Развенчанные мифы об игровых мышах. Оптическая лазерная или светодиодная мышь, что лучше

Главным оружием любого геймера является мышь и клавиатура. Это одни из главных атрибутов каждого игрока в компьютер, поэтому такие люди выбирают мышь для себя очень тщательно.

Ассортимент игровых мышей крайне разнообразен: существуют сотни вариантов, отличающихся друг от друга характеристиками, весом и эргономикой.

Идеально подходящая игровая мышь должна:

  • подходить к ладони по размеру;
  • удобно держаться в руке;
  • плавно двигаться.

Также она должна соответствовать жанру предпочитаемых игр:

  • для любителей шутеров подойдут мыши с высоким DPI: они обладают идеальной точностью;
  • для любителей MMORPG — мышь с увеличенным количеством кнопок.

Ещё одним очень важным, но кажущимся на первый взгляд непримечательным, параметром является то, для какой руки предназначена мышка. Леворукому человеку будет неудобно играть мышкой для праворуких, и наоборот.

Перед покупкой также следует учитывать следующие аспекты:

  • Тип подсветки.
    Если подсветка определятся, как RGB, то она поддерживает большое количество цветов. Они настраиваются через специальное программное обеспечение для компьютера.
  • Программное обеспечение для мыши.
    Существуют как мышки, которыми пользуются, просто вставив провод в USB-канал, так и такие, которые можно настроить под себя. Во втором случае можно настроить подсветку и даже кнопки в определённых играх.
  • DPI — количество точек на дюйм.
    Этот параметр определяет точность сенсора оптической мыши: чем DPI выше, тем точнее мышь. При её перемещении, курсор будет более плавно и точно повторять движение игрока.
    В игре, особенно в динамичных шутерах, где точность важна, высокий DPI является необходимостью. Часто на геймерских мышках этот параметр можно регулировать.

Если человек не силён в выборе компьютерных деталей, но хочет сделать правильную покупку, стоит прочитать данную статью. Желания и предпочтения станут ясны, и покупка игровой мыши будет удачной.

Лучшие игровые мыши 2018 года.

Мышь имеет очень футуристичный вид. Агрессивный дизайн порадует геймера.
Покрытие из матового пластика помогает не скользить в руке, но немного собирает опечатки. Корпус полностью симметричен, а основные кнопки выполнены в форме лепестков. За прорезиненным колёсиком находятся две кнопки увеличения чувствительности. Сзади можно присоединить дополнительный блок кнопок.

Одной из особенностей мыши является то, что ее можно подключить к компьютеру как по проводу, так и через Bluetooth.

Аккумулятор спокойно проживает до 30 часов беспрерывной игры. USB кабель имеет длину 1,8 метра и имеет тканевую оплётку, что поможет не перетираться проводу. Текстильная застёжка Velcro на проводе поможет легко сложить шнур, если геймер отправляется на чемпионат или встречу с друзьями.
В комплекте идут съемные клавиши для создания мыши по задумке пользователя и приёмник для беспроводной связи с ПК. Имеет подсветку класса RGB в форме буквы G (логотип Logitech) и индикатор заряда батареи мыши.

Технические характеристики:

  • DPI: 200-12000;
  • эргономика: симметричная;
  • количество кнопок: 7-11 (сменные клавиши);
  • тип подключения: проводной и беспроводной.
  • вес: 107 г.

Достоинства:

  • сменные боковые клавиши;
  • симметричная конструкция делает мышь подходящей как для праворуких, так и для леворуких людей.

Недостатки:

  • отсутствие дополнительных грузиков.

Средняя цена: 9000 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Logitech G900:

Razer DeathAdder Elite.



Эта мышь — все тот же DeathAdder, но усовершенствованный.
Имеет эргономичную конструкцию для правой руки. Верхняя часть выполнена из шероховатого пластика, а боковые грани — из фирменной резины. Рука с мыши не соскальзывает, и держать её крайне удобно. За колёсиком находятся две кнопки переключения DPI. Клик всех кнопок на мыши упругий, отклик чувствуется отлично.
Кабель длиной 2 метра находится в тканевой оплётке. Подсветка класса RGB имеет 16,8 миллионов цветов.

В комплекте идёт мышь, инструкция, пожелание от Razer и 2 наклейки с логотипом компании.

Технические характеристики:

  • DPI: до 16000;
  • эргономика: правая рука;
  • количество кнопок: 5;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 96 г.

Достоинства:

  • высокая отзывчивость;
  • удобная для правой руки;
  • RGB подсветка.

Недостатки:

  • нет свободного режима прокрутки;
  • сохранился дизайн от прошлой версии продукта.

Средняя цена: 5500 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Razer DeathAdder Elite:

Logitech G502 Proteus Spectrum.



Данная игровая мышь известной компании делает дополнительный вес, как ни странно, к месту. Его шестиугольное ядро может быть настроено с помощью шести грузов массой 3,6 грамм: это даёт пользователю лёгкую и тяжёлую мышку, заключенную в одном корпусе. Предоставленная возможность регулировки массы и трансмиссии мышки — не просто трюк данной модели: датчик на поверхности с возможностью поворота по технологии Delta Zero от компании Logitech позволяет использовать мышку на любых поверхностях, кроме привычного коврика для мышки. Присутствует тканевая оплётка провода и подсвечиваемый логотип компании. В коробке идёт мышь и инструкция: ничего лишнего.

Технические характеристики:

  • DPI: до 16000;
  • эргономика: правая рука;
  • количество кнопок: 11;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: настраивается грузиками.

Достоинства:

  • подсветка класса RGB;
  • удовлетворительное колесо прокрутки.

Недостатки:

  • грузики сложно извлечь.

Средняя цена: 5000 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Logitech G502 Proteus Spectrum:

Corsair Harpoon RGB.



Дизайн мыши в стиле минимализма смотрится на рабочем месте очень хорошо. Кожаная текстура позволяет уверенно держать мышь в руке. Количество кнопок минимальное, но на это мышь и нацелена. Удобен для маленьких и больших ладоней.

Кабеля длиной 1.8 метра хватит каждому. Тканевой оплётки нет, а RGB подсветка только в одном месте и показывает величину DPI.

В комплектации ничего лишнего мышь и инструкция с гарантийным талоном.

Технические характеристики:

  • DPI: от 250 до 6000;
  • эргономика: для правой руки;
  • количество кнопок: 6;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 85 г.

Достоинства:

  • доступная цена;
  • удобно лежит в руке.

Недостатки:

  • отсутствие тканевой оплётки провода;
  • отсутствие возможности пользовательской смены палитры цветов для подсветки.

Средняя цена: 2700 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Corsair Harpoon RGB:

Cougar Minos X3.



Футуристичный дизайн напоминает космический корабль, а обтекаемые формы мыши смотрятся отлично. Покрыта мышь гладким пластиком, а на боковых гранях имеется фактурный узор, дающий удобство при обхвате ладонью. Колёсико крутится легко, но без проскоков. Сзади также имеется кнопка изменения цвета подсветки.

Шнур длиной 1,8 метра имеет нейлоновое покрытие. Подсветка завораживает взгляд: светится логотип Cougar и нижние края мыши. Следовательно, светится и сам стол.

Технические характеристики:

  • DPI: до 3 200;
  • эргономика: правая рука;
  • количество кнопок: 7;
  • тип подключения: проводной;
  • вес:94 г;

Достоинства:

  • доступная цена;
  • оптическая точность мыши;
  • хорошая подсветка класса RGB.

Недостатки:

  • провод без тканевой оплётки;
  • в некоторых экземплярах встречается плохая сборка.

Средняя цена: 1500 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Cougar Minos X3:

Mad Catz R.A.T. Pro X.



Игровые мыши от Mad Catz являются одними из самых необычных мышей в плане дизайна.

Пользователю даётся возможность полностью настроить её под себя: без проблем можно сменить лазерный сенсор на оптический. Покупка этого продукта — создание собственной мыши под свою ладонь и потребности. Детали прикручиваются шестигранным ключом или крепятся на магниты.

Яркий желтый провод представлен без оплётки. Подсветки не предусмотрено, но и без нее мышь выглядит агрессивно.

В комплекте идет множество запчастей, которые помогают создать мышь по задумке игрока.

Технические характеристики:

  • тип соединения: проводная.

Все остальное зависит от пользовательской сборки мыши.

Достоинства:

  • дерзкий внешний вид;
  • долгосрочность в использовании;
  • возможность сделать мышь «под себя».

Недостатки:


  • трудно починить;
  • цена.

Средняя цена: 11500 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Mad Catz R.A.T. Pro X:

SteelSeries Rival 500.



Мышь выполнена в несколько агрессивном стиле. Она состоит из пластика класса софт-тач и мягких прорезиненных ободков. В верхней части находятся клавиши правой и левой кнопки мыши, а также кнопка переключения DPI и 3 программируемые кнопки (2 на находятся на правой и 1 — на левой стороне). Колёсико прорезинено и, помимо прокрутки, оно реагирует на нажатие и наклон.

