Православные священники — мишень информационной войны. Кемерово: на острие информационной атаки


Как пожар в ТРЦ «Зимняя вишня» был использован для информационного удара

Трагедия в Кемерово доказала, что вместе со спасателями и следователями в сибирский город, охваченный ужасом и отчаянием, должны были прибыть и специалисты особого рода – по информационным войнам. Их остро не хватало. Зияющая пустота очень быстро заполнялась: сначала украинский провокатор обзвонил городские морги и предупредил о трёх сотнях погибших, это тут же подхватили Би-би-си и «Радио "Свобода"», в процесс включились Ходорковский, штабы Навального и популярные российские блогеры, имеющие миллионы и сотни тысяч подписчиков. А далее уже десятки тысяч людей (как обыкновенных пользователей, так и рядовых бойцов информационного фронта) стали разгонять ложь по социальным сетям и блогам, рассказывая, что власть врёт и на самом деле жертв пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в разы больше официальных данных, причём большинство погибших – дети.

Разносчики лжи толпами ломились в многочисленные кемеровские группы «ВКонтакте» и безостановочно накручивали людей, сражённых ужасным происшествием, заставляя их поверить в неслыханные масштабы трагедии, в то, что от них скрывают правду о случившемся и «на самом деле» в «Зимней вишне» сгорели и задохнулись не 64 человека, в числе которых 41 ребёнок, а три, четыре, пять сотен кемеровчан.

Одновременно российские оппозиционные СМИ запестрели заголовками «Власти скрывают число жертв в Кемерово», «Сколько погибших на самом деле? Власти скрывают», «Говорят, что в Кемерово погибли сотни людей, а власти скрывают», «Жители Кемерова уверены, что власти скрывают реальное число погибших» – и эта волна снова выплеснулась в социальные сети, только уже со ссылками на прессу.

Следом появилось «письмо кемеровчанина», в котором якобы местный житель сообщал, что «сегодня кемеровский морг сообщил об отсутствии мест и мешков для трупов, говоря о том, что количество погибших перевалило за 300 человек, среди которых 142 ребёнка». В ход пошли фотографии из одесского Дома профсоюзов, где 2 мая 2014 года украинскими национал-радикалами были заживо сожжены люди: предлагалось поверить, что это снимки погибших кемеровчан.

Иностранные СМИ также не брезговали тиражированием лжи. Так, немецкий Spiegel, приведя данные МЧС о погибших в Кемерове, сообщил, что «жители города предполагают, что число погибших может быть больше, чем заявляют официальные лица». The Washington Post, публикуя большой репортаж о кемеровском митинге 27 марта, написала, что «многие из демонстрантов сомневаются в официальном подсчете 64 погибших, утверждая, что их число значительно выше». То же самое твердила и служба Би-би-си: «Многие демонстранты заявили, что они не доверяют властям и не верят, что объявленное число погибших является точным».

28 марта, уже после того как МЧС России сделало официальное заявление о том, что окончательное число жертв пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» установлено – 64 человека, на сайте «Радио "Свобода"» появилась очередная публикация о кемеровском митинге с «главным вопросом»: сколько же людей погибли? «Официальной цифре в 64 погибших в Кемерове не верит никто, и первый аргумент: в 550-тысячном городе чуть не у каждого есть хотя бы один погибший знакомый или родственник», – на голубом глазу врёт «Свобода», приводя в качестве «фактов» рассказы женщины, не называющей своей фамилии, и случайного прохожего, у знакомой которого, по его словам, пожар унёс жизни родственников. Тут же, на площади, рассказывает «Радио "Свобода"», был создан штаб, «который начал записывать фамилии погибших и пропавших без вести», насчитали к концу дня 86 человек. Как потом выяснилось при проверке, многие фамилии и имена были взяты, что называется, с потолка, никаких данных о себе заявители не оставляли.

Надо отметить, Русская служба «Радио "Свобода"» пошла очень далеко, пересказав все самые жуткие слухи, не имеющие никакого отношения к истине: о «свидетельствах» врачей и спасателей, о спрятанных мёртвых телах, о сотнях свежевырытых могил... При этом на момент публикации было прекрасно известно, что инициативные группы кемеровчан обследовали морги и кладбища и не нашли ни скрытых от глаз общественности погибших, ни заготовленных могил. Однако об этом «свободная пресса» промолчала.

Хорошо известно, что помимо финансирования той же Русской службы «Радио "Свобода"» США выделяют значительные средства на поддержку российской оппозиции и противодействие «российской пропаганде» в других странах, например на Украине. События в Кемерове показали, как работают эти деньги – и кемеровчане, и вся Россия пережили в дни трагедии мощнейший информационный удар, целью которого было раскачать сибирский город до бунта, а затем подвязать к протестам другие регионы, включая Москву. Панические настроения нагнетались намеренно и согласованно: ошибкой будет считать, что атака развивалась сама по себе, случайным образом. Источники ложной информации, даже если они и предпринимали действия самостоятельно, – будь то украинский создатель фейков Вольнов или бывший глава ЮКОСа Ходорковский – составляли единую сеть, «ячейки» которой включались в работу в нужный момент. Сначала ложь о несоответствии официальной статистики «реальному» числу жертв была сконструирована на Украине, затем эту ложь понесли в мир тысячи «ячеек»; оппозиционеры, любители хайпа и собственных рейтингов тиражировали вброс у себя в блогах, этому подпевали СМИ определённого сорта, а в социальных сетях действовали уже десятки, если не сотни тысяч «ячеек». Всё, о чём говорили кемеровская власть и спасатели, тонуло в потоках лжи.

Если бы со старта этой атаки было кому её отразить, многие люди не только в Кемерове, но и в других уголках России, раздавленные трагедией, не поддались бы информационной панике. Однако не нашлось в Кемерове ни одного популярного блогера, который смог бы отвечать на разгоняемую по сетям ложь оперативными репортажами с места событий. Точнее, такие блогеры были, но они тоже решили «срубить хайпа» на теме сотен погибших. Известная кемеровская «Немагия» воспользовалась моментом и принялась в YouTube распространять бредни о том, как «было 157 и позвонили вот уже, сказали готовить ещё на 80 человек, из взрослых там всего меньше 30», «все морги завалены», «там погибших внутри около 400 человек, 355». Теперь им, конечно, пишут: «Земляки, мне стыдно за вас», «Это ваш город и этих людей вы видите каждый день, и могли предоставить адекватные факты, а не этот шлак», «Что вам стоило съездить на место происшествия, опросить свидетелей, позвонить в полицию, морги, детдома, войти в инициативную группу и вместе с ней проверить морги и хладокомбинат? Точно проанализировать всю информацию. Сделать выводы. Но нет, зачем?», «Вы, ребята, не мужики, внутри гниль. Вы должны были быть на передовой». Но – 2,9 миллиона просмотров! Большая часть – в те самые страшные дни, когда правда тонула в море лжи.

