Получаем изображение с оптического сенсора комьютерной мыши с помощью Arduino. С точки зрения оптических мышей…

Оптические мыши точнее лазерных. Чем DPI выше, тем лучше. Акселерация – зло. Беспроводные мыши лагают. Значение чувствительности мыши в настройках Windows нужно ставить на 6.

Если вы хоть что-нибудь из этого поняли, то, вероятно, вы уже потратили какое-то время на чтение различных статей о выборе игровой мыши, пытаясь выяснить, что же на самом деле имеет значение.

В сети существуют странные, исключительно подробнейшие статьи и форумные посты о каждом аспекте игровых мышей (дрожания, акселерации и считывание на дюйм), причём многое из этого наполнено устаревшей информацией, техно-вуду и интернет-фольклором. Я попытался выяснить правду о некоторых наиболее запутанных элементах технологии игровых манипуляторов, и развеять некоторые из самых распространённых заблуждений.

Миф – оптические мыши лучше лазерных

Вывод: верно , но всё несколько сложнее. Лазерные мыши, на самом деле, это оптические для новичков.
Это, пожалуй, самое распространённое мнение об игровых мышах, какое только можно встретить в сети. Оптические мыши лучше и точнее лазерных. Лазерные мыши просто барахло! Увы, но всё чаще и чаще в игровые мыши ставят лазерные сенсоры, делая из оптических редких и особенных зверьков. Так пишут в Интернете. А как дела обстоят на самом деле?

Для начала, между лазерными и оптическими сенсорами больше общего, чем вы можете себе представить.

В лазерных мышах, по правде говоря, вовсе не лазерный сенсор, а оптический. Просто он использует лазерную подсветку. Однако людям проще свести все к оптике против лазера, хотя, на самом деле, это инфракрасный или красный LED (в оптических мышах) против VCSEL (поверхностно-излучающий лазер с вертикальным резонатором). Всё ещё LED, но уже лазер. Все сенсоры за секунды снимают множество тысяч кадров, исходя из сравнения которых и определяется направление и расстояние движения манипулятора.

И оптические мыши, и те, что с лазерной подсветкой, для съёмки поверхности под собой используют CMOS сенсоры, и по этим изображениям определяется движение мыши. Этот сенсор похож на тот, что установлен в вашем смартфоне или цифровой камере, хотя работает он совсем иначе (например, делает тысячи снимков в секунду). А раз сенсор тот же самый, чем же оптика «лучше» лазерной подсветки?

У лазера другой длина волны, делающая его больше похожим на материю, чем на LED излучение. Это делает лазер более чувствительным к неровностям поверхности. Свет LED же менее чувствителен, его проще восстановить. На поверхности есть пики, которые он и считывает.

Если вы поближе взглянете на тряпичные коврики, то увидите, что они сотканы из волокон, и лазер прекрасно «видит» их структуру. Но никому это не нужно, когда всё, что необходимо, это измерить пройденное мышью расстояние. Лазер же углубляется под поверхность, где, особенно на низких скоростях, действует по-другому. Вот почему между низкой и высокой скоростями такая разница.

Сенсоры с лазерной подсветкой необычайно хорошо работают на жёстких ковриках, но на мягких, с большей глубиной поверхности, они собирают слишком много бесполезной информации, что приводит к разнящейся эффективности на разных скоростях. Это то, что большинство называет «акселерацией» или «погрешность разрешения из-за скорости».

И всё-таки, насколько велика разница между оптическим сенсором и сенсором с лазерной подсветкой? У последних есть 5-6% отклонений при считывании на разных скоростях. У лучших оптических сенсоров этот параметр ниже 1%.

Миф – проблема «акселерации» – мышь по-разному ведёт себя на разных скоростях движения

Вывод: ложь . Проблема реальная, но термин «акселерация» в данном случае неприменим. Эксперты Logitech предлагают две альтернативы: «погрешность разрешения из-за скорости» и «зависящая от скорости вариативная точность».

Акселерация – крупная, сложная проблема. Вот как её обычно описывают в Интернете: если быстро погонять мышь по коврику, а затем медленно вернуть её в точку, откуда начали, курсор тоже должен вернуться к первоначальной позиции. Если нет, мышь страдает от некой формы акселерации, что значит, по-разному считывает разные скорости движения. Плохо, да? Нам ведь нужно, чтобы мышь и курсор двигались в унисон, а иначе, в напряжённой перестрелке в FPS, это может привести к промахам.
Так что же вызывает эту проблему? И почему «акселерация» – неудачное название?

Акселерация, как пишут люди в Интернете, наблюдается лишь на определённом семействе сенсоров с лазерной подсветкой. Это погрешность точности относительно скорости, с которой перемещается мышь. Сам манипулятор не имеет никакой собственной акселерации, ни позитивной, ни негативной. Сложность в том, чтобы заставить курсор переместиться на то же расстояние, что с разной скоростью проходит мышь. Действительно, проще выговорить «у лазера есть акселерация».

Если назвать акселерацию «погрешностью разрешения из-за скорости», важно отметить, что «разрешение» не имеет ничего общего с качеством изображения (не стоит думать об этом, как о 1080р, 4К и прочем). Разрешение – это связь между движением руки и пройденным на экране расстоянием. Параметр, складывающийся из того, сколько пикселей на экране преодолевается при перемещении мыши на один дюйм.

Так вот, ни курсор, ни сенсор не ускоряются, когда вы двигаете мышью с разной скоростью. Проблема в несовпадении данных, которые манипулятор считывает при движении с разным ускорением. Объяснять, почему так происходит, довольно сложно, а мы и так углубимся в технические дебри в разборе следующего мифа о DPI. Но, если упростить, погрешность разрешения из-за скорости возникает от того, что сенсор мыши принимает слишком много шума в сделанным им снимках рабочей поверхности. И, как вы помните из предыдущего мифа, такая особенность больше свойственна манипуляторам с лазерной подсветкой.

