Кассетные магнитофоны ссср (15 фото). Кассетные магнитофоны. Советские магнитофоны. Магнитофон кассетный: цены Аудиокассеты в ссср. как это было…

Кассетный магнитофон – это электромеханическое устройство. Оно предназначено для записи различных звуков, песен, концертов на магнитные носители. Ими могут быть лента или проволока, барабаны или диски и прочие. Магнитофоны разделяются на звуковые (те, которые предназначены для записи звука) и на записывающие видеосигнал. Последние называются видеомагнитофонами. В данной статье представлена информация о кассетных магнитофонах в СССР. Какими же они были?

Портативный кассетный магнитофон «Электроника-302»

Этот магнитофон производился в СССР вплоть до 1984 года. Основным заводом, выпускающим устройство, был московский «ТочМаш». Кассетный магнитофон СССР был предназначен для записи и воспроизведения звука при помощи магнитной ленты. Такая лента чаще всего содержалась в специальных кассетах, благодаря которым устройство и получило свое название.

Магнитофон «Электроника-302» является усовершенствованной моделью «Электроники-301», отличаясь от своего «предка» немного другими ползунковыми регуляторами и усовершенствованным внешним видом. Устройство было не таким уж легким, его вес составлял 3,5 килограмма, что не мешало советской молодежи сходить по нему с ума: ведь машинку можно было взять с собой на пикник и долго слушать свои самые любимые песни.

Кассетный магнитофон «Весна»

На заводе «Коммунист» в начале 70-х годов прошлого века подготовили к производству хороший портативный кассетный магнитофон. Однако его выпуск почему-то не спешили начинать. И тогда в 1971 году Запорожский электромашиностроительный завод «Искра» начал выпускать более упрощенную модель под названием «Весна-305». На следующий год запустили в оборот ее преемницу – «Весну-306». От своей предшественницы первые кассетные магнитофоны СССР «Весна-306» отличалась только двухскоростной лентой, в то время как на 305-й модели была односкоростная.

Преимуществами «Весны» было низкое потребление двигателями тока, что позволяло экономить электроэнергию. Также этот магнитофон мог переключать скорость передвижения ленты электрическим путем. Таким образом, был упрощен механизм работы устройства. Также в моделях «Весна» лучше и стабильней работал лентопротяжный механизм. Кассетный магнитофон так полюбился советским жителям, что, собираясь в дорогу, они обязательно брали его с собой. В походах, на пикниках и на речке он сопровождал своих хозяев веселой и задорной музыкой.

Кассетный магнитофон «Романтик»

Этот магнитофон обзавелся отсеком для кассет лишь в 80-х годах. Иметь такое устройство в те времена считалось очень почетно: в основном, его использовали для того, чтобы слушать музыку во дворе. Владелец «Романтика» автоматически становился звездой двора, с ним все хотели дружить, чтобы иметь возможность попросить поставить любимую песню.

Самый первый кассетный магнитофон в СССР из этой серии – «Романтик-306». Это устройство весило 4 килограмма 300 граммов и отличалось прочностью и надежностью. А вот его преемник «Романтик-201-стерео» весил уже 6,5 кг, но зато отличался очень качественной акустической системой. Был выпущен в производство в 1984 году. Последний «Романтик» выпустили в 1993 году.

Надежный «Маяк»

Советские кассетные магнитофоны «Маяк» сошли с конвейера одноименного киевского завода. Очень популярной была модель «Маяк-233-стерео». Ее производство было начато в 1988 году. Модель отличалась своей красотой и удобством. Передняя панель устройства была сделана из толстого алюминия, у магнитофона были металлические кнопки. «Маяк» мог похвастаться наличием усилителя мощности, что позволяло, подключив колонки, добиться акустического звучания. Он умел работать с тремя типами ленты, и при завершении прослушивания кассеты автоматически останавливался.


Сейчас появилось мода восхвалять все, что было в Советском Союзе. Дошло до того, что на одном из сайтов вывесили картинки из сталинской книги о вкусной и здоровой пище, при этом топикстартер упорно утверждал, что именно так кормили советских людей в обычных столовых. Вспоминал я долго. Вспомнил как в советских столовых манную кашу разбавляли кипятком из под крана (даже не кипяченой водой), вспомнил липкие "ластики", которые почему-то звались пельменями, прекрасно помню как детьми мы покупали кофейный концентрат с сахаром и грызли его, так как со вкусными конфетами была "напряженка", правда, и концентрат потом исчез. Еще помню, что от советских продуктов питания я два раза лежал в больнице с дизентерией и один раз с гепатитом. Подобная ситуация была и с советской электроникой. Кто утверждает обратное - просто врет. Мне пришлось не только пользоваться советской электроникой, но и ремонтировать ее и даже кое-что конструировать самому. Конечно, попадались удачные и надежные экземпляры, но это была большая редкость.


Происхождение и элементная база

Как правило, все что разрабатывалось и выпускалось в Советском Союзе из бытовой электроники, копировалось с западных образцов. Воровался дизайн, принцип действия, оригинальные наработки. И это было бы не так уж и плохо, если бы мы умели хорошо копировать. Но проблема в том, что мы делали все это гораздо хуже, из говенных советских деталей и с большим опозданием. Кассетные деки существовали на Западе еще в 1970-е годы, одна из первых кассетных дек "Маяк" появилась где-то в 1984 году. В Совке не было нормальных двигателей под кассетники, поэтому в "Маяк" вставили огромный килограмма на три мотор от катушечного магнитофона. Стоит ли упоминать про то, как такой магнитофон рвал и вытягивал пленку в кассетах? Тех самых кассетах, что стоили как пять килограммов колбасы. Оставлял желать лучшего и лентопротяжный механизм, и головка записи и воспроизведения, и управление магнитофоном. И все же на фоне остального советского хлама, эта модель магнитофона была популярна и востребована ибо выбора не было.

Откройте крышку у этого "Маяка" и загляните внутрь. Самая большая плата внутри знаете какая? Ни за что не догадаетесь! Это плата переключение режимов (запись, воспроизведение, перемотка, стоп, пауза). Там, где на иностранном магнитофоне за все это отвечает одна микросхема (отсюда и надежность), в СССР на магнитофонах стояли огромные платы с кучей устаревших деталей. Обращаю внимание, что для примера я выбираю наиболее удачные, лучшие образцы советской электроники. А выпускалось всякое...

Вот тут мы и подходим вплотную к советской элементной базе. Практически каждый хоть раз задавался вопросом: "Почему в советском телевизоре куча разных радиодеталей, а в импортном за все отвечает одна средних размеров плата?" А вот это касается как раз советской элементной базы. Радиолюбительские схемы того же, к примеру, усилителя мощности разительно отличались от схемы "магазинного" усилителя мощности. Радиолюбительские схемы были компактны и содержали в себе в общем-то немного радиодеталей не в пример магазинным. Почему так? Ответ прост. Советские радиодетали не соответствовали элементарным требованиям. Радиолюбитель мог из десятка одинаковых деталей подобрать подходящую, на конвейере такой финт не проходил.

Например, у транзистора (триода) есть масса параметров. Один из основных - коэффициент усиления. Если взять два схожих транзистора советского и японского производства, то у японского этот параметр может равняться 170-180. Мне однажды повезло - разрешили разобрать на запчасти сломанный японский синтезатор. Синтезатору было лет 15. Старье по нормальным меркам, но каково было мое удивление, что половина деталей не имеет советских аналогов. В СССР их еще не изобрели. Потом я начал мерить коэффициент усиления этих старых транзисторов из синтезатора. Он оказался в пределах 173-178. То есть в пределах нормы. У аналогичного советского транзистора справочники выдают пределы коэффициента усиления 40-180. Если же замерять реальный коэффициент усиления этих советских транзисторов, то диапазон окажется 20-120. Расхождение в шесть раз и вообще не попадает в рамки нормы. А попадались мне и транзисторы с коэффициентом 0. То есть он как бы исправный, но не усиливает.

Вот из такого барахла и собиралась советская электроника. А схемы были громоздкими, потому что в нее включались множественные дополнительные цепи и каскады, призванные компенсировать низкое качество советских радиодеталей.
Тут еще один интересный нюанс. Все лучшее в СССР шло на «военнку», среднее - на производство, оставшийся хлам - в сферу народного потребления.

Знакомый в 1987 году покупает магнитофон "Комета-212". Через месяц приносит его ко мне - тихий звук по одному каналу. Копаюсь и нахожу неисправность - высох электролитический конденсатор. Конденсаторы - это еще один прикол советской элементной базы: устаревшие, с большими размерами и низкими параметрами, выпускает один завод на весь СССР в Ереване. Ну Вы поняли. Смотрю ради интереса другие детали магнитофона. Тенденция такая: магнитофон выпущен в 1987 году, радиодетали выпушены в 1983 году, радиодетали разработаны в 1969-1975 годах. Представьте, что Вы купили компьютер, а внутри разработки 18-летней давности! Добро пожаловать в Совок.