Этот информационный натиск не достиг своей цели. Благодаря многим людям и событиям: инициативной группе кемеровчан, которая кинулась на месте искать правду, проверяя морги и кладбища; администраторам кемеровских групп в социальных сетях, которые отсекали слухи, публикуя только достоверную информацию о пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня»; президенту, который приехал в Кемерово; медленной, но тяжёлой артиллерии федеральных СМИ; психологам МЧС и медицины катастроф, работающим с родственниками погибших; вставшему на колени на митинге чиновнику; сотням блогеров, которые не стали плясать на костях, не поверили ходорковским, навальным, «свободной прессе», «немагиям» и принялись разгребать ворох лжи.

Однако эта тактическая победа означает, что на другой стороне информационных баррикад сделают выводы. И следующие атаки будут более злыми, более быстрыми, более точными. Рассчитывать на капитуляцию противника недопустимо.

Арина Цуканова

- В последнее время все чаще разгораются дискуссии с негативными высказываниями в адрес священнослужителей. Удивляет то, что после нелестного высказывания о священниках какого-либо одного блогера, к нему тут же подключается множество других - таких же негативно настроенных людей. И хотя понятно, что эти люди ни разу в жизни со священниками дела не имели (иначе в этих отзывах были бы какие-то факты, примеры из жизни), в их ответах встречается много злобы. Как это можно объяснить? Ведь мы обычно не злимся на людей, которые не причиняли нам никакого вреда. А священники определенно ничего плохого не сделали всем этим людям, пишущим о них с такой ненавистью. Хотелось бы узнать психологическое объяснение этой ненависти.

Тут присутствует такой интересный момент: почти вся блогосфера, как многим известно, является эффективным оружием пропаганды разных структур общества: социальных, экономических, политических и прочих. Для этих целей различными заинтересованными группами специально выделяются деньги и нанимаются работники. Разработаны специальные программы, позволяющие одному блогеру писать одновременно под разными именами, с разных IP. В блогах во время интернет-обсуждений зачастую идет скрытое навязывание определенных, выгодных заказчику фактов и позиций по различным вопросам. Об этом знают практически все блогеры, называя таких заинтересованных участников троллями. Но поделать с этим ничего не могут, поскольку невозможно выявить всех троллей, и даже слова выявленных невозможно стереть из памяти.

Результатом таких долгосрочных манипуляций может стать искажение фактов, разжигание розни между народами, и даже подрыв политической системы и экономики государства. Известно, что госдепартамент США выделяет на информационную войну в блогосфере огромные деньги. Известны и некоторые результаты этой войны. К примеру, признано, что народные волнения и революции, которые разгорелись недавно в ряде стран Африки и Ближнего Востока начались с подготовки в социальных сетях.

Но в мире существуют и другие революции - революции сознания, направленные на то, чтобы подготовить общественное мнение к определенным изменениям. Именно это и наблюдается сейчас в нагнетании атмосферы негатива по отношению к православию и служителям Церкви. Ведь что такое религия? Религия для народа - это то, что его цементирует и делает его единым, то, что делает его более крепким и стабильным. Этот факт подтверждается словами бывшего советника президента США по национальной безопасности США Збигнева Бжезинского, который еще в 1991 году после развала СССР открыто заявил: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие».

- Но у нас в стране живут люди различных верований, не разъединяют ли разные религии народы России?

Несколько религий в стране было всегда, но они никогда не разделяли народ по этому признаку, а всегда мирно существовали рядом и созидали духовную основу народа российского. Например, в Казани уже несколько веков прекрасно жили рядом и русские, и мусульмане. И никто там никогда не слышал о каких-то глобальных выступлениях против иноверцев. Были дагестанцы в составе Российской Империи, были среднеазиатские народы. Но не было тех вражеских сил, которые настраивали их друг против друга. А теперь они чрезвычайно активизировались, и их подрывная работа ведется во всех средствах массовой информации, в том числе и в интернете.

То, что происходит сейчас, - вся эта навязанная нам национальная и религиозная вражда - настоящая катастрофа для страны. Ведь мы вместе прошли через страшную войну, вместе победили нацизм. Никто тогда не разделял народ на мусульман, христиан и так далее - не было этой вражды, а была настоящая дружба. И в Российской Империи ее тоже не было. А теперь мусульман пытаются натравить на православных священников, и мы, кстати говоря, стали свидетелями уже многих таких не только выступлений, но и преступлений. Вспомните убитых в Чечне, в Дагестане, да и в самой России священников Православной Церкви. То же противостояние религий происходит и в других мусульманских регионах. В Татарстане, в Башкирии, в других республиках - почти нигде не осталось спокойных мест, где бы ни натравливали местное население на православных священников. Соответственно в более спокойных в этом отношении, скажем так - «русских регионах» - натравливают народ на мусульман. Организуются выступления против строительства мечетей.

Думаю, что на это есть политический заказ, и многие над ним уже работают. Ведь обходится такое влияние на умы людей достаточно дешево: зашел в интернет один человек и за день написал триста постов, за которые получил, допустим, 10 долларов. И потом написал и ответы на свои же посты. А по закону социального подтверждения подобное притягивает подобное: все, кому более-менее созвучно то, что он написал, начинают вставлять свои идиотские комментарии.

Так называемым «троллям» деньги платят за выполнение разных задач. В том числе и для того, чтобы дискредитировать Церковь, ослабить доверие населения к своим пастырям. Кроме таких «троллей», комментарии, направленные на очернение священного сана, могут писать и участники множества атеистических форумов и организаций. Возможно, что кто-то из них «кидает призыв», и все активисты форума устремляются в определенный блог развивать начатую им тему, все по одному посту… В результате, у читателей этого «топика» складывается впечатление, что весь народ абсолютно и категорически настроен против священства, хотя на самом деле такого быть не может. Хотя бы потому, что если у кого-то из тех же людей умирает родственник, то даже многие самые атеистически настроенные люди идут в храм на отпевание, заказывают службы, обращаются к священникам за советом и так далее. Число же по-настоящему верующих достаточно велико. Считающих себя верующими - еще больше. Более пятидесяти процентов… Это результат многих опросов и исследований.