Пользователь имеет уже 9 кнопок только на верхней стороне. На левом боку находится ещё шасть клавиш, которые удобно нажимаются большим пальцем.

Длина провода составляет 2 метра, тканевой оплётки нет. Присутствует RGB подсветка в форме логотипа компании.

Уникальным элементом дизайна является резиновая вставка, на которой из коробки имеется надпись Rival. Но, благодаря чертежу, на официальном сайте Steelseries игрок можете распечатать на 3D принтере свой никнейм или имя.

В комплекте идёт мышь и инструкция.

Технические характеристики:

  • DPI: 10000-16000;
  • эргономика: правая рука;
  • количество кнопок: 14;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 127 г.

Достоинства:

  • подсветка класса RGB;
  • 14 кнопок — идеально для MMORPG или MOBA игр;
  • удобное программное обеспечение.

Недостатки:

  • отсутствие бортовой памяти.

Средняя цена: 6000 рублей.

Профессионалы обозревают SteelSeries Rival 500:

G.Skill Ripjaws MX 780.



Дизайн мыши необычен и сразу же запоминается. На металлическом каркасе расположены части из пластика класса софт-тач. Симметричный корпус удовлетворит потребности любого геймера. В специальном программном обеспечении присутствует возможность включения опции «Для левшей». После этого все кнопки переключатся в зеркальном отражении.

Всего на мыши расположено 8 программируемых клавиш. Их расположение не самое удобное, но со временем пользователь привыкает.

Кабель длиной 1.8 имеет нейлоновую оплётку. Лучше приобрести держатель провода, чтобы не перетереть его. Место соединения провода с мышью приподнято и не даёт проводу запутываться или мешать движению мыши.

Независимо настраиваемая подсветка предусмотрена в 4 местах. Пользователю предоставляется 16.8 миллионов цветов для неё.

Помимо мыши, в комплекте есть гарантийный талон, две сменные боковые накладки, шестигранный ключ для настройки высоты спинки и два дополнительных грузика весом 4.5 г каждый.

Технические характеристики:

  • DPI: 16000;
  • эргономика: симметричная;
  • количество кнопок: 8;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 115 г.

Достоинства:

  • удобно лежит в руке;
  • независимая настройка;
  • наличие подсветки класса RGB.

Недостатки:

  • не самое удобное расположение кнопок;
  • боковые кнопки некрепко держатся.

Средняя цена: 6000 рублей.

Профессиональные игроки обозревают G.Skill Ripjaws MX780:



Roccat Kova – это мышь с модернизированным дизайном, универсальным программным обеспечением и цветной подсветкой. Корпус изготовлен из цепкого матового пластика, который почти не собирает отпечатки пальцев.

Стоимость небольшая, почти самая низкая из всех лучших игровых решений. Обладает притягательным дизайном. Симметрична и имеет одинаковое количество кнопок с каждой стороны. Подойдет как для праворуких, так и для леворуких людей.

Шнур длиной 1.8 метра не имеет оплетки, зато выполнен качественно. Преимуществом этой мыши перед конкурентами бюджетного сегмента является подсветка.

В комплекте идёт только мышь и инструкция.

Технические характеристики:

  • DPI: 200 - 7,000;
  • эргономика: симметричная;
  • количество кнопок: 10;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 99 г.

Достоинства:

  • достойное соотношение цены и качества;
  • приятный внешний вид;
  • подсветка класса RGB.

Недостатки:

  • материал.

Средняя цена: 4000 рублей.

Профессионалы обозревают Roccat Kova:

Razer Naga Hex Black V2.



Основным покрытием является шероховатый пластик, который не собирает отпечатков. Размер мыши чуть больше стандартного, и она хорошо подходит для средней или большой ладони.

Справа есть место для безымянного пальца и резиновая вставка, на которую ложится мизинец. На левой стороне находится 7 пронумерованных клавиш, которые можно запрограммировать под собственные нужды. Внутри круга из кнопок находится резиновая вставка для большого пальца.

В месте соединения кабеля и мыши присутствует защита от перегибания. Шнур с нейлоновой оплеткой тоже защищен от перегибания. Сам провод очень мягкий, гибкий.

RGB подсветка есть в трех местах: на колёсике, логотипе Razer и возле резинового круга на левой стороне.

В комплекте присутствуют мышь, мануал, пожелание от компании Razer и наклейки логотипа компании.

Технические характеристики:

  • DPI: 100-16000;
  • эргономика: правая рука;
  • количество кнопок: 11;
  • тип подключения: Проводной;
  • вес: 104 г.

Достоинства:

  • большое количество боковых кнопок;
  • настраиваемая подсветка класса RGB.

Недостатки:

  • необычное расположение кнопок по кругу;
  • отсутствие бортовой памяти.

Средняя цена: 5500 рублей.

Профессионалы обозревают Razer Naga Hex Black V2:

Razer Lancehead Tournament Edition.



Lancehead симметрична и выполнена из приятного шероховатого пластика с отличным сцеплением. За прорезиненным колёсиком находятся две кнопки изменения параметров DPI. На левом боку есть резиновая накладка и две боковые кнопки в очень удобном месте. На правом боку — все то же самое, что и на левом. Это делает использование мыши удобным как для леворуких, так и для праворуких людей.

Кабель длиной 2.1 метра имеет защиту от перегибания и подключение через USB, а также тканевую оплётку. Провод тонкий и мягкий, не сохраняет форму.

Подсвечиваются логотип Razer, колесо прокрутки и две боковые вставки. Пользователю доступно 16,8 млн цветов.

Комплект идёт стандартный для Razer: мышь, мануал, пожелание от компании и наклейки.

Технические характеристики:

  • DPI: до 16000;
  • эргономика: симметрична;
  • количество кнопок: 9;
  • тип подключения: проводной;
  • вес: 104 г.

Достоинства:

  • подсветка класса RGB;
  • удобство для леворуких людей.

Недостатки:

  • цена;
  • тонкий кабель.

Средняя цена: 6500 рублей.

Профессиональные игроки обозревают Razer Lancehead Tournament V2:

SteelSeries Rival 700.



SteelSeries Rival 700 – мышь проводная, эргономичная для правой руки. Беспроводного режима, аккумуляторов и прочего у нее нет. Изготовлен продукт из премиальных материалов. Имеет 7 программируемых кнопок.

Мышь имеет вибромотор и сменные панели. Как и в SteelSeries Rival 500, присутствует резиновая вставка. Подсветка класса RGB также имеется.

Отличительной чертой мыши является наличие экрана. В пунктах меню можно выбрать или отредактировать настройки профилей (всего в мышь забито 5 штатных профилей, которые можно изменять, но нельзя удалять), настроить некоторые системные функции (выбрать дистанцию отрыва, яркость дисплея, время отключения дисплея при неиспользовании мыши), а также узнать техническую информацию: установленный сенсор и версию прошивки.

В комплекте идёт мышь, инструкция и два сменных кабеля: гладкий короткий и длинный с оплёткой.


Разобраться в современных мышках подчас бывает очень непросто. На одной десяток кнопок, на другой два джойстика, да еще и рычажок какой-то тут слева... Упс, сломался. Извините, а это гарантийный случай? А в голове после всего этого лишь одна мысль: «Да мне нужна просто хорошая мышь! С нормальной и простой формой, а также человеческой эргономикой. И точным сенсором! Ну, правда, хочется, чтобы в руке сидела хорошо, да и внешне смотрелась привлекательно... Ну и программное обеспечение очень желательно, а то как же без него настроить мышь?» Все это очень знакомо.


Всего и сразу не бывает, однако можно подобрать мышь, которая при наличии определенных целей удовлетворит большинство ваших потребностей. В чем-то игровые мыши схожи между собой – хорошее качество сборки и материалов; грамотная техническая база, продуманная эргономика и так далее. Однако именитые производители имеют в своем арсенале много достойных моделей, и стоят все эти мышки немалых денег. Поэтому в статье я расскажу про все основные аспекты, на которые следует обратить внимание при выборе игровой мыши.

Форма


Форма – первое, на что следует обращать внимание. Чем удобнее держать мышь, тем приятнее играть и работать за компьютером. Если мышь удобно лежит в руке, то все остальное не очень важно. И тут уже не будут решать ни сенсор, ни материалы, ни качество сборки. Форма мыши – субъективный фактор, поэтому невозможно выбрать мышь, основываясь только на технических характеристиках и сухих данных. Равно как и на чужом мнении. Идеальной формы попросту не существует – для каждого она своя. И следуя своим предпочтениям можно выбрать подобрать ту мышь, которая будет ближе всего к заветному идеалу.