При движении мыши сенсор лишь одно направление считает «правильным»: то, в котором вы её передвигаете. Когда сенсор начинает принимать шум, тот преобразуется в «считывание» движений в ложных направлениях – например, мельчайшие рыки вверх и вниз, пока вы уводите мышь в сторону. Добавление подобных ложных считываний «меняет число считываний, которые получаем в конце перемещения мыши. Так, вы сдвигаете мышь строго горизонтально, но ваша система теряет часть этого движения, принимая его как вертикальное, в результате чего траектория будет короче».

Миф – чем выше DPI, тем лучше

Вывод: ложь . Некоторые значения DPI (6000 и выше) просто смехотворно велики для размеров и разрешения современных мониторов, да и многие мыши оснащены сенсорами, не приспособленными для таких значений, что негативно сказывается на производительности.

Если вы когда-либо следили за рынком смартфонов или цифровых камер, вы должно быть, знакомы с гонкой за мегапикселами: камеры наращивали разрешение, поскольку это прекрасно для маркетинга. Но на качество фотографии влияет множество других факторов, вроде качества линз и истинного размера пиксела на CMOS матрице. Вот почему камеры в айфонах становятся год от года всё лучше, оставаясь с 8-ю мегапикселами со времен iPhone 4S.

Это же справедливо и для сенсоров, применяемых в игровых манипуляторах. Так вот, высокий DPI вовсе не обязательно плох. Ведь 30 мегапиксельный DSLP сенсор может быть фантастическим, верно? Проблема с высокими значениями DPI мыши в том, как сенсорам удаётся достигать таких показателей.

Нужно понять, как работает CMOS сенсор в мыши. Его матрица намного меньше, чем в цифровой камере, и у неё нет глубины цвета. Но она может делать тысячи снимков в секунду. К примеру, Logitech G502 может снимать 12000 кадров в секунду. Сравнивая эти снимки, сенсор определяет направление движения мыши и пройденное ею расстояние.

Разрешение мыши отличается от того, что называют этим словом в цифровых камерах, где это связано с числом пикселов в матрице. Оптический сенсор работает не так. Его разрешение – это число пикселов на столе. Представьте себе пиксель (у нас же линзы и оптическая система), решите, какой он величины, вот здесь, на столе. Теперь решите, сколько их войдет на отрезок в один дюйм. Вот это и есть разрешение. К примеру, на матрице один пиксел – 30 микрон. Сколько таких тридцатимикроновых малышей войдет в один дюйм?

Если CMOS сенсор использует пиксели в 30 микрон, его разрешение составит около 840 DPI или CPI, то есть, число считываний, которые сделает мышь, пройдя один дюйм. А вот дальше всё усложняется: у мыши с 8400 DPI вовсе не обязательно размер пиксела в 10 раз меньше, как, по идее, должно быть. Почему? Потому что DPI часто повышается делением реальных пикселов на всё меньшие и меньшие доли. И этот тот момент, когда более высокий DPI оказывает медвежью услугу.

Физическое разрешение так и остаётся один пиксель, но система способна видеть менее одного благодаря обработке кадра, она способна понимать фракции пикселов. Если система мощная, то может различить, скажем, одну восьмую часть пиксела. То есть, берёте пиксел, делите его на восемь частей, затем эти минипикселы в одну восьмую от 30 микрон выкладываете на стол. Сколько таких войдет в один дюйм? Очень много, но ведь изначальное разрешение не изменилось, это всё ещё нативный физический пиксел.

Обработанное разрешение, создаваемое алгоритмами сенсора, позволяет оперировать гораздо большим количеством нарезанных «пикселов», но для точности это бесполезно. Всё, что вы получаете – скорость. Чтобы получить одно считывание, мышь надо сдвинуть совсем на чуть. Пикселы крохотные, одна восьмая от 30 микрон, и, благодаря этому, чувствительность очень высокая, гораздо выше, чем на системе с большими 30 микронными пикселами.

Иллюстрация уровня шума на примере wi-fi роутера.

Каждый сенсор манипулятора принимает определённое количество валидных сигналов и определённое количество шума, так называемый уровень шума. Представьте себе, что вы работаете с полноценными 30 микронами: будет (относительно) просто отфильтровать сигнал от шума. А теперь попробуйте вообразить тот же процесс с одной восьмой объема данных. Чем больше вы делите пиксел, тем теснее сходятся сигнал и уровень шума, тем сложнее отделить необходимые данные от мусора. Когда система уже не может их различить, сенсор начинает передавать шум, что выражается в неточных движениях.

Вот в чём опасность повышения DPI, если главный инженер не понимает базовых возможной сенсора. Если нацелиться лишь на высокое значение DPI, и весь дизайн строить вокруг этого, проект ждет неудача, система на выходе получится слабая. Она будет страдать, что называется, ложным движением, это когда вы ничего не делаете, просто оставляете мышь на столе, а курсор сам потихоньку ползёт в сторону, собирая шум и создавая считывания. Вот она, проблема неправильного дизайна. Верный же подход заключается в том, чтобы разработать мышь для низкого разрешения, крепкую и надёжную систему, не гнаться за высоким разрешением, ломая все законы дизайна и разработки.

Во многих игровых мышах, в особенности с лазерной подсветкой, используются сенсоры, спроектированные годы назад. Апгрейд манипулятора модели 2013 года до модели 2015 может обойтись тем же сенсором, но предложить больший DPI благодаря дроблению изначального разрешения. При делении пикселов получается больше шума, а потом достигается тот предел, когда сенсоры старых поколений начинают массово снимать уж совсем подозрительные кадры.