Радиоприемники

Пожалуй, самое удачное направление в советской электронике. С ностальгией вспоминаю такие экземпляры от советской промышленности, как "ВЭФ", "Спидола", "Рига" (все из Прибалтики), а "Океан-205" работает уже больше тридцати лет! Вы скажете: "Ага! Вот оно! Значит не все было так печально!". Увы, все было печально. Удачные приемники у нас были лишь потому, что для них не требовались современные радиодетали, можно было "лепить из того, что было" без потери качества.
До сих пор с уважением вспоминаю радиоприемник "Ишим". Здоровенный такой металлический ящик! Его главным достоинством было то, что он принимал диапазоны, недоступные обычным приемникам. Проще говоря, можно было слушать "Голос Америки" без глушилок. Но "Ишим" был промышленным приемником, если не военным. В магазинах он не продавался. Можно было только украсть.

Виниловые проигрыватели

Большинство, наверное, забыло, что главной проблемой советских проигрывателей было то, что они "запиливали" диски. Где-то к 1980 году советская промышленность нашла решение - стали закупать весь механизм в Польше. То есть получалась польская вертушка "Унитра" в советском деревянном корпусе и с советским корректором. Называлось это чудо "Вега-106". Характерная особенность: при воспроизведении диска ходить по комнате можно было только на цыпочках, так как от каждого неосторожного шага иголка начинала скакать по пластинке.

К концу перестройки, где-то к 1988 году отличилось НПО Новосибирска и стало выпускать достойные вертушки "Электроника". В них была хорошая механика и полностью отсутствовали электролитические конденсаторы производства Еревана. Но это едва ли не единственный случай, когда советская техника близко приблизилась к мировым стандартам.

Магнитофоны

Вот где раздолье для ностальгии почитателей совка. И ведь попадались достойные аппараты. До сих пор ностальгирую по "Комете-202", просто умиляюсь при виде "Ноты-М" (мой экземпляр падал с третьего этажа, падение чуть затормозили ветки деревьев, и после этого продолжал работать еще много лет), с уважением вспоминаю "Тембр". Однако спешу Вас расстроить. "Тембр" все же был профессиональным магнитофоном, и обычным совкам его было не купить. Другие вышеперечисленные магнитофоны - ламповые. То есть более-менее хорошо "слизывать" у Запада мы могли только тогда, когда позволяла, будь она проклята, элементная база. Дальше шел в основном хлам. Были удачные проблески, например, страшненький, но достаточно надежный "Ростов-102", симпатичная "Астра-110" (была еще "Астра-111", но в магазинах не встречал, только на картинке). Да, пожалуй, и все.

А как же "Олимп"? - просите Вы. Что могу сказать... "Олимпы" были у многих моих знакомых. И так же были вечные проблемы: неидентичность звука в каналах, отказ системы управления (помните одну микросхему в японских аппаратах?), вечное забивание головок грязью. И дело тут совсем не в советской магнитофонной ленте. Покупал тут себе "AKAI 636". Магнитофону 20 лет. Ставлю советскую катушку, потом другую, третью... И что странно, головка не забивается, лентопротяжный механизм в целом чист, грязь от пленки сыплется только на полочку перед магнитофоном. Так что дело не только в пленке.

Что же касается советской электроники, то я думаю, что Вам все понятно. За редким исключением, ничего путного в СССР не выпускалось.

Аудиокассеты в СССР. Как это было…

Появление аудиокассет и кассетных магнитофонов в СССР пришлось на мой подростковый возраст. Вот, казалось, совсем недавно я экономил на школьных завтраках, чтобы купить лишнюю катушку магнитофонной ленты, как на советский музыкальный рынок ворвались аудиокассеты, а также переносные кассетные магнитофоны на батарейках.
Филофонисты, обладатели хороших стационарных катушечных магнитофонов, смотрели на кассеты с презрением. Это был явный шаг назад в плане качества звука. А вот переносные катушечники, например, такие как «Орбита-1», «Комета-206» и т.п., были в одночасье похоронены. И поделом - своим обладателям они приносили больше беспокойства, чем удовольствия.

Забавно, но действительно качественных переносных кассетников так и не появилось у советской промышленности. Были удачные брэнды, за которыми охотились покупатели. В первую очередь это, конечно, линейка кассетников «Весна». За свои деньги они давали приличный в своем классе звук и довольно хорошую надежность. Позже появились неплохие клоны «Весны», такие как «Ритм» и в особенности «Соната». За надежность также ценилась линейка «Электроника», но сколько мне их не приходилось видеть, все они страдали глуховатым звуком при записи. Впрочем, речь не о магнитофонах, а о кассетах.

На территории Совка властвовала одна марка аудиокассет - это ордена Ленина, медали Сутулого знаменитые кассеты МК-60. Название расшифровывалось незатейливо - магнитофонная кассета длительностью 60 минут. Сделаны они были на основе оксида железа, и их качество оставляло желать лучшего. Стоили 4 рубля за одну кассету. Изредка попадались кассеты на основе хрома, они были заметно более высокого качества и дороже стоили. Впрочем, цена тут роли не играла, так как в руках мне их приходилось держать, и даже пару раз делать на них записи по просьбе счастливых обладателей этих кассет, но вот в продаже я их не встречал ни разу.

БЕГ ЗА СЧАСТЬЕМ

Впрочем, и за обычными аудиокассетами МК-60 приходилось побегать, в советских магазинах свободно они продавались совсем недолго. Когда я купил свой первый кассетник, то очень быстро мне стало не хватать той единственной кассеты, что прилагалась к магнитофону. Выкрутился я следующим образом: в течении недели ездил к открытию торгового центра, и когда двери магазина открывались - бегом бежал к прилавку.
Тут следует объяснить почему бегом. Дело в том, что в СССР товаров на всех не хватало, соответственно дефицит рождал коррупцию (причем поголовную) в сфере торговли. Помните Диму Семицветова из фильма «Берегись автомобиля», его роль гениально сыграл Андрей Миронов. Этот Дима зарабатывал тем, что перепродавал дефицит. В фильме это показано упрощенно, но примерно так оно и было. Когда товар поступал на склад магазина, то дирекция магазина и товаровед решали куда можно «двинуть» партию товара подороже, например, перекупщикам-спекулянтам. Остатки, если таковые имелись, делились продавцами - низовым звеном коррупционной цепочки. Что касается кассет, то такой мелочью директора и товароведы брезговали, продавцы брали себе не так много (только всем родственникам и знакомым), просто аудиокассет делалось недостаточно. И тем не менее кое-что перепадало и покупателям.
Итак!
1. Кассеты привозили в магазин не каждый день.
2. Большинство советских граждан ждали открытия в надежде разжиться чем-то более серьезным, например, цветным телевизором популярной марки.
3. Двери в магазине обычно открывали строго синхронно, поэтому оборону надо держать у той двери, которая ближе к отделу, где продаются аудиокассеты.
4. Надо быстро бегать.
В этот раз мне повезло, прибежал я где-то десятым. Поэтому на все имеющиеся 20 рублей купил пять новеньких аудиокассет МК-60 производства «Свема».

Кассеты просуществовали у меня недолго. То ли ролики в кассетах были кривые, то ли лента нарезана неровно… в общем, после одного-другого прослушивания, лента в них заклинивала. Кассеты приходилось «разминать», постукивать, но и это не всегда помогало. Решение было найдено такое: кассеты разбирались (точнее разламывались вдоль, так как советская промышленность половинки аудиокассет склеивала, а не скручивала болтиками, как принято во всем мире), по бокам вставлялись маленькие пластинки, чтобы увеличить толщину кассет, а потом аудиокассеты склеивались изоляционной лентой. Смотрелась такая кассета жутко, но какое-то время еще работала.

Но этим не исчерпывалось низкое качество советских аудиокассет. Пленка в кассетах часто «сыпалась», то есть осыпался рабочий слой, забивал головки. Кассета начинала скрипеть. Часто деформировался или вообще отваливался прижимной механизм аудиокассеты. Тогда его пытались делать самостоятельно, а иногда просто вместо него напихивали ваты.

РАЗМАГНИТИТЬ АННУ ГЕРМАН

Самое главное неудобство кассет производства СССР - они были длительностью 60 минут, при этом музыкальные альбомы обычно звучали 45 минут, иногда 90 минут. Проще говоря, кассеты длительностью 60 минут никак не подходили под нужные записи. А если учесть, что еще они были дефицитом…

К счастью, в СССР еще продавались готовые кассеты с записью. Не те, что можно было купить в студиях звукозаписи, а те, что продавались в магазине. Это кассеты МК-44. Длительность - 44 минуты. Обычно на них записывались те же песни, что можно было свободно купить на грампластинках, но дешевле. А сами эти кассеты за счет записи стоили дороже аналогичных чистых кассет.