По типу формы мыши делятся на два основных типа – эргономичные и симметричные (также они называются «Ambidextrous»). Первые мыши также можно назвать ассиметричными, поскольку они выполнены с учетом особенностей только одной руки (правой или левой). Вторые же имеют одинаковое исполнение как с левой, так и с правой стороны, поэтому они могут использоваться как правшами, так и левшами.


По размерам мыши можно разделить на большие, средние и маленькие. Маленькие мыши довольно компактны, и они удобнее при работе с ноутбуком, нежели в играх. Оптимальным выбором будет мышь среднего или большого размера, ведь их удобнее держать всей рукой. И тут все зависит от вашего хвата. Если любите класть ладонь на мышь целиком – мышь больших размеров будет предпочтительнее; если же любите цепкую хватку пальцами, то мышь средних размеров вполне подойдет под ваш хват.

Сенсор


Сенсор – вторая после формы составляющая, на которую следует обращать самое пристальное внимание. Есть в игровом сегменте один стереотип разрешение сенсора: чем больше dpi – тем лучше. Это не так. Важнее сам тип и модель сенсора, а также его технические характеристики, ведь от него зависит качество считывания, именуемое трекингом. Чем лучше трекинг, то есть чем лучше мышь считывает поверхность, тем точнее будет отслеживание любых перемещений. На языке шутеров: тем точнее вы будете раздавать хедшоты и совершать резкие рывки и любые развороты.

Разрешение сенсора всегда обозначается в dpi, хотя можно встретить другие наименования (dpi, cpi, ppi). Все это одно и то же, просто называется по-разному, и означает разрешение сенсора – количество точек на дюйм. Качество работы сенсора напрямую связано с его техническими характеристиками. Чем выше эти характеристики, тем точнее работает сенсор. И не стоит забывать простое и полезное правило: хорошему сенсору – хороший ковер.

Сенсоры делятся на три типа:
оптические светодиодные
оптические лазерные
лазерные сенсоры (работающие по технологии допплеровского сдвига, иногда они также именуются «настоящим лазером»)

Основными параметрами любого сенсора являются:
скорость (ips)
ускорение (g)
количество кадров в секунду (fps)


Какому сенсору отдать предпочтение и почему?

Оптический светодиодный (их называют просто оптическими). Самый популярный тип сенсора, устанавливаемый в мышки. Он отличается универсальностью и беспроблемностью – срабатываются с большинством ковров, а также у них наблюдается меньше всего проблем при считывании. Топовые модели оптических сенсоров наилучшим образом показывают себя в игровом плане – они обладают великолепным трекингом, низкой дистанцией отрыва от поверхности, при этом у них отсутствуют различные недостатки вроде акселерации, угловой привязки и некоторых других недугов, присущие бюджетным моделям или другим типам сенсоров. Отличный универсальный вариант для шутеров и повседневной работы за компьютером, в том числе и при работе с графикой.

Оптический лазерный (они именуются просто лазерными). Менее популярный тип сенсоров, который отличается работой практически на любой поверхности, а также сниженным энергопотреблением. В отличие от оптики, лазерные сенсоры имеют некоторые недостатки вроде неустраняемой акселерации, что приводит к незначительным потерям в трекинге, и потому это может быть критичным в играх, где требуется максимальная точность сенсора. За счет всеядности и низкого энергопотребления эти сенсоры ставят в беспроводные мыши, но в целом они проигрывают хорошей оптике. Для лазерного сенсора предпочительны жесткие типы поверхностей (пластиковые ковры).

Лазерный (Doppler Shift, именуется иногда как «настоящий лазер»). Этот тип сенсора встречается реже, поэтому иногда его путают с оптическим лазерным сенсором. Технически это самые совершенные сенсоры на рынке, однако они требовательны к прошивке, и потому не каждая компания берется устанавливать их в свои мышки. К тому же у них есть несколько недостатков, из-за которых они имеют «капризное» поведение и гораздо более требовательны к поверхности, чем вышеприведенные варианты. В данный момент это не позволяет им стать массовым продуктом на рынке, хотя потенциал этих сенсоров невероятно велик.

При выборе мыши важно уделить внимание не только форме, но и модели сенсора, установленного в нее. По этой причине профессиональные игроки и киберспортсмены часто выбирают мышки с лучшим оптическим сенсором, но ставят на нем умеренные значения dpi, которые находятся в диапазоне от 400 до 1600 dpi. В этом диапазоне сенсоры работают самым лучшим образом, у них не наблюдается ошибок или неточностей в считывании, а потенциал сенсора с его техническими параметрами раскрываются на максимум возможного.

Эргономика


Эргономика мыши – субъективный фактор, который индивидуален для каждого человека. Эргономика неразрывно связана с цельным восприятием формы, однако здесь речь пойдет про отдельные детали исполнения мыши. Проще говоря, эргономика – это то, как продуманы те или иные элементы управления, из каких материалов сделана мышь, какая у нее масса, кабель и прочие мелочи, которые делают устройство дружелюбным для пользователя.


Элементы управления. Стандартный набор любой игровой мыши включает в себя как минимум 5 элементов управления: основные, боковые кнопки и колесо. Любителям шутеров и простых устройств этих кнопок будет достаточно, тогда как людям, часто играющим в MMORPG или MOBA, а также работающим в сложных программах, может потребоваться куда бóльшее количество кнопок. Интересной тенденцией в последнее время стало создание мышек, где можно настраивать элементы устройства по своему усмотрению – можно настроить массу, заменить или вовсе убрать боковые кнопки, а также трансформировать ту или иную часть мыши для более удобного хвата.


Материалы. При создании игровых девайсов любой производитель стремится создать мышь из практичных материалов. Преимущества материалов игровых мышек очевидны: приятные тактильные ощущения, практичность и простота в уходе, цепкость в руке, что особенно важно при напряженной игре, а также привлекательный внешний вид. Для этого используются различные виды покрытий: крашеный пластик, софт-тач пластик, обычный матовый пластик, глянцевый пластик, прорезиненное покрытие и резиновые накладки. Эти материалы встречаются чаще всего, и они могут быть как гладкими, так и фактурированными.


Масса и кабель. Маленькая масса позволяет с легкостью контролировать мышь на ковре, что актуально при игре в шутеры. В то же время есть пользователи, которые предпочитают мышь потяжелее, поскольку так она «хорошо ощущается в руке». Это дословная фраза многих людей, которые предпочитают тяжелые мышки. Сюда же можно отнести и кабель. Кабели бывают в оплетке и без нее, тонкими и толстыми, и они частично влияют на игру. Тонкий кабель не ощущается при резких смещениях мыши, а оплетка позволяет сохранить его в сохранности, тогда как толстый провод может помешать игре, лишая части свободы движений, или же попросту утягивая мышь за собой.

Особенности и возможности


Программное обеспечение и встроенная память для хранения настроек. Известные производители подкрепляют свое устройство ПО, с помощью которого можно детально настроить кнопки и некоторые технические параметры мыши (например, поменять чувствительность, откалибровать мышь или настроить частоту опроса порта). ПО пригодится тем, что хочет настроить макросы или переназначить стандартные кнопки мыши на более удобные для себя. А встроенная память позволит сохранить все настройки внутри мыши, чтобы при подключении устройства к другому компьютеру эти настройки можно было вызвать из памяти мыши.


Необычные фишки. Производители часто придумают очень удобные штуки, которые существенно упрощают игровой и рабочий процесс, и у каждого производителя они свои. Так, компания SteelSeries стала оснащать последние модели своих мышей вибромоторами и дисплеями, которые дают существенные преимущества в тех же шутерах, а Logitech отличились созданием инерционного колеса, которое позволяет проматывать множество страниц разом. Другие примеры – возможность смены сенсора, аналоговые элементы управления и даже джойстики, а также модификация мыши с помощью замены боковых кнопок и панелей у мыши.


Техническое оснащение и качество сборки. Часто от установленных компонентов и зависит надежность и долговечность девайса, к тому же они отвечают за тактильные ощущения при нажатии кнопок и прокрутке колеса. Это касается микропереключателей под основными и боковыми кнопками, а также типа используемого энкодера у колеса. Не менее важным является качество сборки у мыши – у игровых мышей этот параметр находится на очень хорошем уровне, поскольку к ним предъявляются повышенные требования. С учетом стоимости такие устройства должны оправдывать возложеные на них ожидания. Тут уже все зависит от компании, и передовые производители периферии имеют довольно жесткий контроль качества.

Внешний вид


Внешний вид – второстепенный параметр, который может сыграть свою роль при выборе игровой мыши. Кому-то нравится агрессивное и навороченное исполнение, а кто-то, как истинный эстет, выбирает лаконичность и аскетизм с минимумом оформительских элементов. Внешний вид зависит от используемых видов пластика, и чаще всего встречаются черные мышки во всевозможных вариантах исполнения. Однако некоторые предпочитают выделяющиеся устройства, поэтому всегда можно найти мышь в какой-нибудь яркой и сочной расцветке. Если хочется собрать набор девайсов в единой цветовой стилистике (например, в белой), то в этом случае черная мышь будет смотреться неуместно.