И это плохо. Просто ужасно. Конечно, это не означает, что манипулятор со старым, c разогнанным DPI сенсором будет хуже при любых условиях. При низких значениях DPI он будет работать, как и старая модель, поскольку этот параметр будет близок (или равен) его изначально спроектированной величине. Но задерите DPI вверх до упора, и вы увидите всё: ложное движение, погрешность разрешения из-за скорости, рябь курсора и прочие проблемы. Поэтому, наблюдая выход на рынок новой мыши, хвалящейся высокими значениями DPI, будь осторожны. Всякое может быть.

Миф – проводные игровые мыши быстрее и точнее беспроводных

Вывод: это было истиной на протяжении многих лет, но сейчас вы, вероятно, не увидите разницы между хорошей беспроводной мышью и обычной «хвостатой».

Во время тестирования беспроводных игровых мышей у меня был и хороший опыт, и не очень. Были те, что лаговали, а были и такие, что работали на уровне проводных. У многих беспроводных игровых мышей частота опроса не превышает 500 гц, в то время как проводные обычно предлагают 1000 Гц. В последнем случае данные посылаются мышью на ПК каждую 1 миллисекунду вместо 2, как у беспроводных. Если вы исключительно, невероятно чувствительны к отклику мыши, вы, быть может, заметите разницу. Но помните, что у большинства мониторов частота обновления всего 60 Гц или, в лучшем случае, 144 Гц. Вы скорее заметите проблемы в работе мыши, связанные с качеством сенсора, чем с частотой опроса.
Франсуа Морьер твердо уверен в том, что можно создать превосходную беспроводную игровую мышь, главное, чтобы проект изначально опирался на беспроводную модель.

Всё начинается с сенсора. Если говорить о беспроводном дизайне, то сенсор – наиболее требовательная часть продукта. Если поставить в него сенсор, спроектированный для проводной мыши, то всё упрётся в малый срок автономной работы и, возможно, большой отклик, поскольку ради сохранения энергии придётся пойти на компромисс с остальными модулями. И это всё последствия непродуманного дизайна. Но, если вы понимаете, что требуется игроку, в какой момент ему нужен отклик, а в какой он его не заботит, вы сможете оптимизировать проект. Получить приличную автономность и сохранить замечательную производительность.

Если вы пользуетесь беспроводной игровой мышью, держите приёмник на столе, поближе к мыши. Случайные радиосигналы от телефонов, роутеров и других устройств могут вмешиваться в работу и снижать эффективность манипулятора. Ограничивая подобные возможные вмешательства, вы, скорее всего, не отличите свою мышь от проводной.

Миф – чувствительность мыши в Windows должна быть установлена на 6 из 11

Вывод: для игр – ложь , поскольку ни одна современная игра не использует настройки указателя из ОС.
Настройка на 6 из 11 в Windows, предположительно, даст вам ощутить работу мыши и движение курсора в ОС идеальнейшим образом. Правда в том, что для обычной работы в Windows вам вообще не следует трогать этот ползунок. К примеру, если вы поставите его на 11/11, то мышь начнет пропускать считывания и глючить.

А что с играми? Для них эти настройки не имеют значения. Большинство игр работают с мышью напрямую, обходя все установки операционной системы. Нет ничего страшного в том, что скорость указателя будет установлена на 6/11, но в играх, вышедших за последние полтора десятилетия, вы не увидите никакой разницы.

Миф – MX 518 до сих пор остается лучшей игровой мышью

Вывод: ложь , но ностальгия – это прекрасно.

Нет на свете игровой мыши более обожаемой, чем Logitech Mx 518, выпущенная в 2005 году. Ещё есть игроки, которые приносят на ней клятвы. Бесспорно, в свое время это была великолепная мышь, но любой, кто всё ещё считает её лучшей, упускает из виду огромный шаг вперёд, сделанный манипуляторами с 2005 года: более высокие значения DPI (иногда это может быть плохо, как мы уже разобрались выше, но существует множество мышей, которые легко бьют 1600 DPI MX 518 без страшных потерь), более высокая частота опроса и годы исследований в эргономике и использовании материалов.

Более значительно то, что одна из самых очернённых ныне функций мышей, названная (prediction), появилась в MX 518. Предсказание, также известное как сглаживание углов (angle snapping), сглаживает движения мыши, помогая прочертить прямую линию. Для гейминга, очевидно, оно не особо нужно, поскольку там требуется точная корреляция движений, а не мышь, пытающаяся предсказывать их. Хотя современные игровые мыши часто предлагают возможность отключения предсказания, оно почти всегда и так выключено на уровне драйвера. В MX 518, однако же, оно было включено по умолчанию. И без возможности отключения.

Миф – если заклеить половину сенсора мыши, это поможет снизить расстояние отключения мыши при её поднятии

Вывод: ложь . Технически, это работает, но идея плохая, так как негативно сказывается на работе сенсора.
Расстояние отключения – точка, на которой мышь прекращает считывать поверхность под собой. Для определённой группы игроков, играющих с низкой чувствительностью (чаще всего в старые игры, вроде Counter-Strike 1.6), низкое расстояние отключения очень важно, потому как они часто поднимают мышь и переставляют её на другую сторону коврика.

Если это расстояние слишком велико, сенсор продолжит считывать поверхность после понятия, что вызовет нежелательное движение курсора. Лайфхак с заклеиванием части сенсора призван решить эту проблему.

Лента скрывает часть света, испускаемого LED, что уменьшает время, за которое сенсор понимает, что мышь оторвана от поверхности. Возникает такое чувство: «Ура, я уменьшил это расстояние!», а, на самом деле, вы к этому ещё и снизили скорость работы мыши. Работать остается лишь половина матрицы, что негативно сказывается на скорости считывания. Низкие скорости это затрагивает не так заметно, но для высоких на некоторых поверхностях это может оказаться критичным. Сомнительный компромисс. Обычно, если человек доволен таким положением, он не слишком высокоскоростной игрок, и вполне может смириться с этим. Но, правда же, оно того не стоит.