Что приходилось делать? А очень просто - в отсутствии нормальных аудиокассет, покупались вот эти самые кассеты с записью, оригинальная фонограмма стиралась, а поверх записывалось то, что нужно. Эти кассеты были в продаже почти всегда, так как брали их неохотно из-за относительно высокой цены (имеется ввиду из расчета на минуту записи). Был у этих кассет и еще один плюс - они практически никогда не заклинивали в магнитофонах, видимо, потому что в них использовалось меньше магнитофонной ленты, либо лента была более толстой.
Все это было так по-советски: сделать кассету, записать на нее музыку, сделать к ней худо-бедно сносную полиграфию со списком песен и пустить в продажу, чтобы затем запись стерли, а список песен зачеркнули. Так и записывались, а затем размагничивались в массовом порядке записи Анны Герман, Льва Лещенко и многочисленных вокально-инструментальных ансамблей.

СПАСИБО ПОЛЯКАМ ЗА НАШУ СЧАСТЛИВУЮ МОЛОДОСТЬ

В один прекрасный день случилось невероятное - практически в один день в магазинах СССР появились импортные аудиокассеты. Да еще какие! От девяностоминутных «Сонек» и «Денонов» ломились полки. Сначала их покупали целыми блоками! На них записывали только самое дорогое и близкое сердцу советского гражданина - зарубежную музыку и русский подпольный блатняк. А потом советские МК-60 просто «умерли» для нас. Их перестали покупать. Совсем. Когда поняли, что японские аудиокассеты - это всерьез и надолго. До этого импортные аудиокассеты можно было купить только у спекулянтов по 25 рублей за кассету. Сейчас эти кассеты свободно продавались по 9 рублей. Оказалось, что со спекулянтами бороться легко, надо только победить дефицит.

Откуда появились эти аудиокассеты на территории СССР, да еще в таком количестве? Как ни странно, по этому поводу я слышал не множество слухов, как это обычно бывает, а только один, но из самых разных источников. И знаете, я склонен ему верить, думаю, что так оно и было. Хотя пусть каждый сделает вывод для себя самостоятельно. А слух был такой.

Польша традиционно закупала импортные товары и причем помногу. Но тут появился профсоюз «Солидарность», по стране прокатились забастовки, которые заметно подорвали экономику страны. И тогда Польша обратилась к руководству Советского Союза: «Мы тут контрактов кучу подписали, товаров импортных поназаказывали, а оплатить после всего этого не в состоянии. Перекупите наши контракты.». И СССР помог братской социалистической Польше. А на нашу Родину хлынул поток импорта, в том числе и аудиокассет. Как сейчас помню ряды американских сигарет в каждом продуктовом магазине. В музыкальных магазинах стопки импортных аудиокассет, за которыми нет очереди!!! Восемь видов фирменных джинсов в галантерейном магазине и ошалелый взгляд продавщицы, как бы говорящий: «Как же так? За что? Как жить без дефицита?». Ее можно понять, поступить в торговый институт было сложнее и престижнее, чем в любой технический ВУЗ.
Вот так польский пролетариат боролся за счастье советского человека.

Виктор Золотухин

В те времена кассеты пользовались огромной популярностью, хотя высококлассные кассетные деки были далеко не у всех. Для многих этот формат ассоциируется с простенькими носимыми магнитофонами отечественного производства, на которых впервые ими были услышаны переписанные у товарища Boney M, Arabesque и Modern Talking. Однако магнитофонам этим без малого уже 40 лет, на что способна столь примитивная техника спустя столько времени? Развалится ли она в руках или таки заиграет, «как тогда»?

Небольшой исторический экскурс и технические характеристики

Кассетные магнитофоны «Электроника-302/302-1/302-2/302-2М/302-3» выпускались, соответственно, с 1974, 1984, 1988, 1989 и 1990 года Зеленоградским заводом «Точмаш», Кишиневским заводом «Мезон» и Ставропольским заводом радиокомпонетов в г. Изобильный.


Магнитофон «Электроника-302» предназначен для записи и воспроизведения звука на магнитную ленту в кассете МК-60. Разработан на базе унифицированной модели «Электроника-301», отличаясь от нее применением громкоговорителя 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, ползунковых и угловых регуляторов громкости и тембра, более современным внешним видом. Номинальная выходная мощность - 0,8 Вт, диапазон рабочих частот 63...10 000 Гц.

Питание от 6 элементов А-373 или от 6 А-343 (в кассете), а через вставляемый в батарейный отсек БП и от сети переменного тока. Габариты модели 315х225х90 мм, масса - 3,5 кг.

Из-за претензий гарантийных мастерских на плохое качество ползунковых регуляторов выпуск таких моделей был прекращен. Магнитофон за 20-летний выпуск претерпел несколько модернизаций: в УЗЧ ставили транзисторы и микросхему, в ЛПМ применяли отечественные и импортные двигатели, менялось оформление. Порой магнитофоны с разными индексами выпускали одновременно...

Рассмотрим поближе

На обзоре у нас ранняя версия магнитофона, год выпуска - 77-й, на лицевой панели надписи на английском. Оконечник на германиевых транзисторах ГТ403Б, вся схема выполнена на рассыпухе. Моторчик стоит японский, с внешней платой стабилизации скорости.


Покупался экземпляр, естественно, на Авито, однако тут важное уточнение: учитывая, что цены на такие в хорошем внешнем и исправном внутреннем состоянием (как пишут некоторые - после профилактики) могут достигать спокойно цены за пару «S90», решено было покупать нерабочий или полурабочий аппарат и приводить его в порядок, лишь бы внешне он был более-менее целый и комплектный, кнопки блестели бы как новые, и дизайн был самый что ни на есть классический. Поздние ревизии с хлипкой крышкой и круглым вырезом под динамик не годятся.


Все основные элементы управления расположены на лицевой панели; ниже кассетного отсека имеется отверстие для подстройки азимута головки, которое пускай и выглядит немного колхозно, но, как мне кажется, для данного аппарата оно необходимо (особенно при воспроизведении хороших записей, сделанных на серьезной аппаратуре).

Перемотки, на удивление, фиксируются - видимо, эта доработка тоже осталась от одного из предыдущих владельцев. В целом приятный бонус, главное - вовремя нажимать клавишу «стоп», иначе новая резина может очень быстро прийти в негодность, так как никакого автостопа здесь не предусмотрено.

Сбоку расположены четыре разъема СГ-5: они используются для записи с внешних источников, подключения микрофона, вывода звука на внешнюю акустическую систему, а также для линейного выхода и для записи на другой магнитофон.


Блок питания от сети 220 В представляет из себя черный кирпичик, который вставляется в батарейный отсек вместо батареек. Для подключения к магнитофону используется отдельная пара клемм.


Комплектный блок питания и минимально необходимый запас аккумуляторных батареек, для использования магнитофона далеко от розетки

С задней части корпуса имеется выступ под большие батарейки типа «D» (также известные как 373), в данной ревизии магнитофона они соединяются последовательно и устанавливаются прямо в корпус. В более поздних выступа уже не было, а батарейки ставились в отдельный блок, который имел схожие габариты с блоком питания магнитофона, и батарейки имели меньший форм-фактор - тип «С» (известный тогда как элемент питания 343).

Восстановительные работы

У найденного экземпляра при беглом осмотре был выявлен ряд неисправностей. Признаки жизни магнитофон подавал, из динамика был слышен фон и шум двигателя, однако ни тонвал, ни приемный узел не крутился. Но замена пассика - это, наверное, самая банальная неисправность, и отнюдь не самая главная. Его предыдущий владелец, далекий от электроники и радиотехники, купил его и еще один магнитофон с рук. За восстановление того заплатил некоторую сумму денег, а до этого, что называется, руки не дошли. Ну ничего, столь ценный артефакт лишним никогда не будет, и до него дойдут руки у кого-то другого.


Потом уже, при детальном осмотре, на месте пассика были найдены задубевшие остатки резинки для банкнот. После замены пассика протяг как-то закрутился, но вот беда - вместо звука с кассеты кроме гудения движка ничего не было слышно. Пробуем подать сигнал на линейный вход и зажать переключатель П2К, и... о чудо! Сигнал появился, пускай и относительно тихий.


Лентопротяг с новым пассиком

Путем прозвонки платы находим в лучшем случае три дохлых электролитических конденсатора, но чтобы несколько раз не лазить, переписываем номиналы на бумажечку и меняем все по кругу. Тут важное уточнение: ставить китайские конденсаторы особенно малой емкости, особенно разделительными в универсальный усилитель, крайне не рекомендую. Закончились у меня нормальные нужного номинала, поставил несколько таких. Были определенные вопросы к звуку, но после замены этого недоразумения на Nichicon и Jamicon все вопросы отпали - звук заметно улучшился.