Так спрашивается, откуда же тогда столько ненависти, столько лжи выплескивается в этих блогах, кто это все пишет? И где же тогда эти пятьдесят процентов верующих? Да где же, хотя бы, те пять процентов людей, которые являются настоящими членами Церкви? Ответ прост: это дело техники. Это - назовем вещи своими именами - информационная война против Церкви, которая ведется некими силами, и ведется весьма эффективно.

Информационное оружие в наше время – главное средство ведения войн. Одна из из целей таких войн - подорвать доверие не только к формальным лидерам, но и к носителям национального духа и нравственности.

Так было и раньше. На кого, в первую очередь, всегда была направлена вражеская активность? На старший офицерский состав и на генералов. Безусловно, священник, он же пастырь, он же «пастух» - это офицер. Тем более архиереи (епископы, митрополиты, патриарх) - их уже можно сравнить с генералами, которые ведут людей, структурируют общество. Убийством или дискредитацией руководства достигаются задачи информационной войны. Поэтому не удивительно, что пропаганда сейчас направлена именно против этих людей.

- Задача - дискредитировать, а что после этого?

Цель у любой войны одна. Дискредитировав командование, достигается неуправляемость самой структуры. Дальше уже можно легко рушить всю эту структуру. Потому что там, где нет доверия к руководству, в том числе и к духовному, - там сама структура становится неуправляемой. Это уже не войско и не единение. Такая структура не может решать никаких задач. Это толпа, которую можно повести и завести куда угодно: хоть в плен, хоть на минное поле, хоть в западную «демократию» или в антирелигиозное мракобесие. Вот в чем цель.

- Понятно, что нравственное влияние Церкви на людские души благоприятно и для страны в целом. Ведь народ нравственный труднее обмануть, поработить и завоевать, чем безнравственный?

Естественно, и этому есть множество исторических подтверждений. Как только народ склоняется к какому-то греху, например, к гомосексуализму, как только разрушаются вследствие этого его нравственные категории, которые определяются религией, сразу начинается деградация общества и разрушение государства. Вспомним Римскую Империю, древних греков…. В России перед революцией 1917-го года, куда было направлено острие революционной пропаганды? На дворянство, офицерство и духовенство. Хотя духовенство в то время тоже ничего плохого революционерам не сделало.

Так внешние враги пытаются сейчас подорвать доверие людей к служителям церкви, чтобы препятствовать ее задаче нравственного, духовного воспитания. Чтобы ими потом было проще управлять процессом нравственной, интеллектуальной и физической деградации народа, который сейчас успешно осуществляется.

Такой способ манипуляции сознанием можно рассмотреть на простом примере. Чтобы вовлечь подростка в бандитскую среду, первое, что стремятся сделать бандиты - принизить доверие этого подростка к своим родителям и учителям, разрушить их авторитет. Им нужно каким-то образом его вывести из-под влияния тех, кто его воспитывает и учит. Только после этого есть шанс, что он будет участвовать вместе с ними во всех их грязных делишках. Вот такой «увод из-под влияния» и является целью заказчиков этого очернительства Церкви, которые сейчас организовали информационную войну против Православия.

- Мне кажется, что все-таки такое внешнее информационное влияние находит еще и какую-то внутреннюю опору в тех людях, которые ему подвержены. Это не только обычное невежество в вопросах реальной жизни священников и церковной жизни вообще, но и какие-то внутренние причины, по которым эти люди так охотно принимают ложь за истину.

Ну конечно, такие причины есть. Такие «слабые места» в человеке - это его внутреннее несовершенство, его грехи. Душевная нечистота противится всему нравственному точно так же, как грязнуля противится мытью рук, а ленивый ученик противится учению. Тот же блудник или гомосексуалист не могут принять Церковь в том виде, в каком она есть, потому что она задает слишком для них высокие нравственные планки. Им остается ее только осуждать и поливать грязью.

Когда какому-нибудь моральному уроду становится тяжело и неуютно находиться среди нравственно-чистых людей, он обязательно начнет говорить про них какие-нибудь гадости, чтобы создать для себя иллюзию «одинаковости». «Да кто в России не ворует?» - это выражение стало для нас уже привычным. Значит, можно спокойно воровать. «А гомосексуализмом даже животные занимаются, и вообще - это нормально!» - тоже из серии самооправданий и попытки сделать из черного белое. Сейчас, когда в стране царит культ стяжательства, многие начали с умным видом заявлять что-нибудь наподобие: «Человек, по самой своей сути, - существо низменное». Значит, иметь низменные побуждения тоже нормально? Тогда можно творить что угодно!

То есть Церковь задает определенную планку отношений в человеческом обществе. И те, кто живет вне этих рамок, чувствуют себя неуютно. Они думают, что если уничтожить Церковь, то и духовные законы действовать перестанут. Но это не так.

- Скажите, как с точки зрения человеческой психологии можно объяснить убийства священников? Ведь что-то этими убийцами движет? Или ничего, кроме злобной непримиримости к православию, как к чужой вере?

Почему убивают хороших, чистых душой людей? Да потому, что этими убийцами-подонками движет не просто ненависть, а ненависть, вызванная черной завистью. Зависть рождает ненависть, и прикрывается презрением.

Возьмем такую метафору: попал по недоразумению на олимпиаду по какой-нибудь науке полный неуч, к тому же злобный. И как он будет себя чувствовать в этой среде? Конечно, он подумает или даже скажет: «Все вы здесь чокнутые «ботаники», все придурки, один я нормальный».

Больше всего ненавидят тех, кто умнее или добрее, - тех, кто тебя в чем-то превзошел. Потому что ненавидеть того, кто ниже тебя и меньше умеет, смысла никакого нет - нечему завидовать. Сознательно или подсознательно, но эти ненавистники понимают, что священники их выше и чище, и что правда на их стороне, а от этого чувствуют себя приниженными и начинают их ненавидеть.

- Некоторые люди упрекают священников в невнимательности, в том, что они не уделяют внимания или резко отвечают на заданный вопрос, обличают.

