (версия Delphi-6) имеет 4 основных окна: главное окно Delphi; окно формы Form1; окно инспектора объектов Object Inspector и окно редактора кода Unit1. pas

Особенности СУБД MySQL

MySQL - свободная система управления базами данных (СУБД). MySQL является собственностью компании Oracle Corporation, получившей её вместе с поглощённой Sun Microsystems, осуществляющей разработку и поддержку приложения. Распространяется под GNU General Public License или под собственной коммерческой лицензией. Помимо этого разработчики создают функциональность по заказу лицензионных пользователей, именно благодаря такому заказу почти в самых ранних версиях появился механизм репликации.

MySQL является решением для малых и средних приложений. Входит в состав серверов WAMP, AppServ, LAMP и в портативные сборки серверов Денвер, XAMPP. Обычно MySQL используется в качестве сервера, к которому обращаются локальные или удалённые клиенты, однако в дистрибутив входит библиотека внутреннего сервера, позволяющая включать MySQL в автономные программы.

Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц: пользователи могут выбрать как таблицы типа MyISAM, поддерживающие полнотекстовый поиск, так и таблицы InnoDB, поддерживающие транзакции на уровне отдельных записей. Более того, СУБД MySQL поставляется со специальным типом таблиц EXAMPLE, демонстрирующим принципы создания новых типов таблиц.

Благодаря открытой архитектуре и GPL-лицензированию, в СУБД MySQL постоянно появляются новые типы таблиц.

Выбранное мной программное обеспечение отличается простотой и удобством, а так же, в нём есть все компоненты, которые мне понадобятся при разрабоки собственной программы, поэтому, свой выбор я остановила именно на данных средах разработки.

Интернет на Андроиде