Плата после замены электролитов

А заодно поставим и новую универсальную головку, благо их много, и цена копеешная. Я поставил монофоническую головку с гордой надписью «JVC Japan», хотя и есть у меня некоторые сомнения насчет ее японского происхождения. Для изделия такого класса, думаю, не критично, будет всяко лучше того, что тут стояло изначально.

Пропаиваем все, что было плохо пропаяно, а это как минимум некоторые провода, идущие к боковым разъемам и держащиеся, что называется, «на соплях», контакт у которых пропадал из-за малейшего изменения их положения, и один подстроечник, который, видимо, уже безуспешно кто-то пытался пропаять. Чистим и смазываем все переключатели и потенциометры, так, на всякий случай. Пока я спиртом не протер МП1-1, работать это все нормально не хотело.


Насчет механики. Сначала пытался соорудить резинку на узел подмотки из сантехпрокладок, но ввиду их низкого качества пришлось от этой идеи отказаться. Заказал идлер у Геннадия с форума «Радиотехника 20 века», размеры: D 25,5 мм d 20,5 мм h 1,5 мм D1 24,5 мм d1 19,5 мм. Размеры очень близкие к тому, что стояли тут изначально, единственное - надевается туговато, и хорошо бы проверить потом, что резина села ровно, а перед всем этим делом оттереть протяг от старой резины. На перемотки идлеры не менял, мотает и без того очень резво.

Обязательно надо смазать все необходимые части протяжки, как показано на схеме, и в особенности внешнюю металлическую часть узла подмотки, которая соприкасается с резиновым идлером. Если этого не сделать, мало того, что узел подмотки будет здорово скрипеть, так еще и подмотка будет очень зверская, и как следствие - детонация. Ну а если «повезет» может и какую-нибудь кассету в процессе растянуть. Я использовал силиконовую смазку СИ-180, ее надо не очень много, буквально пару капель на трущиеся части, на узел подмотки чуть больше.


Пассик можно купить в Магазине «Кварц», однако меня качество их пассиков абсолютно не устраивает - как протяг ни настраивай, как подстроечник ни крути, детонация меньше не становится. Взял я штук пять, наверно, и ни один нормально не подошел, все какие-то кривые. Зато идеально подошел пассик счетчика от пионеровской кассетной деки, да и размеры подходящие (105 х 1,2 х 1,2 мм).

Не менее важная часть - прижимной ролик: его тоже пришлось заменить, в моем аппарате он задубел и стал вместо круглого овальным. С таким нормальных характеристик не добиться, выкрутился заменой на ролик № 53 из Магазина «Кварц», также должен подойти № 54.


После этого отстраиваем скорость движения ленты по тест кассете с частотой 3150 Гц. Важное уточнение: тестовая кассета не должна быть слишком тугой, хорошо подойдут японские кассеты тех лет, какой-нибудь дешевый нормал. Еще важно обратить внимание на пружину узла подмотки, она должна быть затянута, но не очень сильно. Детонация у меня получилась пик не более 0,35%, что для этой протяжки очень даже неплохо.
После всех этих махинаций магнитофон стал издавать что-то похожее на звук. Полоборота отверткой на винте подстройки азимута головки, и появляются высокие частоты. Аппарат зазвучал - можно использовать его по прямому назначению.

Аппарат в работе

После нажатия клавиши «старт» аппарат начинает играть, из динамика льется теплый, хотя и немного резковатый, звук германиевых транзисторов. Но что еще можно хотеть от динамика, который встраивали в советские телевизоры «Рубин» и массу другой малогабаритной аппаратуры? Однако про звук - в следующем разделе.

После восстановительных работ к работоспособности магнитофона никаких претензий нет, конструкция пускай и очень примитивная, но крайне ремонтопригодная, если руки растут из правильного места. Главное - случайно не оторвать все эти тонюсенькие проводки, а если уж оторвались - припаять обратно. Касаемо механической части, при правильной настройке и отсутствии заводских дефектов, ни одной кассеты он даже не попытался зажевать (еще бы, с такой подмоткой и новой резиной). И это еще при тестировании на улице, на ходу, при некотором количестве резких движений во время работы. Так что слухи о том, что этот магнитофон жует кассеты - скорее миф, не более того. Другое дело, что и в работе столь примитивного лентопротяга надо разобраться и настроить его по-человечески, а резина за столь долгий промежуток времени однозначно потребует замены.

Время работы от шести элементов типа «D» порядка 15 часов. Отмечу, что использовал я аккумуляторные батарейки GP емкостью 2200 mAh каждая. Магнитофон продолжает нормально работать, пока ЭДС источников питания не просядет с девяти вольт до шести, потом уже (спустя 15 часов работы), играя чуть тише с повышенной детонацией, а в процессе и с меньшей чем надо скоростью движения ленты он будет кое-как издавать какие-то звуки. Иными словами, батареи жрет нещадно, особенно в сравнении с японскими аппаратами более высокого класса, но там и схемотехника абсолютно другого уровня.
Габариты и вес магнитофона сравнительно не большие, за счет этого его очень удобно носить с собой по улице, на полусогнутой левой руке, правой осуществляя переключение режимов и подстройку уровня громкости.

Прослушивание

Слушать такое изделие недалеко от большой стереосистемы не рекомендуется: помимо резко отрицательных, впечатлений может не быть вообще никаких. Так что вытаскиваем мафон на лавочку во дворе и берем с собой товарища и пару бутылок пива.


Хорошо могут подойти сборники восьмидесятых, классика рока (главное не тяжелый металл, он тут смешивается в кашу), группа «Сектор Газа», советские ВИА и эстрада. К прослушиванию обязательны такие исполнители как Arabesque, Boney M, Sandra, Modern Talking, «Веселые Ребята», «Форум», «Мираж».

Звук данного магнитофона фоном во дворе, или далеко от большой системы в целом отвращения не вызывает, если не выкручивать ручку громкости больше нормы. Звуки данный магнитофон несмотря на один динамик, имеющий мощность один ватт, может издавать довольно громкие, а в пределах небольшого помещения ухо будет резать резковатая подача музыки и невысокая детальность.

Впрочем, учитывая, что это простенький монофонический магнитофон, высокой детальности от него и не требуется. Основные его преимущества - это, как и «тогда», возможность брать с собой на шашлыки, пьянки-гулянки, ходить по улице, чтобы при этом на некоторое расстояние было слышно «те» хорошо знакомые мелодии.

И с этой задачей, как мне кажется, магнитофон справляется довольно хорошо. По сравнению с сегодняшними портативными колонками он смотрится необычно, в него хотя бы можно поставить кассету (даже второго типа - на ней высоких частот будет больше). А звук его куда более эмоциональный и живой, чем из куска пластмасски с установленными в него 10-ю крошечными китайскими динамиками.

Выводы

«Электроника 302» - многим хорошо знакомый, культовый магнитофон советских времен. Звук его вполне сойдет для носимого монофонического магнитофона, звезд он с неба не хватает, но и после грамотной профилактики отвращения не вызывает. Не поганит кассеты, как пластмассовые ЛПМ в китайских балалайках. При необходимости всегда можно найти второй такой и пустить его на запчасти для приведения в рабочее состояние лучше сохранившийся экземпляр. Сам по себе факт того, что спустя столько лет магнитофон так хорошо сохранился (как в косметическом, так и техническом состоянии) показывает, насколько качественно и надежно в СССР умели делать даже настолько простые низкоклассные изделия.

Сейчас, после возрождения винила, кассетная тематика также набирает обороты. Помимо больших винтажных японских геттобластеров аля «Sharp», как мне кажется, не менее популярны должны быть и малогабаритные носимые магнитофоны, хотя бы потому, что существенно удобнее в использовании в ряде случаев. К тому же есть мероприятия, на которые большую магнитолу не потаскаешь.


Достоинства: Малые габариты и вес, хороший запас по громкости, надежная и простая в обслуживании механика, возможность подключения внешнего громкоговорителя, записи с отдельного микрофона или линейного выхода другого источника. При необходимости в драке им можно дать кому-нибудь по башке, при этом магнитофон продолжает работать, а башка у хулигана начинает сильно болеть

Недостатки: Отсутствие автостопа, фиксации перемоток «с завода», довольно большая детонация (по меркам высококлассных ЛПМ), время работы от одного комплекта батареек

Отдельная благодарность за помощь в редактировании и оформлении данного обзора.

Кассетный плейер "Электроника-Микроконцерт-Стерео" выпускался с осени 1984 года Зеленоградским заводом точного машиностроения. Модель имеет прототип в одном из магнитофонов фирмы "Сони". На 1984 год в СССР не было необходимых микросхем и сделать полноценный магнитофон не получилось. Сделали плейер на "рассыпухе", транзисторах типа КТ3129/3130. Позднее разработали микросхему КФ1407УД1, тогда в аппарат влезла и запись. У модели 1985 года выпуска был металлический корпус. У всех последующих пластмассовый. В модели имелся встроенный микрофон, который предназначался нее для записи, а для применения в качестве слухового аппарата, в том числе одновременно с проигрыванием кассет.