Конечно, священники не идеальны, ведь они тоже люди. Бывает, что некоторые из них ведут себя неподобающим священнику образом: бывают невнимательные священники, бывают священники, страдающие осуждением - у каждого свои личностные особенности и недостатки. Так что кое-кого из них, возможно, упрекают вполне заслуженно. Но давайте посмотрим на вопрос шире: если вы приходите на прием к врачу и видите, что у него масса недостатков: он нетерпелив, малограмотен, не отвечает на ваши вопросы, не дает советов… Что вы предпримете? Скорее всего, пойдете к другому. Плохо лечит один - найдете того, кто лечит хорошо. Но из-за того, невнимательного и грубого, вы ведь не перестанете лечиться совсем? Не разуверитесь в медицине, как таковой? Так почему из-за одного недостаточно вежливого священника некоторые начинают делать необоснованные обобщения, и обвинять абсолютно всех служителей Церкви?

Кстати говоря, я замечал такой феномен: против священников, как и против, например, инородцев, выступают массово и агрессивно, но почему нет таких выступлений против олигархов? Бывает, ругнется один, другой – и все. Тишина! Никакой истерии, как против священников. Хотя эти люди у каждого из нас украли деньги. Почему бы это?

- Может быть, таких выступлений против олигархов в блогах нет, потому что для этого нет заказчиков?

Я думаю, так оно и есть. Сам против себя информационную войну финансировать не будешь, поэтому и возмущений по этому поводу нет.

Сейчас уже очень много написано об информационной войне: как она организуется и проводится, для чего существуют эти манипуляции людским сознанием, как они происходят, на что опираются и так далее. По политтехнологии написано огромное количество книг и найти такую литературу достаточно легко. Если кому-то читать лень - все это информационное безобразие можно увидеть по телевизору, и давно можно было уже понять, для чего это все придумано. Но и тут подумать лень. Процветает нежелание и пассивность разбираться в ситуации с рассуждениями типа: «А зачем мне это надо?» Так же проще жить - не напрягать свой интеллект, а ждать, когда тебе кто-то даст готовое решение. 80 процентов людей, к сожалению, устроены в крайней степени примитивно. В их представлении - они нормальные, умные люди, которые из себя что-то значат, но в сущности интересует их только то, что они могут ощутить и потрогать.

- Ощутить и потрогать? Значит, их интересуют только материальные ценности и удовольствия?

Да - то, что основано в большей степени на чувствах и эмоциях. Не какие-то глобальные вещи, не интересы народа и государства, не понимание мироустройства, ни даже интересы твоей собственной души, а только то, что служит самым примитивным из твоих потребностей. Им хочется просто пожить легко и бездумно, получить от жизни все тебе нужное сегодня, а завтра - будь что будет.

Показательным является недавний случай. Один известный атеистический сайт объявил акцию помощи онкобольным детям с лозунгом: «Бога нет, кто же кроме нас поможет детям?» Давайте деньги собирать - жертвуйте для лечения детей! За полмесяца собрали всего 20 тысяч рублей, а примерно сколько собирают известные православные сайты всего за 2 часа, хотя посетителей там не больше. Атеистический сайт собрал по сравнению с ними всего лишь крохи. Вот они сами себе и показали, кем они по большому счету являются. Потому что неверующие в Бога в основном эгоисты.

Эгоизм - главный фактор, который не дает принимать ничто духовное. Когда «я» - центр Вселенной, то какие там попы, какой еще Бог, зачем мне эти конкуренты! Я самодостаточный, ни в чьих указаниях не нуждаюсь, и вообще все должны мне кланяться…

- Значит священники стали основной мишенью антинародных сил?

Да, но они являются мишенью не только антироссийских сил, но в первую очередь еще и мишенью темных сил.

У таких людей всегда много искушений - больше, чем у обычного человека. И потому как их жизнь проходит на глазах у всех, иногда их недостатки гиперболизируются обществом. Например, если обычный человек на машине проехал на красный свет, то никого этим не удивишь и никто этого факта даже не запомнит. А если вдруг увидят, что на красный свет проехал дядька в рясе и с крестом на груди, то это моментально станет поводом для эмоциональных разговоров. Сколько у нас, извините, пьяниц спивается на тех же поминках, сколько просто дегенеративно ведут себя на свадьбах? И кто, когда друг другу пересказывает эти выходки? Но если увидел кто-то попа нетрезвого - все, будьте любезны - тут разговоров и сплетен хватит всем и надолго.

Более того - все такие рассказы ради красного словца обрастают со временем кучей домыслов и вымыслов и превращаются в конечном итоге во что-то совершенно невообразимое. И немного выпивший священник уже будет в них изображен в абсолютно непотребном виде…

Хочу привести подходящую к месту цитату из документального рассказа священника Ярослава Шипова, который долго служил на сельском приходе. Этот отрывок – от отношении деревенского народа к священнику: «Они неутомимо придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош, потому что богатый, а когда оказалось, что бедный, и это плохо - настоящий поп не может быть нищим; то - в каждом селе жена, а коли не так, то - больно строг с женщинами, мог бы и внимание оказать: мало ли что священник - мужчина все же…»

- Есть более образованная часть аудитории - люди, которые знают, какую огромную позитивную роль играла Церковь в истории всей страны, особенно в годы испытаний. Некоторые из них даже читали духовную литературу. Бывает, что они говорят: «Вот раньше Церковь была - да! А той Церкви, которая теперь стала, я принять не могу». Как вы прокомментируете такие высказывания?

Вкратце такие претензии можно выразить вопросом: современные священники - не святые, так зачем же их слушать и на них равняться? Эту тему можно так шутливо обыграть: достигни святости сам, и Церковь будет равняться на тебя. Раз ты не можешь принять эту Церковь, а образцы знаешь - живи по этому образцу. Покажи своим примером святую жизнь. А как только начнешь трудиться духовно, сразу убедишься, что грехов у тебя предостаточно, и быть ни в чем непогрешимым и безупречным не каждому по силам.

- А он скажет: «Нет, я не хочу быть святым, я хочу, чтобы они были святыми, потому что это их дело - быть святыми»…

Святой должна быть Церковь и ее заповеди, потому что она стремится к любви и ведет за собой народ. Но каждый из ее членов святым быть не может. Как не может быть гением каждый ученый. Церковь нужно воспринимать, как целостную структуру, и не судить о ней по отдельным людям. Следуйте церковным заповедям, и не поддавайтесь на провокации.

Нравственно здоровым может быть, при желании, каждый. А это в человеке - основное, потому что именно в его душевных качествах заключается личность. И если, например, кто-то из ваших друзей имеет больную печень, то он от этого не перестает быть вашим другом, потому что вы его воспринимаете не по частям, а как личность. Точно так же при несовершенстве отдельных «органов» Церковь в целом не становится недееспособной.