На сегодняшний день несколько «мышиных» компаний предлагают функцию калибровки поверхности, которая подстраивает мышь под рабочую поверхность, а затем и позволяет задать расстояние отключения. Это уж точно лучше, чем заклеивание сенсора лентой, потому как сохраняет высокую скорость работы манипулятора. Большое расстояние отключение типично для производителей, выбирающих шаблонные настройки, позволяющие сенсору работать на поверхностях с различными цветами и текстурами.

С калибровой поверхности нет нужды в подобных шаблонах, поскольку можно настроить расстояние отключения на свой вкус.

Геймерские девайсы – устройства с особыми характеристиками. Игровая мышь должна быть удобной при игре, с поддержкой для кисти, симметричной (для правшей и левшей), недорогой, желательно не беспроводной, а подключаться напрямую к компьютеру. Чувствительность лазера или оптического датчика – основная характеристика, от этого зависит плавность движения и скорость отклика.

Что такое игровая мышь

С развитием технологий стартовала продажа манипуляторов для геймеров. Игровые мышки для ПК отличаются высокой эргономичностью. У них есть горячие кнопки, запрограммированные под заданные команды. Для шутеров геймерские мышки оснащены мягким скроллом, отменной точностью сенсора, чтобы быстро переключаться между видами оружия, стрелять четко, без рывков и случайных промахов.

Рейтинг

Производители регулярно разрабатывают новинки, улучшая технические характеристики, совершенствуя интерфейс. Лучшие игровые мышки производят такие бренды:

  • Razer – специализируется на игровых периферийных устройствах;
  • Logitech – предлагает модели в разном ценовом сегменте;
  • A4-Tech – китайский производитель, основная продукция – игровые мышки для компьютера;
  • SteelSeries – датская компания, разрабатывающая геймерские манипуляторы;
  • Mad Catz – компания, предлагающая универсальные девайсы сложной конструкции.

Лучшие игровые мыши

Наличие манипулятора, который отличается эргономичностью и функциональностью, является обязательным при использовании не только стационарного компьютера, но и ноутбука. Геймеры мышкой управляют своими персонажами в шутерах, RPG, стратегиях. В спортивных симуляторах работать с ней в меню удобнее, хоть в киберпространстве она и не применяется.

Профессиональные игровые мыши

Геймерские компьютерные девайсы класса премиум стоят дорого. Правильно выбирать их по обзорам с фото, акциям, распродажам и скидкам, с бесплатной доставкой по почте, что немного уменьшит затраты:

  • название: Razer DeathAdder Chroma;
  • цена: 6 500 рублей;
  • характеристики: гарантия – 2 года, заявленный срок эксплуатации – 4 года, разрешение – 10 000 dpi, частота – 1 000 Гц, отзыв – 1 мс;
  • плюсы: длина шнура – 2,1 м;
  • минусы: высокая стоимость, немного клавиш.

Тем, кто хочет иметь красивый, функциональный и долговечный манипулятор, стоит обратить внимание на эту модель:

  • название: Thermaltake Tt eSPORTS;
  • цена: 4 000 рублей;
  • характеристики: относительно большие габариты – 121х69х41 мм, лазерный сенсор AVAGO 9500;
  • плюсы: до 5 700 dpi – разрешение, частота – до 1 000 Гц, каждая кнопка рассчитана на 5 млн нажатий;
  • минусы: простое внешнее исполнение.

Лазерная

Благодаря более высокой чувствительности сенсора мыши этой категории считаются лучше оптических моделей:

  • название: Mad Catz M.M.O.TE Gaming Mouse;
  • цена: 7 000 рублей;
  • характеристики: светодиодные индикаторы режима и разрешения, защита от заломов провода, лазерный сенсор с разрешением до 8 200 dpi, 20 кнопок;
  • плюсы: подгоняется под индивидуальные особенности пользователя;
  • минусы: не обнаружено.

К лучшим игровым мышкам для персональных компьютеров в этом сегменте можно отнести:

  • название: G. Skill Ripjaws MX780;
  • цена: до 6 000 рублей;
  • характеристики: бортовая память, 8 кнопок;
  • плюсы: регулируется по весу и высоте;
  • минусы: клавиши под большой палец могут быстрой выйти из строя.

Оптическая

Выбирая между лазерной и светодиодной игровой мышью, следует понимать, что первая стоит дороже, но отличается высокой чувствительностью:

  • название: DEFENDER Safari MM-675;
  • цена: 500 рублей;
  • характеристики: беспроводная, 6 клавиш, разрешение сенсора 1600 dpi;
  • плюсы: доступная цена при хорошем функционале;
  • минусы: подходит только для правшей.

Качество сенсора определяет плавность передвижения курсора. Для больших мониторов рекомендуются модели с чувствительностью от 1000 dpi:

  • название: RAZER Naga 2014;
  • цена: 3200 рублей;
  • характеристики: проводная, 19 клавиш, стильный корпус;
  • плюсы: высокое разрешение сенсора – 8200 dpi, идеальна для игр;
  • минусы: не самая низкая стоимость.

Беспроводная

Эти USB-манипуляторы удобны в перемещении по рабочей поверхности:

  • название: A4Tech Bloody Warrior RT7;
  • цена: 2 200 рублей;
  • характеристики: 20 млн нажатий, чувствительность до 4 000 dpi;
  • плюсы: зарядка от microUSB;
  • минусы: для кого-то неприемлемым будет небольшое количество настраиваемых кнопок, маленькая емкость аккумулятора.

Наблюдается у таких устройств незначительное замедление отклика по сравнению с проводной моделью. Эта беспроводная мышь для игр удобна и функциональна:

  • название: Logitech G900 Chaos Spectrum;
  • цена: 10 000 рублей;
  • характеристики: чувствительность датчика – 12 000 dpi, симметричность – подходит для левшей;
  • плюсы: зарядка через кабель с жесткой фиксацией, качественный материал;
  • минусы: высокая цена.