В последнее время крайне широкие возможности для персонализации дает RGB-подсветка, которой оснащаются многие игровые мыши. Такая подсветка работает во всем цветовом спектре, зачастую проходя через весь корпус устройства, что выглядит очень необычно и запоминающеся, особенно в ночное время. А различные световые эффекты дают почти безграничный простор и свободу для фантазии при обустройстве рабочего места. К тому же многие производители предлагают комплексную систему подсветки для взаимодействия различных устройств между собой.

Беспроводные мыши


Это просто новое слово в жанре! Попытки создать производительные и точные игровые мыши ведутся уже не первый год, но только за последний год удалось достичь по-настоящему впечатляющих результатов. Ранее все беспроводные мыши трудно было назвать игровыми, поскольку у них был целый ряд проблем: бюджетный и непроизводительный сенсор, задержки при передаче данных, большая масса, непродолжительное время работы. К тому же «игровые» варианты стоили огромных денег, никак не соизмеримых с их качеством.

В последнее время на рынке беспроводных игровых девайсов наблюдается повышенная активность. Приход некоторых компаний ознаменовал новую эру беспроводных мышей, поскольку им удалось обуздать лучший оптический сенсор и избавиться от всех недостатков прошлых беспроводных мышей. Теперь такие девайсы имеют умеренную массу, относительно немалое время работы, у них отсутствуют задержки при передаче данных, а стоят они чуть дороже проводных собратьев. Провода, конечно же, никуда не денутся – иначе как заряжать мышь? Однако такие изменения способны в ближайшее время подарить нам светлое будущее беспроводных игровых девайсов.

Заключение


Самое главное, на что следует опираться при выборе мыши – форма и сенсор. Две важнейшие составляющие, от которых зависит все удобство работы с устройстом. Форма идет во главе, а следом за ней – сенсор. Все остальное – на ваш вкус и усмотрение. Чтобы найти свою мышь, опирайтесь на свой прошлый опыт владения различными мышками. Тип формы, хват, размеры – все это влияет на выбор мыши. Прикиньте тип формы, размеры мыши, а также хват, который для вас удобнее всего – все это поможет понять, что вам нравится и не нравится в нынешней мышке. Например, если всегда нравились эргономичные мыши, а от симметрии руку воротит, то есть смысл придерживаться эргономичных мышей. Выбрать мышь чисто по техническим параметрам – длина ладони и прочие – невозможно, поэтому единственный безошибочный совет – пробуйте. Все, что поможет при выборе мыши – ваш личный опыт и ощущения.

Игровых мышек сейчас очень много, поэтому найти удобную форму не так уж и трудно, поэтому всегда желательно иметь представление, чего еще вы хотите от мыши. Материалы, масса, внешний вид, наличие тех или иных элементов управления, а также техническое оснащение и программное обеспечение – все эти факторы также могут сильно повлиять на дальнейший выбор устройства. Чем больше конкретных требований, тем меньше вариантов при выборе, но тем больше вероятность найти именно ту мышь, которая идеально подойдет вам. С учетом последних тенденций, вполне возможно, предпочтение перепадет на беспроводные мыши.

И потому здесь будет полезным упомянуть про цену. Ценообразование игровых устройств не всегда бывает логичным – затраты на устройство, маркетинг, ПО и прочие особенности всегда входят в конечную стоимость девайса. Так что совет тут простой – выбирать то, что больше нравится. Ведь один раз правильно выбранное устройство, пусть и дорогое, подарит вам удовольствие от использования на долгие годы вперед.

В этой статье мы рассмотрим принципы работы сенсоров оптических мышей, прольем свет на историю их технологического развития, а также развенчаем некоторые мифы, связанные с оптическими «грызунами».

Кто тебя выдумал…

Привычные для нас сегодня оптические мыши ведут свою родословную с 1999 года, когда в массовой продаже появились первые экземпляры таких манипуляторов от Microsoft, а через некоторое время и от других производителей. До появления этих мышей, да и еще долго после этого, большинство массовых компьютерных «грызунов» были оптомеханическими (перемещения манипулятора отслеживались оптической системой, связанной с механической частью - двумя роликами, отвечавшими за отслеживание перемещения мыши вдоль осей × и Y; эти ролики, в свою очередь, вращались от шарика, перекатывающегося при перемещении мыши пользователем). Хотя встречались и чисто оптические модели мышей, требовавшие для своей работы специального коврика. Впрочем, такие устройства встречались не часто, да и сама идея развития подобных манипуляторов постепенно сошла на нет.

«Вид» знакомых нам нынче массовых оптических мышек, базирующихся на общих принципах работы, был «выведен» в исследовательских лабораториях всемирно известной корпорации Hewlett-Packard. Точнее, в ее подразделении Agilent Technologies, которое только сравнительно недавно полностью выделилось в структуре корпорации НР в отдельную компанию. На сегодняшний день Agilent Technologies, Inc. - монополист на рынке оптических сенсоров для мышей, никакие другие компании такие сенсоры не разрабатывают, кто бы и что не говорил вам об эксклюзивных технологиях IntelliEye или MX Optical Engine . Впрочем, предприимчивые китайцы уже научились «клонировать» сенсоры Agilent Technologies, поэтому, покупая недорогую оптическую мышь, вы вполне можете стать владельцем «левого» сенсора.

Откуда берутся видимые отличия в работе манипуляторов, мы выясним чуть позднее, а пока позвольте приступить к рассмотрению базовых принципов работы оптических мышей, точнее их систем слежения за перемещением.

Как «видят» компьютерные мыши

В этом разделе мы изучим базовые принципы работы оптических систем слежения за перемещением, которые используются в современных манипуляторах типа мышь.

Итак, «зрение» оптическая компьютерная мышь получает благодаря следующему процессу. С помощью светодиода, и системы фокусирующих его свет линз, под мышью подсвечивается участок поверхности. Отраженный от этой поверхности свет, в свою очередь, собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы - процессора обработки изображений. Этот чип, в свою очередь, делает снимки поверхности под мышью с высокой частотой (кГц). Причем микросхема (назовем ее оптический сенсор) не только делает снимки, но сама же их и обрабатывает, так как содержит две ключевых части: систему получения изображения Image Acquisition System (IAS) и интегрированный DSP процессор обработки снимков.

На основании анализа череды последовательных снимков (представляющих собой квадратную матрицу из пикселей разной яркости), интегрированный DSP процессор высчитывает результирующие показатели, свидетельствующие о направлении перемещения мыши вдоль осей × и Y, и передает результаты своей работы вовне по последовательному порту.

Если мы посмотрим на блок-схему одного из оптических сенсоров, то увидим, что микросхема состоит из нескольких блоков, а именно:

  • основной блок, это, конечно же, Image Processor - процессор обработки изображений (DSP) со встроенным приемником светового сигнала (IAS);
  • Voltage Regulator And Power Control - блок регулировки вольтажа и контроля энергопотребления (в этот блок подается питание и к нему же подсоединен дополнительный внешний фильтр напряжения);
  • Oscillator - на этот блок чипа подается внешний сигнал с задающего кварцевого генератора, частота входящего сигнала порядка пары десятков МГц;
  • Led Cоntrоl - это блок управления светодиодом, с помощью которого подсвечивается поверхность под мышью;
  • Serial Port - блок передающий данные о направлении перемещения мыши вовне микросхемы.

Некоторые детали работы микросхемы оптического сенсора мы рассмотрим чуть далее, когда доберемся к самому совершенному из современных сенсоров, а пока вернемся к базовым принципам работы оптических систем слежения за перемещением манипуляторов.

Нужно уточнить, что информацию о перемещении мыши микросхема оптического сенсора передает через Serial Port не напрямую в компьютер. Данные поступают к еще одной микросхеме-контроллеру, установленной в мыши. Эта вторая «главная» микросхема в устройстве отвечает за реакцию на нажатие кнопок мыши, вращение колеса прокрутки и т.д. Данный чип, в том числе, уже непосредственно передает в ПК информацию о направлении перемещения мыши, конвертируя данные, поступающие с оптического сенсора, в передаваемые по интерфейсам PS/2 или USB сигналы. А уже компьютер, используя драйвер мыши, на основании поступившей по этим интерфейсам информации, перемещает курсор-указатель по экрану монитора.

Именно по причине наличия этой «второй» микросхемы-контроллера, точнее благодаря разным типам таких микросхем, довольно заметно отличались между собой уже первые модели оптических мышей. Если о дорогих устройствах от Microsoft и Logitech слишком плохо отозваться я не могу (хотя и они не были вовсе «безгрешны»), то масса появившихся вслед за ними недорогих манипуляторов вела себя не вполне адекватно. При движении этих мышей по обычным коврикам курсоры на экране совершали странные кульбиты, скакали чуть ли не на пол Рабочего стола, а иногда… иногда они даже отправлялись в самостоятельное путешествие по экрану, когда пользователь совершенно не трогал мышь. Доходило и до того, что мышь могла запросто выводить компьютер из режима ожидания, ошибочно регистрируя перемещение, когда манипулятор на самом деле никто не трогал.