Детский кассетный магнитофон-игрушка "Волна" с 1985 года выпускало Саратовское ПО "Корпус". Магнитофон предназначен для воспроизведения звуковых фонограмм записанных на скорости 4,76 см/с на магнитной ленте шириной 3,81 мм размещенной в кассете МК-60 с целью организации различных игр, развития музыкальных способностей у детей и развития практических навыков обращения со сложными техническими изделиями. Игрушка предназначена для детей в возрасте с 8 лет и старше. Игрушка обеспечивает электрическое воспроизведение через ЛВ для подключения бытовой аппаратуры. Игрушка работает в стационарных условиях, в движении, переносках и перевозках. Напряжение питания от батарей типа А-343 - 6,3...9 В. Скорость движения магнитной ленты - 4,76 см/с. Рабочий диапазон частот на линейном выходе - 100...10000 Гц. Номинальная выходная мощность 0,5 Вт. Продолжительность работы от батарей 10 часов. Габариты игрушки 280х212х80 мм. Масса игрушки с батареями и кассетой 2,1 кг.

Кассетный тефлотехнический магнитофон-проигрыватель "Протон-402МТ" с 1985 года выпускал Харьковский радиозавод "Протон". "Протон-402МТ" двухскоростной, четырёхдорожечный магнитофон предназначенный для воспроизведения обычных музыкальных и речевых фонограм и фонограмм типа ""Говорящая книга"" людям с потерей зрения. Электрическая схема, конструкция и оформление аппарата, кроме переключателя дорожек, отсутствия режима записи и наличия второй скорости 2,38 см/сек - аналогичны базовому магнитофону "Протон-402". Подробнее о магнитофоне в его инструкции по эксплуатации.


Плейер "Соната-Мини" опытно выпущен в 1985 году Великолукским ПО "Радиоприбор". Плейер предназначен для воспроизведения фонограмм с кассет типа МК-60 на малогабаритные головные телефоны. Информации по нплейеру нет, но на его основе с 1987 года завод выпускал магнитофон-проигрыватель "Соната П-421С".

Портативный кассетный проигрыватель "Электроника П-401C" с 1985 года выпускал Нововоронежский завод "Алиот". ""Электроника П-401С"" это носимый стереофонический кассетный проигрыватель. Проигрыватель предназначен для воспроизведения звуковых фонограмм, записанных на магнитной ленте в кассете МК-60. Воспроизведение фонограмм производится на головные стереофонические телефоны. Перемотка ленты осуществляются только в направлении движения. Проигрывателем можно пользоваться в движениии, при переносках и перевозках. Время работы проигрывателя от комплекта из 4-х батарей АА - 3...4 часа. Скорость движения ленты 4,76 см/сек. Коэффициент детонации ЛПМ - 0,5%. Диапазон звуковых частот на выходе для стереотелефонов 63...12500 Гц. Коэффициент гармоник 2,5%. Номинальная выходная мощность 2х5 мВт. Ток потребления 150 мА. Размеры проигрывателя 154х90х38. Вес без элементов 300 гр. Для расширения ассортимента продукции завод одновременно выпускал проигрыватель "Электроника П-402С" во всём аналогичный описанному.

Игрушка-магнитофон "Джаз-4" с 1986 года выпускал Саратовский завод точной механики. ""Джаз"" (ПКП-4 Проигрыватель Кассетный Портативный 4-я модель) предназначен для проигрывания фонограм записанных на магнитной ленте в кассетах МК-60 с целью организации досуга детей, развития у них музыкальных способностей и развития навыков в обращении со сложной бытовой техникой. Модель имеет показатели на уровне магнитофонов 3-го класса. Диапазон воспроизводимых частот на линейном выходе 100...10000 Гц, по звуковому давлению 150...8000 Гц. Номинальная выходная мощность 0,5 Вт. Питание от 6 батарей 343 или от сети через выносной БП. Габариты аппарата 260х173х72 мм. Масса с батареями и кассетой 2,1 кг.

Кассетный магнитофон-проигрыватель "Диана-Стерео" с 1986 года выпускал Казанский завод радиокомпонентов. Магнитофон предназначен для воспроизведения моно или стерео музыкальных программ, записанных на компакт-кассетах. В магнитофоне предусмотрена раздельная регулировка громкости, перемотка ленты в 2-х направлениях, возможность кратковременной остановки, подключение к бытовым усилителям с АС, электронный и механический автостоп, прослушивание кассет на две пары стереотелефонов типа ""ТДС-13"". Питается магнитофон от 6 аккумуляторов и от сети, через выносной БП. Скорость движения ленты 4,76 см/с. Коэффициент детонации 0,4%. Выходная мощность 2х5 мВт. Диапазон воспроизводимых частот 63...12500 Гц. Потребляемая от сети мощность 1 Вт. Относительный уровень шумов и помех 48 дБ. Размеры магнитофона 170х100х40 мм. Вес без БП 580 гр.

Кассетный проигрыватель "Дуэт-стерео ПМ-8101" с начала 1986 года выпускал Рижский радиозавод имени Попова. Кассетный проигрыватель ""Дуэт ПМ-8101"" предназначен для индивидуального прослушивания стереофонических фонограмм, записанных на стандартных кассетах на головные стереофонические телефоны. В комплект входят: кассетный проигрыватель""Дуэт ПМ-8101"", стереофонические телефоны, контейнер для батарей. Управление проигрывателем осуществляется клавишами для воспроизведения, перемоток (в обе стороны), переключателем типа ленты. При окончании или обрыве магнитной ленты в кассете ленты, происходит автоматическое отключение питания. Диапазон воспроизводимых частот не уже 40...14000 Гц (Fe); коэффициент нелинейных искажений 1%; питание осуществляется от батарей А-316 или А-373 расположенных в специальной кассете. Габариты проигрывателя 140х95х35 мм. Масса 500 гр. В первых выпусках проигрывателя тракт воспроизведения выполнен на большой гибридной МС, а позже на К157УД2. Завод с 1986 года планировал выпускать и магнитолу "Дуэт-стерео МЛ-8101", состоящую из всеволнового радиоприёмника, мощных усилителей с эквалайзером, двух громкоговорителей и блока питания от батарей и от электросети, объединённых в общем корпусе куда в середину в разъём вставлялся плейер "Дуэт-стерео ПМ-8101" образуя при этом магнитолу, но без функции записи. Номинальная выходная мощность магнитолы 2х2 Вт. Диапазон частот по звуковому давлению 100...10000 Гц.

Портативная транзисторная магнитола "Амфитон-МР" с I-кв 1987 года выпускал Омский завод им. Карла Маркса и Бакинское ПО "Радиостроение". Магнитола ""Амфитон-МР"" служит для приёма радиостанций в диапазонах ДВ, СВ, а так же для прослушивания моно и стерео (на головные стереотелефоны) фонограмм с компакт-кассет. Имеется ускоренная перемотка ленты в обоих направлениях, раздельная регулировка громкости при работе на стереотелефоны. Питание от 6 элементов А-316 или сеть через внешний блок питания. Чувствительность в диапазоне ДВ - 2, СВ - 1,5 мВ/м; селективность 30 дБ; диапазон воспроизводимых звуковых частот по звуковому давлению при приёме 315...3150 Гц; диапазон частот на телефонном выходе при прослушивании записи с кассет 63...12500 Гц; коэффициент гармоник 5%; максимальная выходная мощность 0,5 Вт; коэффициент детонации ±0,5%; размеры модели 196х136х41мм, масса 0,8 кг. Цена со стереотелефонами 145 рублей. С 1988 года оформление магнитолы было несколько изменено. Магнитола выпускалась ограниченной серией, а в Баку штучной.

Стереофоническая система "Амфитон" с 1987 года выпускалась Омским ЭТЗ Карла Маркса. ""Амфитон"" переносный блочный аппарат, состоящий из МП ""Амфитон-МС"", ААС и БП. МП ""Амфитон-МС"" устройство воспроизводящее стерео и моно фонограммы с компакт-кассет на стереотелефоны и ААС. Имеется раздельная регулировка громкости, перемотка ленты в двух направлениях. Питание от шести аккумуляторов Д-0,25 или от сети через выносной БП. Скорость ленты 4,76 см/с; коэффициент детонации 0,5%; диапазон частот 63...12500 Гц; уровень шумов в канале воспроизведения -44 дБ, мощность на выходе телефонов 2х2,5 мВт; габариты 138х337х88 мм; масса 0,5 кг. Цена со телефонами и БП - 120 рублей. ""Амфитон ААС"" состоит из объединенного с громкоговорителем левого канала усилителя и громкоговорителя правого канала. В ААС есть регулировка громкости и тембра НЧ и ВЧ, к ней можно подключить стереотелефоны. Питание от батарей типа 343 и от сети через встроенный БП. Выходная мощность ААС - 2х0,5 Вт; диапазон частот на ЛВ - 80...16000, по звуковому давлению 150...10000 Гц; время работы от батарей 10 ч; габариты 342х143х85 мм; масса 2,2 кг. Цена 176 рублей. Магнитофон-проигрыватель "Амфитон МС" выпускали несколько заводов: Ленинградский завод "Новатор", Львовский завод имени Ленина, Саратовский завод точной электромеханики и Каменец-Подольский завод "Электроприбор" имени 60-летия СССР.