С подсветкой

Мышь для игр отличается от офисной версии ярким дизайном:

  • название: Zelotes 5500 DPI;
  • цена: до 30 долларов;
  • характеристики: по бокам выступы для фиксации кисти, подсветка колесика прокрутки, боковые панели разных цветов;
  • плюсы: дополнительные кнопки минимизируют использование клавиатуры, манипулятор поддерживает ОС Microsoft, Mac;
  • минусы: нет.

Помимо необычной формы, рисунков, внешний вид дополняет подсветка. Еще одна примечательная модель в этой категории:

  • название: Qcyber Tur 2 GM-104:
  • цена: купить игровую мышь можно за 2 600 рублей;
  • характеристики: 10 кнопок;
  • плюсы: выбор и подстройка опорной площадки, лазерный датчик с чувствительностью в 5 600 dpi;
  • минусы: плавно скользит не на всех поверхностях.

Многокнопочная

Такие мыши пользуются не меньшей популярностью у юзеров, даже их не самая дешевая стоимость не снижает спрос на девайс. Например, эта модель:

  • название: SteelSeris Rival 500;
  • цена: 6 000 рублей;
  • характеристики: чувствительность – до 16 000 dpi, 14 программируемых клавиш, фирменное ПО;
  • плюсы: удобная эргономика;
  • минусы: нет бортовой памяти.
  • название: Razer Naga Hex V2;
  • цена: 6 000 рублей;
  • характеристики: 7-кнопочная панель под большой палец, лазерный сенсор на 16 000 dpi;
  • плюсы: настраивая подсветка;
  • минусы: нужно привыкнуть пользоваться колесом кнопок.

Дешевая игровая мышь

Бюджетные версии геймерских девайсов – модели для повседневного использования офисных программ, но с повышенной чувствительностью датчика движения.

  • название: Corsair Harpoo;
  • цена: до 3 000 рублей;
  • характеристики: 6 программируемых клавиш;
  • плюсы: средний размер, оптимальный для большинства геймеров, настраиваемая подсветка;
  • минусы: нет.

Среди ТОП-манипуляторов, которые дешево заказать предлагает интернет-магазин в Санкт-Петербурге, Москве, встречается эта модель:

  • название: Logitech G102 Prodigy Gaming Mouse;
  • цена: до 3 000 рублей;
  • характеристики: чувствительность сенсора – до 6 000 dpi, средний размер, вес;
  • плюсы: настройки программируются в самой мышке, при подключении к другому ПК они не слетают;
  • минусы: громкие кнопки.

Как выбрать игровую мышь

Важный критерий выбора – эргономика. На рынке представлены модели разных размеров, форм. Объясняется это тем, что возраст среднестатистического геймера меняется с каждым годом. Половина юзеров полностью обхватывает манипулятор. Вторая – использует «когтевой» хват. Пробуйте держать мышь разными способами, важно, чтобы кисть не начала болеть спустя время. Обратите внимание на симметричность модели, наличие съемных боковых панелей.

Видео

Компьютерная мышь – удобный и самый распространённый манипулятор. Она значительно упрощает работу с электронными документами и мультимедиа, а некоторые игры предназначены исключительно для управления мышью. Стеллажи компьютерных магазинов заполнены сотнями их модификаций, отличающихся размером, количеством кнопок и ценой. Но главное отличие скрывается под корпусом. Это тип источника излучения, который может быть представлен светодиодом или лазером. Что же лучше: оптическая светодиодная или лазерная мышь? Полный ответ на этот вопрос даст их подробное сравнение.

Устройство, принцип работы и основные отличия

Несколько последних лет на рынке главенствует второе поколение оптических мышек, которые так называют из-за встроенных линз. Их конструктивная особенность состоит в наличии высокочувствительного датчика – камеры, которая непрерывно сканирует поверхность и передаёт результат на процессор. Частота снимков – несколько тысяч раз в секунду с разрешением до 40х40 пикселей.
Принцип действия оптической светодиодной мыши основан на излучении светодиодом широкого луча, который фокусируется первой линзой и образует яркое пятно в области захвата камеры, что позволяет фиксировать малейшие изменения на сканируемой поверхности. Полученная информация через вторую линзу поступает сенсор, а затем обрабатывается процессором.

В оптической лазерной мышке излучающим элементом служит лазерный полупроводниковый диод, чаще всего работающий в инфракрасном (ИК) спектре. В процессе работы тончайший луч проходит через первую линзу, достигает рабочей поверхности и отражается от неё. Для увеличения точности он фокусируется второй линзой и затем попадает в сенсор. Полученные снимки сравниваются, и по этим результатам делается вывод о перемещении курсора. В ходе совершенствования конструкции появились модели, у которых в одном корпусе размещен сенсор, процессор и лазерный диод.

Разрешающая способность

Этот параметр имеет принципиальное значение при выборе игровых мышек. Измеряют разрешающую способность в dpi (dots per inch) или cpi (counts per inch). Обе единицы измерения актуальны, но cpi более точно характеризует работу оптического манипулятора и показывает количество считываний на дюйм.

Чем выше dpi/ cpi, тем точнее курсор передвигается по экрану.

Вот простой пример. Разрешающая способность экрана по горизонтали 1600 dpi, а у мыши – 400 dpi. Это означает, что, передвигая манипулятор по столу на одну условную единицу, курсор сместится на экране на расстояние в 4 раза больше. С такой дискретностью трудно попадать курсором на мелкие значки программ, а об играх, где важна скорость и точность курсора мыши, можно забыть.

Для большинства оптических светодиодных мышек, рассчитанных на рядового пользователя, приемлемым считается показатель 800–1200 cpi. Этого вполне хватает для комфортной работы с офисными программами на мониторах с диагональю до 27 дюймов.