Кстати, если вы до сих пор боретесь с подобной проблемой, то она решается одним махом вот так: выбираем Мой Компьютер > Свойства > Оборудование > Диспетчер устройств > выбираем установленную мышь > заходим в ее «Свойства» > в появившемся окне переходим на закладку «Управление электропитанием» и снимаем галочку с пункта «Разрешить устройству вывод компьютера из ждущего режима» (рис. 4). После этого мышь уже не сможет вывести компьютер из режима ожидания ни под каким предлогом, даже если вы будете пинать ее ногами:)

Итак, причина столь разительного отличия в поведении оптических мышей была вовсе не в «плохих» или «хороших» установленных сенсорах, как до сих пор думают многие. Не верьте, это не более чем бытующий миф. Или фантастика, если вам так больше нравится:) В ведущие себя совершенно по-разному мыши часто устанавливались совершенно одинаковые микросхемы оптических сенсоров (благо, моделей этих чипов было не так уж много, как мы увидим далее). Однако вот, благодаря несовершенным чипам контроллеров, устанавливаемых в оптические мыши, мы имели возможность сильно поругать первые поколения оптических грызунов.

Однако, мы несколько отвлеклись от темы. Возвращаемся. В целом система оптического слежения мышей, помимо микросхемы-сенсора, включает еще несколько базовых элементов. Конструкция включает держатель (Clip) в который устанавливаются светодиод (LED) и непосредственно сама микросхема сенсора (Sensor). Эта система элементов крепится на печатную плату (PCB), между которой и нижней поверхностью мыши (Base Plate) закрепляется пластиковый элемент (Lens), содержащий две линзы (о назначении которых было написано выше).

В собранном виде оптический элемент слежения выглядит как показано выше. Схема работы оптики этой системы представлена ниже.

Оптимальное расстояние от элемента Lens до отражающей поверхности под мышью должно попадать в диапазон от 2.3 до 2.5 мм. Это рекомендации производителя сенсоров. Вот вам и первая причина, почему оптические мыши плохо себя чувствуют «ползая» по оргстеклу на столе, всевозможным «полупрозрачным» коврикам и т. п. И не стоит клеить на оптические мыши «толстые» ножки, когда отваливаются или стираются старые. Мышь из-за чрезмерного «возвышения» над поверхностью может впадать в состояние ступора, когда «расшевелить» курсор после пребывания мыши в состоянии покоя становится довольно проблематично. Это не теоретические измышления, это личный опыт:)

Кстати, о проблеме долговечности оптических мышей. Помниться, некоторые их производители утверждали что, дескать «они будут служить вечно». Да надежность оптической системы слежения высока, она не идет ни в какое сравнение с оптомеханической. В то же время в оптических мышах остается много чисто механических элементов, подверженных износу точно так же, как и при господстве старой доброй «оптомеханики». Например, у моей старой оптической мыши стерлись и поотваливались ножки, сломалось колесо прокрутки (дважды, в последний раз безвозвратно:(), перетерся провод в соединительном кабеле, с манипулятора слезло покрытие корпуса… зато вот оптический сенсор нормально работает, как ни в чем не бывало. Исходя из этого, мы смело можем констатировать, что слухи о якобы впечатляющей долговечности оптических мышей не нашли своего подтверждения на практике. Да и зачем, скажите на милость, оптическим мышам «жить» слишком долго? Ведь на рынке постоянно появляются новые, более совершенные модели, созданные на новой элементной базе. Они заведомо совершеннее и удобнее в использовании. Прогресс, знаете ли, штука непрерывная. Каким он был в области эволюции интересующих нас оптических сенсоров, давайте сейчас и посмотрим.

Из истории мышиного зрения

Инженеры-разработчики компании Agilent Technologies, Inc. не зря едят свой хлеб. За пять лет оптические сенсоры этой компании претерпели существенные технологические усовершенствования и последние их модели обладают весьма впечатляющими характеристиками.

Но давайте обо всем по порядку. Первыми массово выпускаемыми оптическими сенсорами стали микросхемы HDNS-2000 (рис. 8). Эти сенсоры имели разрешение 400 cpi (counts per inch), то бишь точек (пикселей) на дюйм, и были рассчитаны на максимальную скорость перемещения мыши в 12 дюймов/с (около 30 см/с) при частоте осуществления снимков оптическим сенсором в 1500 кадров за секунду. Допустимое (с сохранением стабильной работы сенсора) ускорение при перемещении мыши «в рывке» для чипа HDNS-2000 - не более 0.15 g (примерно 1.5 м/с 2).

Затем на рынке появились микросхемы оптических сенсоров ADNS-2610 и ADNS-2620 . Оптический сенсор ADNS-2620 уже поддерживал программируемую частоту «съемки» поверхности под мышью, с частотой в 1500 либо 2300 снимков/с. Каждый снимок делался с разрешением 18х18 пикселей. Для сенсора максимальная рабочая скорость перемещения по прежнему была ограничена 12 дюймами в секунду, зато ограничение по допустимому ускорению возросло до 0.25 g, при частоте «фотографирования» поверхности в 1500 кадров/с. Данный чип (ADNS-2620) также имел всего 8 ножек, что позволило существенно сократить его размеры по сравнению с микросхемой ADNS-2610 (16 контактов), внешне похожей на HDNS-2000. В Agilent Technologies, Inc. задались целью «минимизировать» свои микросхемы, желая сделать последние компактнее, экономнее в энергопотреблении, а потому и удобнее для установки в «мобильные» и беспроводные манипуляторы.

Микросхема ADNS-2610 хотя и являлась «большим» аналогом 2620-й, но была лишена поддержки «продвинутого» режима 2300 снимков/с. Кроме того, этот вариант требовал 5В питания, тогда как чип ADNS-2620 обходился всего 3.3 В.

Вышедший вскоре чип ADNS-2051 представлял собой гораздо более мощное решение, чем микросхемы HDNS-2000 или ADNS-2610, хотя внешне (упаковкой) был также на них похож. Этот сенсор уже позволял программируемо управлять «разрешением» оптического датчика, изменяя таковое с 400 до 800 сpi. Вариант микросхемы также допускал регулировку частоты снимков поверхности, причем позволял менять ее в очень широком диапазоне: 500, 1000,1500, 2000 или 2300 снимков/с. А вот величина этих самых снимков составляла всего 16х16 пикселей. При 1500 снимках/с предельно допустимое ускорение мыши при «рывке» составляло по прежнему 0.15 g, максимально возможная скорость перемещения - 14 дюймов/с (т. е. 35.5 см/с). Данный чип был рассчитан на напряжение питания 5 В.

Сенсор ADNS-2030 разрабатывался для беспроводных устройств, а потому имел малое энергопотребление, требуя всего 3.3 В питания. Чип также поддерживал энергосберегающие функции, например функцию снижения потребления энергии при нахождении мыши в состоянии покоя (power conservation mode during times of no movement), переход в режим «сна», в том числе при подключении мыши по USB интерфейсу, и т.д.. Мышь, впрочем, могла работать и не в энергосберегающем режиме: значение «1» в бите Sleep одного из регистров чипа заставляло сенсор «всегда бодрствовать», а значение по умолчанию «0» соответствовало режиму работы микросхемы, когда по прошествии одной секунды, если мышь не перемещалась (точнее после получения 1500 совершенно одинаковых снимков поверхности) сенсор, напару с мышью, переходил в режим энергосбережения. Что касается остальных ключевых характеристик сенсора, то они не отличались от таковых у ADNS-2051: тот же 16-и контактный корпус, скорость перемещения до 14 дюймов/с при максимальном ускорении 0.15 g, программируемое разрешение 400 и 800 cpi соответственно, частоты осуществления снимков могли быть точно такими же, как и у вышерассмотренного варианта микросхемы.

Такими были первые оптические сенсоры. К сожалению, им были свойственны недостатки. Большой проблемой, возникающей при передвижением оптической мыши по поверхностям, особенно с повторяющимся мелким рисунком, являлось то, что процессор обработки изображений порой путал отдельные похожие участки монохромного изображения, получаемые сенсором и неверно определял направление перемещения мыши.