(Из блога священника Константина Пархоменко )
65 причин, почему я не моюсь
Психолог: что отпугивает людей от Церкви? (Михаил Хасьминский, психолог )
Под властью ментального вируса, или Как отличить вброс от новости (Игорь Ашманов )
Церковь для битья (Дмитрий Соколов-Митрич )
О машинах священников и новых савонаролах (Сергей Худиев )
Интеллигенция и церковь (Сергей Лукьяненко, писатель )
Недействительные отпевания (Священник Константин Пархоменко )

А про влияние СМИ на настроения народа знает практически каждый житель нашей планеты, но, тем не менее, это не мешает влиятельным СМИ-компаниям управлять народом. – интенсивное противоборство в информационном пространстве с целью достижения информационного, психологического и идеологического превосходства, нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам и средствам коммуникаций . Данный феномен укоренился в 1980-е годы, во время «холодной войны».

Информационные войны становятся частью военной политики государств . В качестве военно-политического фактора, информационная война определяется как симбиоз способов воздействия на сознание всех единиц социальной структуры государства для искажения или изменения знаний, устоев, морали и отношении к основным явлениям и состояниям общества для разрушения общества и создания неблагоприятной обстановки в социуме . В свою очередь ИВ включает в себя систему мероприятий, направленных на искажение морально-психологического состояния населения и личного состава Вооруженных Сил противника, основу которых составляет подготовка и проведение огромных информационно-психологических операций по разработанным планам с определенными целями, главными из которых могут быть: ослабление обороноспособности противника, подрыв боеготовности и боеспособности его войск, моральное разложение, искажение истин и устоев незыблемости авторитета военного руководствующего и командного состава, снижение боевой готовности и подготовленности к боевым действиям личного состава и его, нарушение нормальной жизнедеятельности и работы всех видов и родов войск, всей военной структуры в целом; подготовка и проведение кризисов в различных системах и слоях общества, «уничтожение» политической власти и системы в государстве противника, создание условий недовольства народных масс, беспорядков, протестов, распространение паники среди народа, разработка панических программ в отношении народа, а в некоторых случаях и развитие гражданской войны; сокрытие или изменение целей и масштабов войны целью изменение курса антивоенных настроений в своих странах и создания образа противника в отношении стороны, против которой ведется информационная война .

Дезинформация реализуется через все средства массовой информации в течение длительного времени. Внедрение агентов в СМИ государства-противника позволяет управлять общественным сознанием народа, применять различные техники и системы «зомбирования» населения. Основным средством ведения информационной войны являются психологические и информационнопсихологические операции.

Одной из мощнейших тем для разработки информационнопсихологических операций является религия. Перед тем, как представить религию – инструментом в информационной войне необходимо предоставить количество верующих. Так, крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на всем протяжении двадцатого века доля христианской общины в населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной около 33 %. Второй мировой религией считается ислам (что примерно равно 23 % населения мира). Численность неверующих и атеистов оценивается различными исследованиями от 10 до 18 % населения планеты.

Религию, которую выбирает тот или иной человек для своей веры можно использовать в целях войны, а в современных реалиях - в целях информационной войны. Ни для кого не новость, что религия издавна считалась объектом спора: за неё сражались первобытные люди, веря в души, тотемы, животных, растения и богов, за неё сражались и сегодняшние мировые религии: так большинство мусульман верят, что те, кто умер, сражаясь, познают все наслаждения рая. Ваххабиты, к примеру, лелеют эту мечту .

Христиане также в своих священных войнах (Крестовых походах) верили в то, что попадут в рай. Некоторые из приведенных примеров дают представление о пользе религии для войны. В случае с использованием религии как орудие в информационной войне она может принимать крайне жёсткую форму, являясь причиной управления чувствами верующих, которая позволяла людям решаться на любые поступки и делать все что угодно во имя своей веры (иногда переступая через законы и постулаты самой веры).

Характерным примером служит идеология ИГИЛ, запрещенного в Российской Федерации государства, которая подкреплена течениями ислама, являющимися экстремистскими: ваххабизм, салафизм, антишиизм, панисламизм. Особенностью экстремистского течения является упор на веру, как основной объединяющий и движущий фактор. Основываясь на различных ответвлениях ислама, а именно на их отличительных особенностях в отношении способов ведения «войн во имя веры», используя подмену фактов и информационно-психологические методики и программы, жертвы начинают принимать вероучение и, следовательно, отдавать за неё свою жизнь.

Так же необходимо упомянуть о том, что идеология ДАИШа (арабская аббревиатура ИГИЛ) заключается в ожидании Судного дня согласно ислама. Кроме того, ИГИЛ имеет цель восстановить Великий Халифат – государство, объединяющее верующих в ислам. В данном государстве территория будет разделена на отдельные провинции, создана иерархичность власти, структурные органы государства, включающие военные и мирные бюрократические структуры, а так же иметь свои правила, законы и традиции, основу которых составят древние традиции. Главной особенностью этого государства будет являться то, что это будет не современное государство XXI века, а государство, где люди будут следовать заветам раннего ислама. Всю строгость закона можно характеризовать его жёстким контролем над населением. Этот контроль по сути своей заключён в смертной казни, которую дают за отлучение ислама.

Отступление от ислама в понятиях современного человека подразумевает отказ от веры, но в отношении ИГИЛа под этим подразумевают употребление алкоголя и наркотических средств, отказ ношения бороды, участие в жизни европейских государств, применение и использование в жизни европейских традиций, понятий и идей . Что касается строительства нового Великого Халифата, то данное мероприятие является главнейшим долгом любого мусульманина. Кто не готов исполнять его – тот грешник, невзирая на причины. Все основывается на клятве халифу.

Кто её не дал, тот не спасётся во время Апокалипсиса. Но чтобы человек дал клятву халифу, необходимо, чтобы у халифа было государство со своей территорией, что и «создало» ИГ – Исламское государство. Причём в этом государстве должны соблюдаться законы шариата. Но для создания Великого Халифата ДАИШу не хватает подчинения себе ряда стран, ведь согласно Корану – необходимо чтобы все, кто верует в ислам, находились в одном государстве. Согласно заявлению ИГ этими являются страны: Северной Африки, Ближнего Востока, Индии, Малайзии, Индонезии. Кроме того, в древний халифат входили: Армения, Грузия и государства южной Италии и Сицилии.