Разрешающая способность лазерных мышек имеет более широкий диапазон значений и может варьироваться от 1000 до 12000 cpi. Во многих моделях доступно несколько фиксированных значений cpi. За счет наличия собственной внутренней памяти и дополнительных кнопок, пользователь может в любой момент выбрать подходящее разрешение.

Скорость и ускорение

Большая часть оптических светодиодных мышек относится к бюджетному классу и в их характеристиках отсутствуют данные о скорости перемещения корпуса манипулятора.

У их лазерных коллег скорость передвижения и показатель ускорения – параметры, от которых зависит точность попадания курсора в заданную точку экрана как при плавном, так и при резком движении руки. Достаточно высокой считается скорость 150 дюймов в секунду с ускорением 30g, обеспечивая при этом точность в 8000 cpi. Чтобы обеспечить столь высокие показатели, возможности процессора должны быть соизмеримы с возможностями сенсора.

Энергопотребление

В проводных моделях этим показателем можно пренебречь, т. к. системный блок потребляет в 50-200 раз больше. А вот стабильная работа беспроводного девайса полностью зависит от батареек (аккумулятора), следовательно, на счету каждый милливатт потреблённой энергии.

Для светодиодной мышки нормой считается ток потребления около 100 мА с питанием 5В от USB, что составляет 0,5 Вт.

Энергопотребление мышки с лазерным диодом на порядок меньше. Такой беспроводной манипулятор, без подзарядки аккумулятора, способен прослужить в 10 раз дольше своего светодиодного аналога.

Возможности

В корпусе стандартной оптической мышки с красным светодиодом размещены три кнопки и колесо прокрутки. Этого достаточно для работы с программным обеспечением и интернетом. Есть модели с дополнительными кнопками, которым присваивают часто используемые функции при помощи макросов.

В описании мышки лазерного типа можно увидеть целый ряд характеристик, свидетельствующих о его возможностях. Большая часть из них влияет на точность и скорость перемещения курсора, что непременно важно при работе с графическими редакторами и в современных сетевых играх.

Требования к рабочей поверхности

Оптические светодиодные мышки традиционной конструкции, хотя и уступают новым разработкам, работают надёжно с большинством типов поверхностей и отличаются повышенной универсальностью. Для их стабильной работы с отсутствием рывков необходима ровная поверхность, которая может быть изготовлена из различных материалов. Исключение составляет лакированное дерево, стекло и зеркало. Прекрасная функциональная способность отмечена на многих видах тканей, в том числе с выраженной текстурой. Ещё одно достоинство мышек со светодиодом состоит в том, что они не критичны к величине рабочего зазора между корпусом и поверхностью. Поэтому они вполне приемлемы (но не идеальны) для управления компьютером с дивана или кровати.

Лазерный сенсор, несмотря на более точное позиционирование, весьма капризен в контакте с некоторыми материалами. Девайсам бюджетного класса противопоказаны глянцевые, полированные и покрытые лаком поверхности, а также любые неровности, которые увеличивают зазор и, тем самым, изменяют фокусное расстояние отраженного луча. Идеальным вариантом для геймеров будет плоскость с четкой структурой (рисунком) или коврик.

В ходе совершенствования лазерных манипуляторов набирает обороты технология G-laser, разработчики которой заявляют об отличной работе устройств на всех видах поверхностей, включая стекло и гладкий пластик. Однако критичность к зазору вынуждает их применять только на ровной плоскости.

Стоимость

Утверждение: «Светодиодные мышки дешевле лазерных» не совсем корректно. Фирменные LED модели с оригинальным дизайном и дополнительными функциями могут по цене превосходить простые аналоги на лазерном диоде. Но если сравнивать продукты одного изготовителя, то разница между моделями с разным принципом действия ощутима.

Выбирая оптическую беспроводную мышку, лучше отдать предпочтение более дорогому изделию лазерного типа, чтобы впоследствии намного реже менять батарейки. Недорогие проводные мыши на светодиоде отлично подойдут для домашнего ПК.

Одним из пунктов выбора лазерной мышки должно стать её тестирование непосредственно в магазине на разных поверхностях.

Кроме технических показателей, немаловажным свойством каждой мышки является эргономичность. Привлекательный внешний вид и удобное расположение в руке являются обязательным условием выбора. В противном случае пользователь будет получать порцию нервного раздражения при каждом несоответствии движений руки с перемещением курсора на мониторе.

Читайте так же

Существует множество типов и вариантов исполнения ковриков для мышек. Они могут иметь рабочую поверхностью из ткани, мягкого или твердого пластика, металла. Первый вариант самый дешевый и, как ни странно, один из самых лучших. Для мягкого пластика, да и для жесткого тоже, существуют варианты исполнения под оптические и лазерные мышки.

Для тестов использовались обычные коврики Nova MicrOptic+ и Defender Ergo opti-laser. Внешний вид у них примерно одинаковый:

По заверениям обоих производителей эти коврики оптимизированы для работы с лазерными мышками. Проверим.

Для начала снимки поверхности с увеличением:

Кое-какие отличия есть, но не особенно заметные. У коврика Nova зерна меньше и не так явно выражены. Значит он хуже?

Теперь посмотрим на коврики глазами оптического датчика:

Согласитесь, что отличие есть и весьма кардинальные. На коврике Nova отчетливо видна высококонтрастная структура, а вот Defender дал какое-то "мыло". Скорее всего, это связано с размерами "гранул". У лазерных датчиков, в отличие от оптических, видимый размер окна уменьшен. Похоже, на коврике Defender размер гранул больше окна и датчик захватывает только их часть, постоянно переключаясь между монотонно светлыми и темными участками. Для сравнения, приведу фотографии поверхности пластика .

Правый рисунок получен из левого повышением контрастности. Мышка эту поверхность видит так:

На такой поверхности "офисные" оптические мышки совсем не работают, а вот лазерные как-то умудряются работать и весьма успешно.