В итоге и курсор на экране перемещался не так, как требовалось. Указатель на экране даже становился способен на экспромт:) - на непредсказуемые перемещения в произвольном направлении. Кроме того, легко догадаться, что при слишком быстром перемещении мыши сенсор мог вообще утратить всякую «связь» между несколькими последующими снимками поверхности. Что порождало еще одну проблему: курсор при слишком резком перемещении мыши либо дергался на одном месте, либо происходили вообще «сверхъестественные»:) явления, например, с быстрым вращением окружающего мира в игрушках. Было совершенно ясно, что для человеческой руки ограничений в 12-14 дюймов/с по предельной скорости перемещения мыши явно мало. Также не вызывало сомнений, что 0.24 с (почти четверть секунды), отведенные для разгона мыши от 0 до 35.5 см/с (14 дюймов/с - предельная скорость) это очень большой промежуток времени, человек способен двигать кистью значительно быстрее. И потому при резких движениях мыши в динамичных игровых приложениях с оптическим манипулятором может придтись несладко…

Понимали это и в Agilent Technologies. Разработчики осознавали, что характеристики сенсоров надо кардинально улучшать. В своих изысканиях они придерживались простой, но правильной аксиомы: чем больше снимков в секунду сделает сенсор, тем меньше вероятность того, что он потеряет «след» перемещения мыши во время совершения пользователем компьютера резких телодвижений:)

Хотя, как мы видим из вышеизложенного, оптические сенсоры и развивались, постоянно выпускались новые решения, однако развитие в этой области можно смело назвать «очень постепенным». По большому счету, кардинальных изменений в свойствах сенсоров так и не происходило. Но техническому прогрессу в любой области порой свойственны резкие скачки. Случился такой «прорыв» и в области создания оптических сенсоров для мышей. Появление оптического сенсора ADNS-3060 можно считать действительно революционным!

Лучший из

Оптический сенсор ADNS-3060 , по сравнению со своими «предками», обладает поистине впечатляющим набором характеристик. Использование этой микросхемы, упакованной в корпус с 20-ю контактами, обеспечивает оптическим мышам невиданные ранее возможности. Допустимая максимальная скорость перемещения манипулятора выросла до 40 дюймов/с (то есть почти в 3 раза!), т.е. достигла «знаковой» скорости в 1 м/с. Это уже очень хорошо - вряд ли хоть один пользователь двигает мышь с превышающей данное ограничение скоростью столь часто, чтобы постоянно чувствовать дискомфорт от использования оптического манипулятора, в том числе это касается и игровых приложений. Допустимое же ускорение выросло, страшно сказать, во сто раз (!), и достигло величины 15 g (почти 150 м/с 2). Теперь на разгон мыши с 0 до предельных 1 м/с пользователю отводится 7 сотых секунды - думаю, теперь очень немногие сумеют превзойти это ограничение, да и то, вероятно, в мечтах:) Программируемая скорость осуществления снимков поверхности оптическим сенсором у новой модели чипа превышает 6400 кадров/с, т.е. «бьет» предыдущий «рекорд» почти в три раза. Причем чип ADNS-3060 может сам осуществлять подстройку частоты следования снимков для достижения наиболее оптимальных параметров работы, в зависимости от поверхности, над которой перемещается мышь. «Разрешение» оптического сенсора по прежнему может составлять 400 или 800 cpi. Давайте на примере микросхемы ADNS-3060 рассмотрим общие принципы работы именно чипов оптических сенсоров.

Общая схема анализа перемещений мыши не изменилась по сравнению с более ранними моделями - полученные блоком IAS сенсора микроснимки поверхности под мышью обрабатываются затем интегрированным в этой же микросхеме DSP (процессором), который определяет направление и дистанцию перемещения манипулятора. DSP вычисляет относительные величины смещения по координатам × и Y, относительно исходной позиции мыши. Затем внешняя микросхема контролера мыши (для чего он нужен, мы говорили ранее) считывает информацию о перемещении манипулятора с последовательного порта микросхемы оптического сенсора. Затем уже этот внешний контроллер транслирует полученные данные о направлении и скорости перемещения мыши в передаваемые по стандартным интерфейсам PS/2 или USB сигналы, которые уже от него поступают к компьютеру.

Но вникнем чуть глубже в особенности работы сенсора. Блок-схема чипа ADNS-3060 представлена выше. Как видим, принципиально его структура не изменилась, по сравнению с далекими «предками». 3.3 В питание к сенсору поступает через блок Voltage Regulator And Power Control, на этот же блок возложена функции фильтрации напряжения, для чего используется подключение к внешнему конденсатору. Поступающий с внешнего кварцевого резонатора в блок Oscillator сигнал(номинальная частота которого 24 МГц, для предыдущих моделей микросхем использовались более низкочастотные задающие генераторы) служит для синхронизации всех вычислительных процессов, протекающих внутри микросхемы оптического сенсора. Например, частота снимков оптического сенсора привязана к частоте этого внешнего генератора (кстати, на последний наложены не весьма жесткие ограничения по допустимым отклонениям от номинальной частоты - до +/- 1 МГц). В зависимости от значения, занесенного по определенному адресу (регистру) памяти чипа, возможны следующие рабочие частоты осуществления снимков сенсором ADNS-3060.

Значение регистра, шестнадцатеричное Десятичное значение Частота снимков сенсора, кадров/с
OE7E 3710 6469
12C0 4800 5000
1F40 8000 3000
2EE0 12000 2000
3E80 16000 1500
BB80 48000 500

Как нетрудно догадаться, исходя из данных в таблице, определение частоты снимков сенсора осуществляется по простой формуле: Частота кадров = (Задающая частота генератора (24 МГц)/Значение регистра отвечающего за частоту кадров).

Осуществляемые сенсором ADNS-3060 снимки поверхности (кадры) имеют разрешение 30х30 и представляют собой все ту же матрицу пикселей, цвет каждого из которых закодирован 8-ю битами, т.е. одним байтом (соответствует 256 градациям серого для каждого пикселя). Таким образом, каждый поступающий в DSP процессор кадр (фрейм) представляет собой последовательность из 900 байт данных. Но «хитрый» процессор не обрабатывает эти 900 байт кадра сразу по поступлении, он ждет, пока в соответствующем буфере (памяти) накопится 1536 байт сведений о пикселях (то есть добавится информация еще о 2/3 последующего кадра). И только после этого чип приступает к анализу информации о перемещении манипулятора, путем сравнения изменений в последовательных снимках поверхности.

С разрешением 400 или 800 пикселей на дюйм их осуществлять, указывается в бите RES регистров памяти микроконтроллера. Нулевое значение этого бита соответствует 400 cpi, а логическая единица в RES переводит сенсор в режим 800 cpi.

После того как интегрированный DSP процессор обработает данные снимков, он вычисляет относительные значения смещения манипулятора вдоль осей × и Y, занося конкретные данные об этом в память микросхемы ADNS-3060. В свою очередь микросхема внешнего контроллера (мыши) через Serial Port может «черпать» эти сведения из памяти оптического сенсора с частой примерно раз в миллисекунду. Заметьте, только внешний микроконтроллер может инициализировать передачу таких данных, сам оптический сенсор никогда не инициирует такую передачу. Поэтому вопрос оперативности (частоты) слежения за перемещением мыши во многом лежит на «плечах» микросхемы внешнего контроллера. Данные от оптического сенсора передаются пакетами по 56 бит.

Ну а блок Led Cотtrоl, которым оборудован сенсор, ответственен за управление диодом подсветки - путем изменения значения бита 6 (LED_MODE) по адресу 0x0a микропроцессор оптосенсора может переводить светодиод в два режима работы: логический «0» соответствует состоянию «диод всегда включен», логическая «1» переводит диод в режим «включен только при необходимости». Это важно, скажем, при работе беспроводных мышей, так как позволяет экономить заряд их автономных источников питания. Кроме того, сам диод может иметь несколько режимов яркости свечения.

На этом, собственно, все с базовыми принципами работы оптического сенсора. Что еще можно добавить? Рекомендуемая рабочая температура микросхемы ADNS-3060, впрочем как и всех остальных чипов этого рода, - от 0 0С до +40 0С. Хотя сохранение рабочих свойств своих чипов Agilent Technologies гарантирует в диапазоне температур от -40 до +85 °С.

Лазерное будущее?

Недавно сеть наполнили хвалебные статьи о мыши Logitech MX1000 Laser Cordless Mouse, в которой для подсветки поверхности под мышью использовался инфракрасный лазер. Обещалась чуть ли не революция в сфере оптических мышей. Увы, лично попользовавшись этой мышью, я убедился, что революции не произошло. Но речь не об этом.

Я не разбирал мышь Logitech MX1000 (не имел возможности), но уверен, что за «новой революционной лазерной технологией» стоит наш старый знакомый - сенсор ADNS-3060. Ибо, по имеющимся у меня сведениям, характеристики сенсора этой мыши ничем не отличаются от таковых у, скажем, модели Logitech МХ510 . Вся «шумиха» возникла вокруг утверждения на сайте компании Logitech о том, что с помощью лазерной системы оптического слежения выявляется в двадцать раз (!) больше деталей, чем с помощью светодиодной технологии. На этой почве даже некоторые уважаемые сайты опубликовали фотографии неких поверхностей, дескать, как видят их обычные светодиодные и лазерные мыши:)

Конечно, эти фото (и на том спасибо) были не теми разноцветными яркими цветочками, с помощью которых нас пыталась убедить на сайте Logitech в превосходстве лазерной подсветки системы оптического слежения. Нет, конечно же, оптические мыши не стали «видеть» ничего подобного на приведенные цветные фотографии с разной степенью детализации - сенсоры по-прежнему «фотографируют» не более чем квадратную матрицу серых пикселей, отличающихся между собой лишь разной яркостью (обработка информации о расширенной цветовой палитре пикселей непомерным грузом легла бы на DSP).