Кассетный магнитофон-проигрыватель "Соната П-421С" с начала 1987 года выпускало Великолукское ПО "Радиоприбор". Предназначен для воспроизведения фонограмм с кассет типа МК-60 на малогабаритные головные телефоны ""ТДС-13-1"". Питание МП осуществляется от 4-х элементов типа А-316, при этом время непрерывной работы составляет семь часов и более. В МП имеется гнездо для подключения внешнего источника питания. По окончании кассеты, автоматически срабатывает автостоп, выключающий клавишу ""Пуск"". Скорость движения магнитной ленты 4,76 см/сек. Диапазон воспроизводимых звуковых частот 63...12500 Гц. Выходная номинальная мощность 2х20 мВт. Габариты МП - 142х95х37 мм. Вес 325 гр. Цена 130 рублей. По точно такой же электрической схеме, конструкции и внешнем оформлении неустановленный пока завод выпускал кассетный магнитофон-проигрыватель, но под наименованием "Эдельвейс П-421С".

Стереофонический магнитофон-проигрыватель "Весна-212С" в 1988 году в количестве 10229 экземпляров выпустил Запорожский завод магнитофонов "Весна". Магнитофон-проигрыватель по всем своим техническим характеристикам соответствует одноимённому магнитофону "Весна-212С" Запрожского электромашиностроительного завода "Искра", но без функции записи звуковых фонограмм. Другой информации по этой модели к сожалению нет.

Детский магнитофон-игрушка "Дружок" с начала 1988 года выпускал Каменск-Уральский ПСЗ. Предназначен для приобретения детьми школьного возраста навыков обращения с бытовой аппаратурой, развития музыкальных способностей и технических познаний. Позволяет воспроизводить фонограммы, записанные на компакт кассетах МК-60. В магнитофоне имеется 4 положения переключателя рода работ: воспроизведение, перемотка вперед, стоп и выключение, а так же откидывание крышки и выброс кассеты. Аппарат работает от сети через внешний БП или от 6 батарей 343. Номинальная выходная мощность 1 Вт. Диапазон частот 200...7000 Гц. Продолжительность работы от батарей около 10 часов. Габариты модели 230х225х60 мм. Вес с батареями 1,5 кг. Цена 60 рублей. Корпус из ударопрочного цветного полистирола. С 1995 года завод выпускал магнитофон-игрушку "Дружок-М" впрочем, по схеме, конструкции и оформлению ничем не отличавшийся от описанного.

Портативный кассетный проигрыватель "Квазар П-405С" с 1988 года выпускало Лениградское ПО им. М.И.Калинина. ""Квазар П-405С"" это носимый стереофонический кассетный проигрыватель предназначенный для воспроизведения на головные стереотелефоны фонограмм с кассет МК-60, МК-90. Перемотка ленты осуществляются только в направлении движения. Время работы от комплекта батарей не менее 3,5 часов. Питание проигрывателя осуществляется от четырёх элементов А-316 или от внешнего источника напряжением 4...6 В. Скорость протяжки ленты 4,76 см/с. Коэффициент детонации 0,45 %. Диапазон воспроизводимых частот - 63...12500 Гц. Коэффициент гармоник 2,5%. Номинальная выходная мощность 5х2 мВт. Ток потребления до 150 мА. Размеры проигрывателя 144х94х37 мм. Масса не более 300 гр.

Активная стереосистема и магнитофон-проигрыватель "Сатурн-401С" с 1988 года выпускалась Омским ЭТЗ имени Карла Маркса. Первые выпуски именовались "Сатурн МС". Стереосистема и магнитофон-проигрыватель ""Сатурн-401С"" (с 1989 года "Сатурн П-401С") - миниатюрный переносный, блочный аппарат, состоящий из магнитофона и активной акустической системы с выносным блоком питания. Магнитофон воспроизводит моно и стерео фонограммы с компакт-кассет МК-60 на стереофонические телефоны ТДС-13 или на ААС. В плейере имеется раздельная регулировка громкости, ускоренная перемотка ленты в обоих направлениях. Питание плейера осуществляется от 6 аккумуляторов или от сети через блок питания при совместной работе с ААС. Скорость ленты 4,76 см/с. Коэффициент детонации 0,5%. Диапазон частот 63...10000 Гц. Мощность на выходе телефонов 2,5 мВт. Мощность потребляемая от сети 4 Вт. Габариты плейера 138х337х88 мм. Масса 0,5 кг. ААС состоит из объединенного с громкоговорителем левого канала усилителя и громкоговорителя правого канала. В комплексе имеется регулировка громкости и тембров по НЧ и ВЧ. К ААС можно подключить стереотелефоны. Питание комплекса универсальное, от элементов 343 или от сети через блок питания. Номинальная выходная мощность ААС 2х0,5 Вт. Электрический диапазон воспроизводимых частот ААС - 80...16000 Гц. Диапазон частот воспроизводимых громкоговорителями 120...10000 Гц. Время работы от батарей 10 часов. Габариты ААС 342х143х85 мм. Масса 2,2 кг. К комплексу завод выпускал тюнер "Сатурн-Т-201С", которым можно было заменить магнитофон-проигрыватель, вытащив его и вставив тюнер или использовать автономно, принимая стереофонические программы УКВ диапазона на стереотелефоны.

Игрушка-магнитофон "Волна" с I-кв 1989 года выпускалась Саратовским ПО "Корпус". ""Волна"" - модернизированный вариант модели ""Волна"" выпускавшейся с 1985 года. На эл. схемах иногда она именуется как ""Волна-М"", хотя схемы обоих моделей одинаковы. Новая модель предназначена для воспроизведения через встроенную АС фонограмм, записанных при скорости 4,76 см/с на магнитной ленте, размещенной в кассете МК с целью организации различных игр, развития музыкальных способностей, а также навыков обращения со сложными техническими изделиями у детей от 8 лет и старше. Напряжение питания от батарей 6,3...9 В. От внешнего источника постоянного тока с номинальным током нагрузки не менее 0,3 А - 6,3...10 В. Скорость движения магнитной ленты 4,76 ±3% см/сек. Рабочий диапазон частот на линейном выходе 100...10000 Гц, на громкоговорителе 200...7000 Гц. Номинальная выходная мощность 0,5 Вт. Продолжительность работы магнитофона-игрушки от батарей не менее 10 часов. Габариты игрушки 222х205х75 мм Его масса с батареями и кассетой 2,2 кг.

Кассетный стереопроигрыватель "Диана П-406С" с I-кв 1989 года выпускало Казанское НПО "Элекон". Стереопроигрыватель кассетный "Диана П-406С" предназначен для воспроизведения магнитных фонограмм размещённых в кассетах МК. В модели имеются следующие функции: воспроизведение моно и стереофонических фонограмм, ускоренную перемотку ленты, регулировку громкости отдельно по каждому каналу, отключение двигателя по окончании ленты в кассете, прослушивание фонограмм на две пары головных телефонов. Номинальный диапазон рабочих частот 63...12500 Гц. Потребляемая мощность, при работе от сети через выносной БП 5 Вт. Габариты 170х100х40 мм. Масса 500 гр.

Магнитофон-проигрыватель "Дуэт ПМ-8401" с 1989 года выпускал Рижский радиозавод имени Попова. Кассетный магнитофон-проигрыватель ""Дуэт ПМ-8401"" предназначен для индивидуального прослушивания стереофонических фонограмм записанных на кассетах МК-60 на головные телефоны. В комплект входят: кассетный проигрыватель, стереотелефоны, контейнер для батарей типа А-343 или А-373. Управление: клавиши воспроизведения, перемотки в обе стороны, переключатель типа ленты; при окончании или обрыве ленты отключение питания автоматическое. Диапазон воспроизводимых частот 40...14000 Гц (Fe2O3); коэффициент искажений 1%; питание от батарей АА или А-343, А-373 через контейнер; габариты аппарата 140х95х35 мм. Вес 500 гр. Наименование модели ""Дуэт"" подразумевает прослушивание фонограмм на две пары телефонов.