Описывая личный опыт, 22-летний Саид Мажаев, уроженец Грозного, завербованный «Исламским государством» и уехавший на войну в Сирию, но затем вернувшийся в Россию, сообщил, что его путь в джихадисты начался с видеороликов, которыми, по его словам, «закидывают» кавказскую молодежь: «Они приходят тебе по Viber, WhatsApp, в социальных сетях (В Контакте, Одноклассники, Facebook и др.). У всех похожий и очень близкий по типу сюжет ‒ как неопределенные люди убивают женщин, детей, нарушают права людей, унижают и разрушают государства». Во всех роликах один смысл: «Где же вы, настоящие мусульмане, вы должны заступиться за единоверцев, вы должны спасти их от смерти…» Подобная психологическая методика привела к тому, что Саид Мажаев, который сначала не обращал и игнорировал призывы вступить в ряды ИГ, после «стал задумываться, вступил в тематическую группу, начал списываться с людьми, которые там были, являлись свидетелями всех унижений, убийства людей». Описывая свой опыт пребывания на стороне «Исламского государства», он сообщил, что имел не меркантильные цели, а только одну идейную цель ‒ «помочь «тем самым» угнетаемым братьям-мусульманам».

Завербованные люди руководствуются не материальными основаниями, а идейными или, скорее всего, даже религиозными. Саид Мажаев сообщил, что: «Вербовщики с той стороны играют на живущем в каждом человеке чувстве справедливости и добра», – и объяснил, что в момент нахождения в рядах ИГ для него не был характерен религиозный фанатизм. Им двигало чувство помощи «бедным, угнетенным людям», что, в общем, оказалось маской для использования его в целях оружия проведения компании против государств-противников. В марте 2015 года был опубликован доклад ООН, основанный на исследованиях, проводившихся экспертами ООН в Ираке. В докладе отмечается, что боевики ИГ совершают на территории

Ирака следующие преступления: массовые казни; этнические чистки; использование несовершеннолетних в боевых действиях; принудительное обращение в ислам; склоняют девочек и женщин иноверцев к занятию проституцией; разрушают исторические памятники и религиозные святыни; совершают нападения на объекты инфраструктуры; официально возрождено рабство, открыто действуют невольничьи рынки . Все эти нарушения в полном объёме характеризуют «Исламское государство» как самое жестокое и деморализующее общество.

Методы войны данного государства не подвергаются обычным тактикам и методам защиты. Против данных информационно-психологических методов ведения войны не только трудно защититься, но и «излечить заражённых данной болезнью» людей крайне трудно, а чаще и вовсе невозможно. Вера и мораль являются новым видом оружия, как когда-то являлось атомное оружие (с которым можно связать определенные ассоциации), но если последствия ядерного оружия хоть колоссальны, но известны и возможны для определения их поражающего фактора в той или иной степени, то в отношении информационно-психологического оружия, используемого в информационной войне, такого невозможно сказать. Никому не известно к чему приведут определенные настроения, люди, факторы и когда они могут «сработать» и могут ли повлиять вообще.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Рогозин Д. Война и мир в терминах и определениях. Военно-технический словарь. М.: Вече, 2016. 272 с. 2 Волковский Н.Л. История информационных войн: Т.2 (ХХ век) / Под ред. И. Петрова. СПб.: Полигон, 2003. 736 с. 3 Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая информационно-психологическая война. М.: Институт социально-политических исследований АСН. 1999. 304 с. 4 Морис Дейви Эволюция войн. М.: Центрполиграф, 2009, 384 с. 5 Дон Румата (Тарас) «Мы разрушим ваш Рим, сломаем ваши кресты, возьмем в наложницы ваших женщин» // URL: http://politikus.ru/events/51033-igil (дата обращения 20.11.2017). 6 URL: https://meduza.io/feature/2015/08/18/zvezda-saida (дата обращения 11.11.2017). 7 Доклад ООН «Осуществление резолюций 2139 (2014), 2165 (2014) и 2191 (2014) Совета Безопасности» 2015.

Д.С. ПОВЕТКИН, О.Ю. СОКОЛОВ, А.В. САФОНОВА

За долгие годы пребывания в социальных сетях я наблюдала не один и не два случая т.н. нашей прогрессивной публики. Уверена, что и вы все их отлично помните. Это могло быть связано с террористическим актом или технологической катастрофой, с каким-нибудь природным катаклизмом, с громким судебным процессом. Или же с планомерными ударами по тому или иному государственному или социальному институту. Игорь Ашманов говорил об этом так (цитирую по памяти): «Вспомните, кого вы ненавидели шесть месяцев назад, кого год назад, а кого три года назад».

Все информационные кампании такого рода развиваются по схожим сценариям.

Мы живем в огромной стране.

У нас постоянно что-то происходит и будет происходить

Видите ли, мы живем в огромной стране с большим количеством населения. У нас постоянно что-то происходит и будет происходить. Рано или поздно какой-нибудь служитель закона убьет из табельного оружия случайного прохожего. Рано или поздно какой-нибудь священник на машине собьёт какую-нибудь старушку. Рано или поздно врачи не заберут приболевшего человека в больницу, и это внезапно обернется летальным исходом. Что-нибудь такое происходит у нас каждый день. К огромному несчастью, жизнь вообще полна трагических случайностей.

Задача информационной атаки состоит в том, чтобы из трагических случайностей слепить для читателя общую картину кромешного ужаса, в котором он живет. Объяснить, что перед читателем не просто отдельные случаи, стечение обстоятельств, некомпетентности и прочего. А натуральная система. Более того, эта система складывается не в результате небрежения властей, а в результате их злой воли. Они не просто плохо образованы и много воруют. Нет! Их жадность беспредельна, стремление к власти бесконечно, а в их пагубных законах можно проследить стремление не только набить свои карманы, но и как можно больнее уязвить самолюбие всех свободных, неравнодушных и честных людей страны. Унизить их как можно сильнее. Потому что какая же власть без сладости унижения ближнего!

Чтобы все это возымело действие, нужен постоянный приток негативной информации по той или иной теме. По тренду, так сказать. Поскольку жизнь может и не давать нужных фактов, приходится вытаскивать и распространять факты старые. Это, кстати, является одним из признаков информационной атаки.

Кого ненавидим сейчас?

Для примера. Кого ненавидим сейчас? Ненавидим мэрию Москвы, лично господина Собянина и лично господина Печатникова. В связи с чем? В связи с реформой медицины. Еще чуть-чуть ненавидим при этом РПЦ, потому что на месте закрываемых больниц будут строить мракобесные храмы. Кого жалеем? Врачей и пациентов. Правда, исключительно московских.