Давайте прикинем, для получения в 20 раз более детализированной картинки, нужно, извините за тавтологию, в двадцать раз больше деталей, передать которые могут только дополнительные пиксели изображения, и ни что иное. Известно, что Logitech MX 1000 Laser Cordless Mouse делает снимки 30х30 пикселей и имеет предельное разрешение 800 cpi. Следовательно, ни о каком двадцатикратном росте детализации снимков речи быть не может. Где же собака порылась:), и не являются ли подобные утверждения вообще голословными? Давайте попробуем разобраться, что послужило причиной появления подобного рода информации.

Как известно, лазер излучает узконаправленный (с малым расхождением) пучок света. Следовательно, освещенность поверхности под мышью при применении лазера гораздо лучше, чем при использовании светодиода. Лазер, работающий в инфракрасном диапазоне, был выбран, вероятно, чтобы не слепить глаза возможным все-таки отражением света из-под мыши в видимом спектре. То, что оптический сенсор нормально работает в инфракрасном диапазоне не должно удивлять - от красного диапазона спектра, в котором работает большинство светодиодных оптических мышей, до инфракрасного -«рукой подать», и вряд ли для сенсора переход на новый оптический диапазон был труден. Например, в манипуляторе Logitech MediaPlay используется светодиод, однако также дающий инфракрасную подсветку. Нынешние сенсоры без проблем работают даже с голубым светом (существуют манипуляторы и с такой подсветкой), так что спектр области освещения - для сенсоров не проблема. Так вот, благодаря более сильной освещенности поверхности под мышью, мы вправе предположить, что разница между местами, поглощающими излучение (темными) и отражающими лучи (светлыми) будет более значительной, чем при использовании обычного светодиода - т.е. изображение будет более контрастными.

И действительно, если мы посмотрим на реальные снимки поверхности, сделанные обычной светодиодной оптической системой, и системой с использованием лазера, то увидим, что «лазерный» вариант куда более контрастен - отличия между темными и яркими участками снимка более значительны. Безусловно, это может существенно облегчить работу оптическому сенсору и, возможно, будущее именно за мышами с лазерной системой подсветки. Но назвать подобные «лазерные» снимки в двадцать раз более детализированными вряд ли можно. Так что это еще один «новорожденный» миф.

Какими будут оптические сенсоры ближайшего будущего? Сказать трудно. Вероятно, они перейдут таки на лазерную подсветку, а в Сети уже ходят слухи о разрабатываемом сенсоре с «разрешением» 1600 cpi. Нам остается только ждать.


Продолжаем делать мини-обзоры наиболее популярных сенсоров мыши. Сегодня речь пойдет о сенсорах средней руки - не самых лучших, но покупка которых в определенных ситуациях может быть вполне оправдана.


Если вы знаете, какой сенсор установлен в вашей будущей мышке, вы можете еще до покупки узнать о достоинствах и недостатках той или иной модели устройства. Однако следует помнить, что реализация одного и того же сенсора может отличаться в зависимости от производителя.

Разговор пойдет о сенсорах среднего сегмента в техническом плане (не в ценовом).

Pixart A9800 (А9500)

По ощущениям, лазерный оптический сенсор А9800 занимает свыше 95% рынка лазерных мышек. А9800 и его предшественник А9500 (технически они не сильно различаются) является первым и единственным лазерным сенсором, который действительно можно назвать игровым.

Технические характеристики впечатляют:

Скорость работы >4,5 м/с
- ускорение 30G
- скорость фотографирования поверхности 12000 fps
- регулируемая высота отрыва
- большая светочувствительная матрица 30х30 пикселей
- 8200 dpi(cpi) с шагом 50 (dpi и шаг могут отличаться у разных производителей)

Технически все идельно. Но что-то с этим сенсором не так. Ведь 99% профессиональных игроков в Counter-Strike используют именно оптические мыши, а не лазерные.

Главная проблема лазерного сенсора А9800 (и соответственно А9500) - это СЛУЧАЙНАЯ АКСЕЛЕРАЦИЯ, достигающая 5-6%. Что такое акселерация можно прочитать . Говоря простым языком, А9800 имеет довольно большую случайную погрешность. И это факт. Об этом говорят и создатели игровых устройств, и данные различных тестов.

Акселерация А9800 является следствием особенностей лазерного излучения. Она физически "зашита" в сенсор и программно никак не убирается.

Важно знать, что эффект акселерации в А9800 (А9500) можно существенно уменьшить, если использовать в качестве поверхности коврики из твердых материалов: пластмасса, алюминий. Но это создает пользователю лишние проблемы: такие ковры дороже и имеют свойство истираться и истирать ножки мышек.

Любители теории заговора могут также порассуждать на тему: почему капитан команды Natus Vincere - Zeus не считается крутым аимером? Может потом, что уже очень долго использует SteelSeries Xai (A9500) а сочетании с тряпичным ковром? А бывший игрок вышеназванной команды Ceh9 понял, что "не тащит" разве не после того, как пересел на SteelSeries Sensei (A9800)? Совпадение? Не думаю!

К сожалению, пока не удалось найти объективную информацию по акселерации в новых модифицированных вариантах А9800 (Razer Taipan, Logitech g500s). Имеющиеся данные противоречивы.

В интернете также можно найти информацию,будто бы акселерация в А9800 была исправлена новой прошивкой. Это не так! Вброс действительно был получен от сотрудника одного из производителей игровых устройств, но он имел в виду отсутствие алгоритма "сглаживания" в последних версиях прошивки А9800. С включенным сглаживанием задержка А9800 при высоких значениях dpi могла достигать более 20 мс.

Выводы: во многом А9800 прекрасен: точно считает углы, тонко настраивается. Кроме того, на рынке просто ОГРОМНЕЙШИЙ ВЫБОР мышек с этим сенсором. Каждый найдет форму/размер/вес на свой вкус. Но проблема с акселерацией не позволяет причислить его к "лику святых". А9800 остается отличным выбором для игр типа Dota 2, League of Legends и т.д. Для Counter-Strike лучше поискать что-нибудь другое.

А3090

А3090 впервые появился во второй версии Logitech G400 и получил маркировку S3095 (видимо Logitech вносили какие-то свои изменения). Позже сенсор стал окрытым и для других производителей.

Техническая часть:
- максимальная скорость: до 4.5 м/с (может быть существенно ниже на некоторых моделях)
- матрица 30х30 (А3090 является приемником А3080/А3060)
- 6400 fps
- LED-подстветка (красная), инфракрасная в Roccat Savu.
- максимальные dpi зависят от прошивки: 3500 на более ранеей и 4000 на поздних.
- нативные dpi сенсора: 1800/3500 (3500 dpi версия) и 800/4000 (4000 dpi версия)
- высота отрыва существенно зависит от конкретной реализации, но чаще всего довольно высокая

А3090 дал начало новой эры топовых сенсоров: высокая скорость работы без существенной акселерации, отсутствие угловой привязки (и вообще углы неплохо считает), низкий уровень шума.

Многие производители испытывали сложности с А3090 в плане технической реализации. Как правило, это касается высота отрыва и максимальной скорости работы. Но в целом, на 800 dpi сенсор ведет себя отлично практически на всех моделях (прошивка 4000 dpi).

Во многих вариантах А3090 применяется технология "сглаживания" (smoothing ). Суть в том, что мышь не выдает результаты трекинга сразу, а применяет в данным некоторый алгоритм обработки. Это позволяет существенно уменьшить уровень шума на высоких dpi, но привносит некоторую специфику в работу сенсора. Может ощущаться задержка отклика мыши, некоторая неточность при маленьких движениях, неестественность при быстрых длинных переводах. Вероятно, при 800 dpi сглаживание в А3090 не используется, либо его эффект не заметен.

В 4000 dpi версии A3090 могут быть проблемы с мертвой зоной. Когда вы начинаете движение, мышь реагирует не сразу, а с некоторой задержкой, что может приводить к движению "рывками" и пропускам пикселей.

Популярные мыши на сенсоре А3090: Zowie AM/FK/EC-evo, Logitech G400/G400s, SteelSeries Kana V2, Roccat Savu.