Тифлотехнический кассетный проигрыватель "Легенда П-405Т" с 1989 года выпускало Арзамасское приборостроительное ПО. Специальный тифлотехнический двухскоростной четырёхдорожечный магнитофон, предназначенный для воспроизведения фонограмм МФ2-4 на скорости 2,38 см/с и музыкальных фонограмм на скорости 4,76 см/с через ЛВ и громкоговоритель. В модели имеются; регулятор громкости, тембра ВЧ, регулятор скорости ленты, гнездо для наушников ТМ-4, гнездо для внешних устройств и шнура ДУ. Питание от 6 элементов 343 и от сети через БП. Время работы от батарей 10 часов. Диапазон регулировки скорости 2,38 см/сек 0...50%. Диапазон частотна скорости 2,38 см/с 125...5000 Гц; 4,76 см/с 63...10000 Гц. Выходная мощность 0,8 Вт. Габариты 265х175х85 мм. Вес 2,3 кг.

Кассетный проигрыватель "Нерль П-411С" с I-кв 1989 года выпускало Владимирское ПО "ТочМаш". Проигрыватель кассетный стереофонический "Нерль П-411С" предназначен для воспроизведения фонограмм с кассет МК на 2 пары малогабаритных головных телефонов. Питание осуществляется от четырёх элементов А-316, время непрерывной работы до 10 часов. В проигрывателе имеется гнездо для подключения внешнего источника питания. В КП имеется ускоренная перемотка ленты в сторону проигрывания. Диапазон воспроизводимых звуковых частот 63...12500 Гц. Выходная номинальная мощность 2х20 мВт. Габариты проигрывателя - 144х94х37 мм. Масса - 350 гр. Цена проигрывателя "Нерль П-411С" с одной парой головных стереотелефонов 120 рублей.

Стереопроигрыватель кассетный "Романтика-6601-стерео" с 1989 года выпускал Харьковский приборостроительный завод им. Т.Г. Шевченко. ""Романтика-6601"" бытовой носимый стереофонический кассетный проигрыватель. Он предназначен для воспроизведения фонограмм размещённых в кассетах МК-60, МК-90. Аппарат имеет функции: воспроизведение моно и стереофонических фонограмм, общую регулировку громкости, прослушивание фонограмм на головные стереофонические телефоны. Диапазон воспроизводимых частот 63...12500 Гц. Габариты проигрывателя 170х100х40 мм. Масса 500 гр. Проигрыватель не имеет функции перемотки ленты. Особенностью проигрывателя является то, что прижиной ролик и головка воспроизведения расположены в верхней крышке.

Детский магнитофон-проигрыватель "Юниор" с I-кв 1989 года выпускал Рязанский приборный завод. Детский кассетный магнитофон-проигрыватель "Юниор" воспроизводит фонограммы записанные на кассетах МК-60. Аппарат можно использовать для экспериментов в процессе технического творчества детей. ЛПМ в аппарате использован от магнитофона ""Русь-207-стерео"". Питание от шести элементов типа А-343. Скорость протяжки ленты 4,76 см/с. Номинальная выходная мощность 0,5 Вт. Габариты аппарата 230х155х60 мм. Его масса 1,3 кг. Цена 60 рублей. В 1991 году завод начал выпуск магнитофона ""Юниор-М"" по оформлению схожим с описанным, но с функцией записи.

Стереофонический магнитофон-проигрыватель "Амфитон П-401С" выпускал с начала 1990 года Каменец-Подольский завод "Электроприбор". ""Амфитон П-401"" - переносный блочный аппарат, состоящий из МП ""Амфитон-П-401С"", ААС и БП. По параметрам, схеме и оформлению аппарат схож с моделью "Амфитон МС".

Портативный кассетный магнитофон-проигрыватель "Вега П-410С" с начала 1990 года выпускало Бердское ПО "Вега". Магнитофон-проигрыватель кассетный стереофонический ""Вега П-410С"" - предназначен для качественного воспроизведения фонограмм с кассет типа МК-60 или МК-90 на малогабаритные головные телефоны типа ""ТДС-13-1"" или им подобные. Питание магнитофона-проигрывателя осуществляется от трёх элементов типа А-316, при этом время непрерывной работы составляет 7...10 часов и более. В магнитофоне-проигрывателе имеется гнездо для подключения внешнего источника питания. По окончании кассеты автоматически срабатывает автостоп, выключающий клавишу ""Пуск"". В отличие от других подобных моделей в М-П ""Вега П-410С"" ускоренная перемотка ленты возможна в обе стороны. Скорость движения магнитной ленты 4,76 см/сек. Диапазон эффективно воспроизводимых звуковых частот - 63...12500 Гц. Выходная номинальная мощность 2х20 мВт, максимальная 2х50 мВт. Габариты магнитофона-проигрывателя - 140х95х38 мм. Масса 320 гр. Розничная цена - 185 рублей.

Кассетный магнитофон-проигрыватель "Карпаты П-402С" с начала 1990 года выпускало Ивано-Франковское ПО "Карпаты". МП по конструкции и оформлению аналогичен МП "Амфитон П-402С" и выпускался для увеличения ассортимента выпускаемой ПО продукции. МП предназначен для прослушивания фонограмм записанных на кассетах МК-60 или МК-90 на головные стереофонические телефоны или входящий в комплект усилительный блок с акустическими системами.

Кассетный магнитофон-проигрыватель "Лота-Стерео" с 1990 года выпускал Новополоцкий завод "Измеритель". МП ""Лота-Стерео"" предназначена для стереофонического воспроизведения фонограмм, записанных на магнитной ленте размещённой в кассете МК-60 с целью организации игр, развития музыкальных способностей у детей, практических навыкав обращения со сложными техническими изделиями. Игрушка предназначена для детей от 8 лет и старше. Диапазон рабочих частот по звуковому давлению 100...10000 Гц. Номинальная выходная мощность от батарей 0,3 Вт, от сети 0,7 Вт. Коэффициент детонации ЛПМ - 0,5%. Габариты блока проигрывателя - 200х110х120 мм, АС - 120х135х105 мм. Масса блока - 1,8, одной АС - 0,6 кг.

Кассетный магнитофон-проигрыватель "Арго П-401С" с начала 1991 года выпускало Ленинградское ЦНПО "Ленинец". Стереофонический кассетный магнитофон-проигрыватель ""Арго П-401С"" предназначен для воспроизведения фонограмм, записанных на кассетах МК-60 и прослушивания их через головные стереотелефоны. Работоспособность магнитофона обеспечивается при питании: от сети через блок питания; от комплекта аккумуляторов Д-0,26Д. Магнитофон обеспечивает: воспроизведение и прослушивание записи через телефоны; перемотку ленты в обоих направлениях; раздельное регулирование громкости по каналам; заряд аккумуляторов при работе от сети. Время непрерывной работы от комплекта заряженных аккумуляторов 2,5 часа. Технические характеристики: Мощность, потребляемая от сети 3,5 Вт. Скорость ленты 4,76 см/сек. Детонация ±0,6%. Частотный диапазон воспроизведения 63...10000 Гц. Коэффициент гармоник 5%. Отношение сигнал/шум в канале воспроизведения -40 дБ. Время перемотки магнитной ленты в кассете МК-60 не более 180 сек. Масса МП с аккумуляторами 0,6 кг. Масса БП - 0,3 кг. Габариты МП - 119х138х37 мм, БП - 63х107х85 мм.

Кассетный магнитофон-проигрыватель "Берестье П-402С" с 1991 года выпускал Брестский радиотехнический завод. Предназначен для прослушивания фонограмм записанных на кассетах МК-60 или МК-90 на головные стереофонические телефоны или на входящий в комплект усилительный блок с акустическими системами.

Стереофонический проигрыватель "Весна П-404С" с осени 1991 года выпускал Запорожский электромашиностроительный завод "Искра". "Весна П-404С" - это носимый, малогабаритный, односкоростной, стереофонический кассетный проигрыватель. Он предназначен для воспроизведения моно и стереофонических фонограмм, записанных на магнитной ленте в кассетах типа МК-60 (90). Воспроизведение фонограмм производится на головные стереофонические телефоны. Перемотка по ходу движения магнитной ленты с фиксацией. Проигрывателем можно пользоваться в любых условиях, в том числе и во время движения. Время работы проигрывателя от комплекта свежих батарей (2 элемента типа АА) не менее 6 часов. Скорость движения магнитной ленты 4,76 см/сек. Коэффициент детонации ЛПМ - 0,5 %. Рабочий диапазон звуковых частот на выходе для стереофонических телефонов 63...12500 Гц. Коэффициент гармоник не более 2,5%. Номинальная выходная мощность 2х5 мВт. Ток потребления не более 120 мА. Размеры проигрывателя 154х90х38. Масса без элементов питания ~ 300 грамм.