И к этому надо вытаскивать все, что идет по теме, невзирая на дату публикации. Сейчас в своих лентах вы можете прочитать, что за последние две недели с собой покончили в столице восемь онкобольных. Фраза яркая, сразу бьет в глаза. Беда, правда, в том, что информация эта увидела свет 26 марта 2014 года в Интерфаксе. На следующий день материал на эту тему сделала русская служба BBC. Однако, в тот момент, когда эта информация увидела свет, в социальных сетях обсуждали совершенно другие вещи. сравнивала Путина с Гитлером, а присоединение Крыма с аннексией Австрии. Кому тогда было дело до онкобольных?

Почему тема всплыла сейчас? Ну, так удобно совпало. В начале декабря в Москве покончил собой пенсионер, у которого тоже была онкология. Почему же не пишут о пенсионере? А он один. Не так бьет по перепонкам. Зато всплыли мартовские самоубийства. А если кто-нибудь скажет, что это-де старая информация, тут же можно подсунуть и свежего пенсионера. Вот, мол, ужас-то продолжается.

Ужас, конечно, продолжается. Вот только он никак не связан с медицинской реформой в Москве и с именем Леонида Печатникова (если не считать его мартовского заявления). А связан с оборотом наркотиков в России и с неуклюжими попытками наших властей решить эту проблему затыканием легальных дыр. Под раздачу попадали даже ветеринары. Печальная комедия еще и в том, что больше всех по поводу обезболивания некогда выступала та самая доктор Лиза, которая нынче нерукопожатна. У нее же хоспис и богатый опыт. Кстати, BBC в мартовском материале несколько последних абзацев как раз Елизавете Глинке и посвятила. Но сегодня ссылку дают на тот материал, где о докторе Лизе не сказано ни слова.

С марта утекло довольно много воды. 12 декабря в Госдуме пройдет второе чтение поправок к закону «О наркотических средствах и психотропных веществах». Эти поправки как раз и направлены на то, чтобы облегчить обезболивание тяжелых случаев. Более того, поправки были внесены в Думу как раз по итогам мартовских выступлений в прессе. И врачебным сообществом эти поправки были восприняты с облегчением. Можно говорить о том, что в данном случае Дума работает медленно, однако нельзя говорить о том, что законодатели никак не реагируют на проблему.

Но во время вникать в материал нет нужды. Надо забрасывать читателя все новыми и новыми подробностями.

Пока я разбиралась в вопросе, всплыли многие забавные вещи.

«Снимаю шляпу. Человек с большой буквы»; «Его высказывания дорого стоят»; «Это страшный моральный удар по системе: официальное лицо все-таки»; «Это естественная брезгливость нормального человека, не желающего иметь ничего общего с людоедами»... Знаете, кем так восхищается прогрессивная публика в комментариях на Гранях? Да Леонидом Печатниковым же. В мае 2013-го. Тогда Леонид Печатников отказался отвечать на вопрос Комсомолки после истории с абажуром. Господин Сунгоркин потом этот факт комментировал. Время идет быстро: давно проехали.

Особенность момента состоит еще и в том, что никто ничего не скрывает. Гарри Каспаров прямо говорит, что власть надо валить, а сделать это можно только в Москве, только тогда, когда средний класс в столице почувствует себя ущемленным и выйдет на русский майдан. А вся остальная страна и настроения в ней никому не интересны.

Поэтому, кстати, и медицина нужна исключительно столичная. Таковы установки. Какие бы там онкобольные в Иркутске, Твери или Дудинке не кончали с собой, никого это не интересует. Работают по принципу «уж если». В смысле, уж если в Москве, в богатейшем мегаполисе, такое происходит, то что творится в остальной России? В этом посыле, правда, есть серьезный логический изъян. Раз Москва — богатейший мегаполис, а в остальной России все еще хуже, то не стоит ли сначала подтянуть остальную Россию до уровня Москвы хотя бы? Но на это вам ответят, что москвичи сами сражаются за свои права, а если Ростов или Красноярск хотят, то пусть сами выходят на свои площади, никто их ждать не будет, инертных.

Поскольку тема с воровством голосов на выборах и продвинутым в свое время не сработала, то сейчас активно переключаются на идеи левые, достаточно популярные в нашем обществе в отличие от либеральных. Отсюда и медицина, отсюда и образование, отсюда и гречка. Окончательная проблема лишь в том, что о гречке и медицине народу зачастую вещают люди, обедающие в ресторанах и рожающие в Лондоне. Если вообще рожающие («как-то не верится» пока им). Как-то не поняли они еще, что если в одном фейсбучном «статусе» они сообщают о заказе кухонного гарнитура из США, а в другом вопят, что их лишают бесплатной медицины, то это немножко диссонирует одно с другим. Самую малость.

Однако не могу сказать, что такие информационные атаки вообще никак не действуют на наше общество. Конечно, действуют. Просто вспомните, сколько времени прошло с момента выхода гуляющего призрака до Великой октябрьской. А сейчас все идет гораздо быстрее.

Пожалуй, точнее всего состояние сегодняшнего дня передает понятие «информационная война». Конечно, остриё этой войны — информация о войнена юго-востоке Украине, настоящей, страшной, безумной. Но за остриём идут другие слои, более или менее яркие, с неровными границами, вполне себе актуальные для определённых аудиторий — политической, национальной, патриотической, спортивной, религиозной и т.п. Я думаю, что у христиан в отношении информационных войн должна быть особая позиция.

Отличительные черты

В моём понимании война имеет принципиальное отличие от дискуссий, споров, драк, да и любого противостояния. Она, как и древний Молох, требует в жертву себе на съедение людей. Живых, настоящих, тех, кого мы зовём по имени, тех, чьё лицо, чей взгляд нам дороги, тех, кого мы любим или любили. Война требует жертв именно себе! И люди с радостью, как и древнему Молоху, приносят на эту жуткую трапезу друг друга и самих себя!

Война почти не приемлет такое понятие, как «ближний», у неё не бывает человеческого лица. Все — не более чем шахматные фигуры, пусть и разного веса. Война живёт чёрно-белым разделением «свой»/«чужой». Причём «свои» должны всё время доказывать «своёвость», иначе они «чужие».