Высота отрыва

Что Вы делаете, когда мышка доходит до края коврика? Вы поднимаете мышку и переставляете на новое место, в центр коврика. Оптический датчик обладает высокой чувствительностью и при подъеме пытается сохранить нормальное функционирование, постоянно подстраивая параметры аппаратуры. Как следствие, при подъеме мышки над поверхностью снижается скорость. Точнее, скорость то не снижается, а довольно резко падает качество и достоверность определения движения. Теоретически, при снижении качества поверхности ниже разумного, оптический датчик должен перестать выдавать движение. То есть, при некотором подъеме мышки он должен бы не замечать, что мышь подняли, а если ее еще хоть чуть поднять, то просто перестать передавать движение. Это в идеале, но в реальных мышках при ухудшении поверхности происходит деградация качества движения, передаваемого мышью. Причем, этот вредный эффект зависит от скорости перемещения, из-за чего к такой мышке труднее привыкнуть.

Высота отрыва светодиодных мышек 1.5-2 мм, для лазерных версий цифра больше и составляет уже 2.5-4 мм. Это все цифры, а в реальности такой мышкой неудобно пользоваться даже для офисных приложений, очень уж высоко приходится поднимать ее над ковриком. По моим личным впечатлениям, высота срыва в 1.5-2 мм довольно комфортна. А что же делать с лазерными мышками и их высотой срыва 4 мм?

Давайте возьмем одну за хвост и посмотрим на внутренности. Сейчас распространены мышки на датчике Avago(ссылка на http://www.avagotech.com) ADNS-6010

Чтоб особо не умничать, взял картинку из документации.

Пояснения:

  • Sensor - микросхема ADNS-6010, которая и является датчиком, считывающем движение
  • Sensor PCB - печатная плата мышки
  • VCSEL - лазерный излучатель. Просто небольшой полупроводниковый лазер с посредственным углом расхода луча.
  • VCSEL PCB - небольшая печатная платка, на которой смонтирован лазер.
  • VCSEL Clip - пластиковая защелка, фиксирует лазер в оптической системе. На картинке светло желтого цвета.
  • Lens - оптическая система из прозрачного пластика, блекло-желтого цвета.
  • Surface - поверхность, по которой движется мышь.
  • На этом рисунке указана цифра 2.4 мм - это оптимальное расстояние от дна оптической системы до поверхности. Один момент - дно мышки имеет какую-то толщину, поэтому расстояние от поверхности до дна мышки будет меньше на толщину этого дна.

    А от чего же зависит высота отрыва и почему на оптических мышках эта высота меньше? Посмотрим другую картинку:

    Позволил себе проявить самодеятельность раскрасить некоторые важные элементы конструкции.

    Желтым цветом выделены линзы оптической системы, серым - световой поток лазера. Зеленый - зона видимости оптического датчика. Зона "видимости" датчика определяется только его фокусом и способностью работать с расфокусированным изображением. Чем выше скорость перемещения картинки, тем должна-бы быть хуже устойчивость для несфокучированных объектов. Если посмотреть данные тестирования, то так и выходит. Высота срыва в 4 мм не функциональна, я попробовал уменьшить эту величину несколько изменив принцип работы - потеря изображения датчиком может быть получена не за счет ухудшения фокусировки, а из-за ухода светового пятна из зоны видимости датчика. Примерно так работают светодиодные мышки. Для этого я увеличил угол луча подсветки с 21 градусов до, примерно, 50 градусов от вертикали.

    При подъеме мышки пятно подсветки (серый луч) выходит из видимого окна датчика (зеленая зона).

    Методика доработки не особо трудна - надо распилить оптический блок по вертикальной черте и не задеть линзы. В крайнем случае, можно чуть-чуть повредить линзу подсветки, она не столь важна. Скрепить две составные части можно термоплавким клеем, на рисунке отмечено коричневым.

    Он обладает достаточной жесткостью и прочностью соединения, при этом позволяя осуществлять многократную коррекцию положения склеенных частей оптики. При наклоне подсветки часть его конструкции выйдет за габариты блока оптики и его придется немного подпилить, на рисунке отмечено голубым цветом.

    К сожалению, блок подсветки надо не только наклонить, но и сдвинуть вниз, из-за чего линза подсветки окажется ниже уровня оптики. Это плохо, в дне мышки придется выплавлять небольшую вмятину под выступ. Впрочем, это не сложно и не мешает, ведь линза выходит за габариты совсем чуть-чуть. Лазерный модуль закреплялся на оптике с помощью защелки VCSEL Clip. Сейчас ее придется убрать и закрепить каплей клея или герметика. Хотя, он и так там неплохо держится. У такого построения есть одна особенность - луч подсветки падает на поверхность с другим углом, чем угол зрения датчика. В результате, между плоскостью поверхности и плоскостью отражения образуется угол около 15 градусов.

    Черный - луч на не доработанной оптической системе, зеленый - после доработки. Поверхность для доработанного случая условно поднята, чтобы она не сливалась с нормальным режимом. Датчик смотрит как бы сбоку на поверхность и четче видит все неровности на ней. Дополнительный наклон подсветки дает дополнительную модуляцию яркости при прохождении объемных областей под объективом. Хорошо сие или плохо - зависит от коврика, фактуры его поверхности. К слову, если снять картинки поверхности коврика Nova на этой, доработанной, мышке, то на фото не будет таких четких граней. И, скорее всего, дело не в фокусировке. Просто изменился угол зрения и четкие структуры коврика исчезли. На этой мышке коврик Nova и Defender выглядят почти одинаково. Впрочем, мышка хорошо ходит по обеим поверхностям. Увы, есть и явный недостаток - из-за того, что поверхность отражения наклонена относительно поверхности коврика, уменьшается общий уровнь освещенности и возникает необходимость увеличения тока лазера подсветки. Обычно он составляет цифру в районе восьми миллиампер. После доработки пришлось повысить ток до 12 миллиампер. Это уже многовато, но в пределах доступного.