Портативный кассетный магнитофон-проигрыватель "Дебют" с 1991 года выпускал Костромской электромеханический завод. Он предназначен для воспроизведения фонограмм с кассет ""МК-60"". В модели предусмотрены следующие эксплуатационные удобства: перемотка ленты вперёд, остановка движения ленты, выброс кассеты, раздельная регулировка громкости по каждому каналу. Возможно прослушивания фонограмм через стереотелефоны. Имеется устройство электронного расширения стереобазы. Скорость движения ленты 4,76 см/с; коэффициент детонации ЛПМ ± 0,5%; диапазон воспроизводимых звуковых частот на ЛВ - 63...12500 Гц; воспроизводимых громкоговорителями - 150...7000 Гц; номинальная выходная мощность 2х0,75 Вт, максимальная 2х1,5 Вт; габариты модели 342х116х89 мм, масса с элементами питания 1,85 кг. Цена 110 рублей. Позднее, наверное с 1993 года кнопка включения была перенесена к общим клавишам ЛПМ и появился светодиодный индикатор включения.

Кассетный магнитофон-проигрыватель "Санда П-401С" с 1991 года выпускал Марийский машиностроительный завод. "Санда П-401С" - носимый стереофонический магнитофон-проигрыватель с напряжением питания 3 В. Он позволяет прослушиватьфонограммы на кассетах типа МК-60, с подключением 2-х пар стереотелефонов. МП можно подключать и к усилителю любого радиоустройства. МП питается от автономного источника питания (два элемента A-316), или от сети, через блок питания с выходным напряжением 3 В и током 0,6 А, который входит в комплект. Время работы от одного свежего комплекта элементов не менее 3-х часов. Основные характеристики МП: Скорость протяжки ленты 4,76 см/с; диапазон воспроизводимых частот 63...10000 Гц; коэффициент детонации не более ± 0,4%; КНИ 1%; наружные габариты МП -150x107x38 мм; масса 150 г.

Кассетный стереофонический проигрыватель "Яуза П-401С" выпускался с I-кв 1991 года Московским электромеханическим заводом №1. Он рассчитан на воспроизведение магнитных фонограмм через внешние активные АС. Помимо этого, проигрыватель обеспечивает перемотку ленты в обе стороны и режим ""откат"", что удобно при расшифровке диктофонных записей. В СП имеется возможность извлечения кассеты, без нажатия на кнопку ""стоп"" с сохранением режима работы, световая индикация режима работы, подсветка кассетоприёмника, регулировка громкости в каждом канале. Помимо этого, предусмотрено электронное псевдосенсорное управление режимами работы ЛПМ с проводного пульта ДУ. СП может питаться от внутреннего и внешнего питания. Коэффициент детонации ±0,3%. Диапазон частот на ЛВ 63...12000 Гц, АС 315...10000 Гц. Максимальная выходная мощность 2х1 Вт. Потребляемая от сети мощность 20 Вт. Габариты СП - 140х114х150 мм, вес 2 кг.

Кассетный стереофонический магнитофон-проигрыватель "Вега П-420С" с I-кв 1992 года выпускало Бердское ПО "Вега". МП предназначен для воспроизведения фонограмм с кассет МК-60 или МК-90 на малогабаритные головные телефоны. Питание от двух элементов А-316. В МП имеется гнездо для внешнего питания. По окончании ленты и попытке зажатия срабатывает автостоп с функцией ""antirolling"", выключающий клавишу ""Пуск"". Перемотка производится в обе стороны. Скорость ленты 4,76 см/сек. Диапазон воспроизводимых частот 63...10000 Гц. Номинальная выходная мощность 2х50 мВт. Габариты 130х90х38 мм. Вес 300 гр.

Портативный кассетный проигрыватель "Весна П-401C" с I-кв 1992 года выпускал Запорожский завод магнитофонов. МП предназначен для воспроизведения моно и стереофонических фонограмм, записанных на магнитной ленте в кассетах МК-60. Воспроизведение фонограмм производится на головные стереотелефоны. Перемотка ленты осуществляется в направлении движения. Время работы проигрывателя от комплекта свежих батарей (2 шт. АА) не менее 6 часов. Скорость движения ленты 4,76 см/сек. Коэффициент детонации 0,5%. Рабочий диапазон звуковых частот на выходе стереотелефонов 63...12500 Гц. Коэффициент гармоник 2,5%. Номинальная выходная мощность 2х5 мВт. Ток потребления не более 120 мА. Размеры проигрывателя 154х90х38. Масса без элементов питания 300 грамм.

Кассетная стереофоническая магнитола "Берестье РМ-304С" предположительно с 1993 года выпускалась Брестским радиотехническим заводом. Предназначена для прослушивания фонограмм записанных на кассетах МК-60 или МК-90 и радиостанций в диапазоне УКВ (моно) на головные стереофонические телефоны или на входящий в комплект блок с акустическими системами. На фото не показана крышка закрывающая кассету. Раньше, при поломке аппаратуры чаще всего искали умельца для ремонта, сейчас есть Сервисный центр Honor , который прекрасно справится с ремонтом этих популярных смартфонов.

Тифлотехнический кассетный магнитофон "Легенда П-305Т" с 1993 года выпускало Арзамасское приборостроительное ПО. ""Легенда П-305Т"" - это специальный тифлотехнический (для слепых) кассетный, двухскоростной четырёхдорожечный монофонический магнитофон, предназначенный для воспроизведения магнитных фонограмм МФ2-4 (говорящая книга) на скорости 2,38 см/с и музыкальных фонограмм на скорости 4,76 см/с через линейный выход или громкоговоритель. В магнитофоне имеется встроенный УКВ-ЧМ радиоприёмник. Другой информации по аппарату нет.

Проигрыватель кассетный с радиоприёмником "Россия КП-708" с 2000 года выпускало ОАО Челябинский радиозавод "Полет". Проигрыватель предназначен для приёма радиостанций в диапазоне УКВ и для воспроизведения стереофонических звуковых фонограмм с применением магнитных лент МЭК1 и МЭК2 в кассетах МК-60 или МК-90. Прослушивание ведётся на стереофонические ушные или головные телефоны. Проигрыватель питается от двух элементов А316 или от внешнего источника постоянного тока напряжением 3 В или от сети переменного тока через входящий в комплект выносной блок питания БПС-3/0,25.©

Впервые стандарт аудиокассет появился в мире в 1963 году в Японии, затем в США и Европе.

Первые залетные магнитофоны с аудиокассетами в СССР появились в середине 60-х, как заграничная диковинка.

С налаживанием выпуска отечественной аудиотехники к концу 60-х появились и советские аудиокассеты, но до конца 80-х купить «импортную» магнитофонную кассету в СССР было проблематично, но все же возможно.


Производство советских кассет началось одновременно с выпуском кассетных магнитофонов, по историческим данным в 1967 году.

Харьковский завод «Протон» изготовил первую советскую магнитофонную кассету в 1967 году, а затем отечественный кассетник официально сошел с конвейера этого завода в 1969 году и назывался «Десна».

Кассета была предназначена для аудиозаписи и называлась «кассета малогабаритная», временем звучания на 40 минут и стоимостью 4 рубля 50 копеек.

На всех советских аудиокассетах стояло обозначение МК (Магнитофонная кассета) и указывались время звучания и номер модификации, например МК-60-1 или МК-60-2.

С музыкальными записями магнитофонные кассеты в СССР выпускались на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» и также в бывших советских республиках Прибалтики.
Сырье, то есть ленту для советских аудиокассет, закупали из стран восточной Европы, в том числе из ГДР.

В СССР мы долгие годы не имели возможность произвести качественную запись на отечественных магнитофонных кассетах вплоть до начала 80-х годов. Хотя стерео-кассетники уже выпускались в СССР с начала 70-х годов, но были товаром «нарасхват».

Кроме того, стерео-кассетники и аудиокассеты к ним в СССР были невысокого качества. Можно было приобрести импортную продукцию в магазинах Внешпосылторга и в комиссионках, а также с рук у «фарцовщиков», но это были очень небюджетные траты, которые далеко не каждый честный гражданин СССР мог себе позволить.

Впервые «выбросили» на советские прилавки импортные аудиокассеты в 80-м году в год Олимпиады. Цена их была более чем в два раза выше стоимости советской аудиокассеты.

К примеру, аудиокассета SONY продавалась по 9 рублей. Но их тогда, по словам очевидцев, «смели» с прилавков любители хорошей музыки и, конечно, «фарцовщики», придержав товар, они сумели продать его еще дороже чуть позже.

Бум магнитофонных кассет в СССР пришелся на 80-е—90-е годы, когда тиражирование пиратской аудиопродукции приносило огромный доход, значительно больший, чем отечественному издательскому шоу-бизнесу.

Продажа велась во всех кооперативных магазинах, ларьках, на вокзалах. СD носители, появившиеся на закате СССР в начале 90-х, первое время еще не могли конкурировать с огромным количеством раскупаемых аудиокассет.

Кассеты не исчезли как класс и в наши дни, до сих пор многие бережно хранят свои аудиозаписи еще «постсоветского» времени, имея возможность их воспроизведения в старых аудио магнитофонах и даже магнитолах в автомобилях прошлого поколения.

Виктория Мальцева

Программы