На сегодняшний день все крупные бренды отказались от выпуска мышек с А3090 в пользу более свежих PMW3310 и S3988. Тем не менее, на рынке остались некоторые модели от малоизвестных производителей за небольшую цену: Hama uRage, Genius Maurus X и др. Кроме того, всегда можно купить подержанную мышь из high-end сегмента.

Logitech g400s. Версия 4000 dpi. (c) gamezone.com

Выводы: А3090 может быть хорошим вариантом на небольшую цену, если вас устраивает 800 dpi.


SDNS-SS-3059

SS-3059 явлется модифицированным вариантом А3050. В настоящее время производится исключительно для SteelSeries Rival 100. Ключевые отличия по сравнению с исходным А3050:

Сведена к минимуму акселерация
- предельная скорость работы увеличина с 3 до 4.5 м/с

В итоге получился очень неплохой сенсор. Но, как и в случае предшественника, dpi лучше ставить поменьше. Также остаются вопросы по точности обсчета углов.

Rival 100 уже засветился в элите Counter-Strike: Global Offensive: на нем играет Dupreeh - лучший игрок команды Astralis.

50 оттенков Rival 100. (c) lelong.com.my

AM010 и PMW3320

AM010 представлен линейкой игровых мышей компании Logitech: модели g100s, g302, g402. По-видимому, данный сенсор - это совместная разработка Logitech и Pixart. PMW3320 является открытой версией AM010, с некоторыми изменениями, в частности увеличен фреймрейт с около 3000 до 5000+ fps.

AM010 отлично проявил себя в мышках Logitech. Практически нулевая акселерация (обходит даже топовые 3310 и 3988) и максимальная скорость свыше 3 м/с. Наверное, лучший сенсор по соотношению цена/качество. Единственное слабое место - обсчет углов. Высота отрыва также относительно высокая. На сегодняшний день АМ010 морально устарел, и, скорее всего, в новых моделях мы его не увидим.

В этом отношении PMW3320 явлется крайне перспективным сенсором. 3320 появился на рынке в конце 2015 года, и количество мышек с этим сенсором постоянно увеличивается. CM Storm Xornet 2, Azio Exo 1, Ozone Neon 3k, Roccat Kova 2016, QPad DX-20 построены на PMW3320

В теории, 3320 должен сохранить все лучшие качества AM010 при этом должен улучшиться обсчет углов засчет увеличенного фреймрейта. Однако, судя по первым обзорам, не у всех производителей получилось справиться с новым сенсором. Где-то проблемы с шагом dpi, где-то с максимальной скоростью.

Вероятно, PMW3320 - это также будущее компании A4tech. В этом случае, А4tech сильно продвинется в соотношении цена/качество (естественно, при нормальной реализации сенсора).

На этом средние сенсоры закончились. На очереди разговор о топовом сегменте рынка. В следующей части мы посмотрим, чем отличается PWM3310 от S3988, и узнаем, какой же сенсор самый мощный на сегодняшний день.

Компьютерная мышь - пожалуй, самый массовый и распространенный компьютерный девайс. Со времени ее изобретения в 1963 году, конструкция манипуятора претерпела основательные технологические изменения. Уже забыты мыши с прямым приводом из двух перпендикулярных металлических колес. Ныне актуальны оптические и лазерные устройства. Какая компьютерная мышь лучше — лазерная или оптическая? Попробуем разобраться в различиях этих двух типов мышек.

Конструкция

Современный манипулятор-мышь имеет встроенную видеокамеру, которая с невероятной скоростью (более тысячи раз в секунду) делает снимки поверхности и передает информацию на свой процессор, который, сравнивая снимки, определяет координаты и величину смещения манипулятора. Чтобы снимки были качественнее, поверхность следует подсветить. Для этой цели используются разные технологии:

Оптическая мышь

В ней задействован светодиод, работа которого позволяет сенсору лучше принимать, а процессору быстрее считывать информацию и, соответственно, определять позицию девайса.

Лазерная мышь

Для контрастной подсветки поверхности применяется не светодиод, а полупроводниковый лазер, сенсор же настроен на улавливание соответствующей длины волны этого свечения.


Фото: compress.ru

Разрешающая способность

Аббревиатура dpi, которую мы часто видим на ценниках в магазинах, где продаются мыши, означает количество точек на дюйм, т.е. разрешающую способность. Чем она выше,тем лучше чувствительность девайса. Для обычной работы на компьютере вполне достаточно 800 dpi — подойдет и оптическая мышь, а вот для любителей виртуальных игр и профессиональных художников-дизайнеров необходимо большее разрешение манипулятора — поэтому им лучше купить лазерную компьютерную мышь.

Оптическая мышь

У большинства из них этот показатель составляет 800 dpi, максимальный же - 1200 dpi.

Лазерная мышь

У них разрешение в среднем 2000 dpi, максимальное же превышает 4000 dpi, а не так давно на рынке появились лазерные мышки с разрешающей способностью 5700 dpi, позволяющие к тому же управлять значением этого показателя для экономии энергии.

Цена

Оптическая мышь

Более дешевая - стоимость от 200 рублей.

Лазерная мышь

Достаточно дорогая: от 600 до 5000 рублей и больше (топовые игровые модели)

Скорость и точность

Полупроводниковый лазер, излучающий невидимый глазу свет в инфракрасном диапазоне, является более точным, считывание информации происходит качественнее, а значит и позиционирование мышки точнее. Улучшаются такие критерии, как скорость и точность. Особенно это актуально для геймеров, а также для графических дизайнеров — им лучше выбирать лазерную мышь.


Фото: www.modlabs.net

Потребление энергии

Лазерная мышь, по сравнению с оптической светодиодной, потребляет намного меньше энергии. В особенности это важно при использовании беспроводной мыши, где вопрос экономии энергии аккумуляторов или батареек является насущным. Для манипуляторов в проводном исполнении данный фактор несущественен.

Рабочая поверхность

Даже самому простому представителю класса светодиодных мышек не требуется коврик, поскольку он работает практически на всех поверхностях. Исключение составляют прозрачные стеклянные, глянцевые и зеркальные. Здесь светодиодная мышь будет действовать с такими сбоями, которые просто заставят вас постелить под нее коврик. А вот лазерной подсветке практически безразличен материал плоскости передвижения мышки, такие девайсы легко справляются с любыми поверхностями, включая и зеркальные. Но, присутствует один нюанс. Для лазерной мышки очень критичен плотный контакт с рабочей плоскостью отражения. Появление зазора даже в 1 мм существенно усложняет работу такого устройства, а светодиодная может работать даже на коленке.


Фото: www.engineersgarage.com

Подсветка

Еще один недостаток светодиодной мыши, который отмечается многими пользователями - это свечение (чаще красного, реже - синего или зеленого цвета) даже при выключенном компьютере, что не всегда удобно и приятно глазу - например, ночью, когда вы пытаетесь уснуть, а с компьютерного стола светит довольно яркий луч. В лазерных же никакого свечения нет, поскольку, как указывалось выше, он излучает невидимый нашему глазу инфракрасный свет.


Фото: topcomputer.ru

Такие характеристики манипулятора-мыши, как эргономика, красота, цвет, материал изготовления, тактильные ощущения, количество дополнительных кнопок являются сугубо личными и зависят от человеческих предпочтений.

Подведение итогов: преимущества и недостатки

Оптическая светодиодная мышь

Преимущества:

  • низкая цена;
  • зазор между мышью и рабочей поверхностью некритичен.

Недостатки:

  • не работает на зеркальных, стеклянных и глянцевых поверхностях;
  • невысокая точность и скорость курсора;
  • невысокая чувствительность;
  • отвлекающая подсветка;
  • высокое потребление энергии в беспроводном исполнении.

Оптическая лазерная мышь

Преимущества:

  • работа на любых рабочих поверхностях;
  • высокая точность и скорость курсора;
  • высокая чувствительность и возможность управления разрешающей способностью;
  • отсутствие видимого свечения;
  • низкое потребление энергии в беспроводном исполнении;
  • возможность использования множества дополнительных функциональных кнопок.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • критичность к зазору между мышью и рабочей поверхностью.

Какую мышь лучше купить — лазерную или оптическую?

Если исходить исключительно из технических характеристик, то лазерные мыши лучше оптических светодиодных девайсов практически по всем показателям. Но означает ли это, что надо непременно избавиться от оптической мышки? Ведь до сих пор она великолепно справлялась со своими задачами.

Выбор всегда остается за вами. За лазерную мышь придется выложить достаточно большую сумму. Хорошо, если вы геймер или дизайнер - тогда вложения быстро окупятся (либо в материальном, либо в моральном плане). Если же вы обычный пользователь офисных программ и Интернета, то какого-то качественного скачка в уровне точности отклика манипулятора вы, скорее всего, даже не заметите. Другое дело, если требуется беспроводная мышь — тогда лучше купить лазерную мышь вместо оптической. Приобретя лазерную, вы здорово сэкономите на батарейках - заряд она держит в несколько раз дольше, чем оптическая.

Программы