    Если Вы дорабатывается обычную, серийную мышь, то хорошо бы несколько помочь схеме автоматического управления током лазера. В документации на датчик ADNS-6010 упоминается резистор Rbin с 13 вывода микросхемы. Обычно, его номинал 12.7 ком. Для того, чтобы подправить ток, надо уменьшить его номинал. Для моего случая хорошо-бы увеличить ток в 1.5 раза, что означает припаивание параллельно этому резистору еще одного с номиналом в 2 раза больше, т.е. 24-27-30KOm. И еще пара поверхностей - тканевая и лист алюминия. Довольно часто слышно рекомендации применять эти поверхности, они дают весьма неплохие результаты.

    Вначале на мышке с не модифицированной оптикой (W-Mouse 730). Ткань:

    Лист алюминия:

    И мышка после модификации оптического блока (W-Mouse 750).

    Лист алюминия:

    На поверхности с объемным рельефом модификация оптики приводит к большей заметности этого рельефа. А вот картинка с листа алюминия выглядит скорее хуже, но не столь существенно. Бесплатно ничего не бывает. Тронули оптику - получили проблемы с фокусировкой.

    Рекомендация - при повторении подобной доработки не увлекайтесь! Вряд ли стоит настолько сильно увеличивать угол блока подсветки, ведь высота срыва получается слишком малой и появляются неприятные проблемы с упихиванием в корпус и увеличением тока лазера.

    Есть и более простой способ уменьшить высоту срыва - поставить кнопку на дно мышки и при ее подъеме отключать, блокировать датчик. Средств воздействия много, вначале я пробовал отключать лазер, но контроллер в А4 умный и, если просто размыкать ток лазера, контроллер очень быстро это замечает и отключает мышь. Увы, отключает совсем, приходится перетыкать разъем USB, придется поступать не столь прямолинейно. Есть предложение при отключении лазера подсоединять вместо него пару кремниевых диодов, но это потребует установку дополнительных компонентов. Я поступил иначе - воздействовал на резистор Rbin (смотрите документацию на датчик ADNS-6010), при увеличении его номинала система авторегулирования пытается выставить такой ток. Если Rbin отсоединять или делать очень большим, то лазер фактически отключится, но это не вызовет каких-то проблем внутри системы регулирования.

    Саму "кнопку" я взял из дисковода 3.5" с датчика наличия дискеты. Усилие небольшое, но и его пришлось немного ослабить. Идея работала хорошо, высоту можно подобрать какую заблагорассудится, вот только пластмассовый штифт кнопки быстро стачивается.

    Подобный вопрос довольно часто всплывает на различных геймерских форумах. Даже после долгих и бурных обсуждений форумчане, как правило, приходят к выводу – мышка должна просто устраивать вас в тех играх, в которых вы чаще всего «зависаете». Чаще всего даже не разрешение или тип датчика являются основными приоритетами при выборе той или иной модели.

    Игровые мышки в первую очередь должны быть максимально удобны для каждой конкретной ладони. Непривередливые геймеры обычно довольствуются среднестатистическими эргономичными мышками, продвинутые приобретают дорогие девайсы с изменяемой геометрией корпуса.

    Те, кто играет в RPG или стратегии не особенно заморачиваются на весе мышки. А вот любители шутеров обычно обращают на это внимание. И потому выбирают мышки с возможностью регулировки веса и центра тяжести.

    Также немаловажным параметром является наличие дополнительных кнопок и возможность записи на них макросов с комбинациями тех или иных действий.

    Наконец, что особенно важно, игровые мышки создаются в первую очередь со значительно большим запасом прочности и долговечности, нежели обычные «офисные».

    Что же касается конструкции и разрешения, то здесь есть несколько нюансов.

    Лазерные мышки, как правило, намного точнее, чем оптические. Однако последние отлично работают буквально на любых поверхностях, даже неровных. Лазерные же мышки крайне капризны в этом параметре. Приподняв мышку даже на долю миллиметра над ковриком, вы сразу же «теряете» контроль над курсором или, если это игра – прицелом. С оптической мышкой такого не произойдет. Кроме того, даже маленькая соринка, попавшая под сенсор лазерной мышки, может привести к «прыжку» курсора, что иногда в игре может стоить вашей жизни, пусть и виртуальной.

    Если говорить о разрешении сенсора, то, конечно же, у оптических мышек оно обычно не превышает 800 dpi. Игровые мышки чаще всего лазерные и имеют возможность регулировки разрешения сенсора от скромных 400 до 2000 (и даже 5200 dpi у топовых моделей).

    К слову, объективно обозначение «DPI» не слишком корректный термин и используется скорее для обозначения значения разрешения при печати . По отношению к сенсору мышки намного корректнее было бы говорить «CPI», то есть Count Per Inch, то есть количество «значений» на дюйм. Фактически это число «изменений» положения мышки, которое фиксирует датчик при перемещении ее на один дюйм.

    На практике это выражается так: чем выше разрешение, тем медленнее двигается курсор или, если хотите – прицел. С одной стороны повышается точность наведения, но с другой – ухудшается скорость прицеливания.

    На сегодняшний день оптимальными параметрами разрешения сенсора мышки считаются: 400-600 для работы, 600-800 для шутеров и 900-1200 для стратегий и RPG, включая MMO.

    В любом случае, выбирая игровую мышку, обрате внимание на то, как она лежит у вас в руке. От этого напрямую зависит удовольствие, которое вы получите от процесса игры. А потом уже обращайте внимание на количество возможных разрешений сенсора, возможность регулировки веса и центра тяжести и, конечно же – наличию дополнительных кнопок, желательно с возможностью записи макросов .

    Иван Ковалев

    Bluetooth