Информационная война тоже требует жертв. Понятно, что не людей, не их жизни, хотя и такое бывает. Она высасывает жизненные ценности, смыслы, мировоззрение, мировосприятие, веру, личные отношения, свободу, любовь. Этот информационный Молох питается самым человечным в человеке. Он, так же, как жуткое существо дементор из сказки о Гарри Поттере, высасывает из человека его душу, если под душой понимать жизнь. Чёрно-белое сознание, обесценивающее человеческую жизнь в сравнении с «правильными» идеями, мировосприятие, раскрашивающее мир, как шахматную доску, маркирование каждого — это всё, что остаётся от свободной, яркой, многогранной, наполненной смыслом и тёплыми живыми отношениями жизни.

Осаждённая крепость

Я думаю, что информационные войны основаны на простой идее и имеют своей целью отнюдь не дезинформацию «врага». Главное в информационной войне — воспитание в людях мировоззрения и системы отношений «осадной крепости». Причём в своих людях!

На практике, как я вижу, информационная война решает две задачи: внедрить в сознание людей неправду и заставить обывателя жить по принципу «у страха глаза велики», то есть включить самоцензуру, чёрно-белое восприятие, своего рода информационные фильтры таким образом, чтобы он обязательно увидел в окружающей действительности угрозу.

Идеология «осаждённой крепости» очень эффективна. Она достаточно быстро приживается среди ограниченной в чьих-то интересах свободы и при ограниченных ресурсах, а значит, и возможностях. Неполноценная жизнь простых людей нуждается в оправдании и внутренней компенсации неполноценности и неудовлетворенности. «Осаждённая крепость» перестраивает мировоззрение и через это снимает ответственность и даёт чувство превосходства. Жертвы информационной войны сами отдают всё живое, включая свободу, чтобы не брать ответственность за личную позицию, свои решения, смыслы и отношения.

Всё в головах

Информационная война всегда кем-то организована и направлена, отнюдь не на противника, а на своих. Свои и только они могут и должны стать ресурсом.

Неважно, какие есть стороны конфликта. Информационная война всегда выигрышна только для своих организаторов и проигрышна для всех остальных вне зависимости от стороны баррикад, ибо они выступают просто ресурсом. Две противостоящие «осаждённые крепости» могут жить только одним — пожирая изнутри самих себя. У них нет никакого другого выхода, они же в самозаперти. А при таком исходе ресурсом становятся простые люди, принявшие мировоззрение информационной войны и сами подчинившие себя узкой группе выгодополучателей. Дело в том, что главная аудитория информационной войны — это её организаторы-выгодополучатели. Те же, кто внутри «крепости», не более, чем «мясо».

Поэтому особенность информационной войны в том, что у неё по-настоящему нет участников. Нет тех самых реальных «своих» и «чужих». Тут то же, что и с рекламным понятием «позиционирование». Позиции, разделения и всё прочее существуют не более чем в головах. Понятно же, что, в конечном счёте, может быть только одна «осаждённая крепость», воюющая с пустотой вокруг.

Я думаю, что победу в информационной войне одерживает не тот, кто смог повлиять на противника (которого может в реальности и не быть), а тот, кто перевоспитал под себя окружающих людей.

Информационная война очень скудна не только на идеи, смыслы, оттенки. Она скудна и на лица. Войне нужны только избранные и проверенные персоны, только собственные проповедники и толкователи воли организаторов войны. Ещё одной особенностью войны, бьющей прежде всего по своим, является наличие толкователей знающих и дешифрующих, толкующих волю и информацию «врага» и учащих не попадаться на удочку. Те же, кто в «крепости», таким образом, получают со всех сторон только «правильную» особо подготовленную информацию. Со стороны организаторов информационных войн нет доверия простым людям. Их способности и права разбираться самим не принимаются всерьёз, через что воспитывается инфантилизм, недоверие к себе и чувство вины.

Что же христианство?

По-моему, всё просто. Христиане тоже люди, причём большей частью люди обычные, почти как все. И потому они порой втянуты в «информационные войны», тоже нередко рады пожить чужой бездушной жизнью, не обременённой ответственностью, свободой, личными отношениями. Не прочь некоторые и стать ресурсом ради каких-то «высших целей» или против каких-то «врагов». Думаю, все это знают и видят. Потому у общества представление о христианстве, как об «одном из...», наряду с футбольными фанатами, политическими партиями, националистами, патриотами и т. д. И всё же, поскольку христианство — это евангельское благовестие и вера в Сына Божия Иисуса Христа, то на определённой глубине жизни все должно быть иначе.

Какие бы ни бушевали информационные войны, у христиан всегда есть фундамент, своего рода скала, на которой они призваны строить дом своей жизни. Да, конечно, и на этот дом, и на эту жизнь обрушиваются ветры и бури, дом может пострадать. Но он несдвигаем и способен защитить своих жителей. Эта скала — вера в Живого и Личного Бога. Вера не в природу, не в государство, не в родину, не в военную мощь, не во «врагов». Это вера в Бога! И эта вера раскрывает глаза, делает, в конечном счёте, бессмысленными любые информационные войны.

Другие люди для христиан никак не могут быть ресурсом и даже «врагами». Люди вокруг, как бы это чудовищно для многих ни звучало, — ближние, они братья и сёстры, а если верующие, то братья и сёстры во Христе. Каждый человек уникален и ценен. Он Богом любим. Христос пострадал на кресте и умер в том числе и за наших врагов. Не нам решать судьбы других людей и не нам их маркировать. Мир — не чёрно-белый, а цветной. Да, он во зле лежит, да, часто царствует грех. Но зло и грех побеждены Христом. В мире нет, или почти нет чистого зла и греха. Призыв Иисуса Христа обращён ко всем. До последнего вздоха каждый из нас может обратить свой выбор, свою волю ко Христу Спасителю.

Жизнь — отнюдь не минное поле, где главное — миновать опасность. Жизнь — это скорее творчество, поиск, свой опыт, осмысление, личные отношения, это всегда свободный и личный выбор, это ответственность. Жизнь — и не «осаждённая крепость», не самоцензура и ограничение. Это доверие Богу и людям, это желание научиться всему доброму и хорошему, что встречается на пути.

Нет у христиан однозначных непререкаемых учителей, толкователей и проповедников истины, кроме одного Учителя — Христа. Его слова и пример, Он Сам — Истина. Остальное — должно поверяться Евангелием.

Христиане призваны жить не картиной мира в голове, да ещё и в виде шахматной доски, а прежде всего отношениями с Живым и Личным Богом и людьми, каждый их которых «ближний». А это то, что можно потрогать, это то, что имеет настоящую ценность, это то, за что перед Богом, в конце концов, придётся держать ответ. От суда не уйти.

Программы и игры