Урок информатики составление алгоритмов с повторением. Алгоритмы с повторением. Распрощаться с девушкой



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд








Назад Вперёд

Урок «Алгоритмы с повторением» продолжает знакомство шестиклассников с основными алгоритмическими конструкциями. Для связи с предыдущей темой – «ветвлением», и с целью проверки усвоения ключевых понятий темы в начале урока учащиеся выполняют интерактивный тест индивидуально на компьютерах, в зависимости от их количества. Тест создан по шаблону А. Н. Комаровского, содержит 5 заданий, сразу выдает оценку (Презентация 2 ). Цель теста – за короткий срок проверить степень усвоения материала на понятийном уровне. В это время остальные учащиеся с помощью интерактивного слайда обсуждают, как правильно расставить в блок-схеме команды алгоритма «признак делимости на 3», имея возможность на другом слайде увидеть правильную расстановку команд и ключевых слов. При создании слайда использованы макросы, позволяющие в режиме показа слайдов перемещать объекты (надписи) в заданную область. Макросы предложил David M. Marcovitz , оптимизировал А.Н.Комаровский .

Знакомство с новой алгоритмической конструкцией происходит на примере задачи «наполнить бочку». При создании слайдов, иллюстрирующих решение задачи, особое внимание уделено выделению повторяющегося действия, которое в итоге записывается один раз, а при повторном решении задачи повторяется несколько раз.

После демонстрации общего вида конструкции «повторение», закрепление идет по задаче из рабочей тетради «Маша и варенье». Заготовка пустой блок-схемы также вынесена на слайд, а ее заполнение идет перемещением надписей с применением вышеуказанных макросов. После обсуждения и правильной расстановки команд на слайде, учащимся предлагается проделать то же самое самостоятельно в рабочей тетради.

Для подведения итогов урока и рефлексии используется интерактивный тест «Алгоритмы с повторением», состоящий также из 5 заданий на ключевые понятия темы, и сразу выдающий оценку (Презентация 3 ). Оценивание учащихся происходит по итогам работы с тестами и вкладом в обсуждение и выполнение заданий. Переход от одного этапа урока к другому и от слайда к слайду осуществляется через управляющие кнопки. Работу с заданиями на слайдах можно организовать как при наличии интерактивной доски, так и без нее.

Цели:

  • развить представления учащихся о различных формах алгоритмов;
  • сформировать представление об алгоритмах с повторением.

Задачи:

  • повторить сведения об алгоритмах с ветвлениями;
  • научить выделять из задачи на повторение условие и действия;
  • научить исполнять алгоритмы на повторение.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран

ЦОР: Презентация 1 «Алгоритмы с повторением», интерактивные тесты: «Алгоритмы с ветвлением» (Презентация 2 ), «Алгоритмы с повторением» (Презентация 3 ). Все презентации содержат макросы, для правильной работы все макросы должны быть включены .

ХОД УРОКА


п/п
Этапы урока Содержание этапа Цель этапа Форма работы Деятельность учащихся Ресурсы
1. Тема урока, план урока (3 мин) Определение темы урока – разгадывание ребуса (Повторение) Активизировать мыслительную деятельность учащихся, повторить способы кодирования информации Фронтальная работа со слайдом Вспоминают способы кодирования информации в ребусах. Презентация 1 , слайды 1-3:
2. Повторение, проверка домашнего задания (5 мин) Повторение материала прошлого урока, проверка домашнего задания , задача № 34 Повторение основных понятий алгоритмов с ветвлением, проверка домашнего задания Индивидуальная работа с интерактивным тестом на компьютерах с получением оценки, фронтальная работа со слайдом «Признак делимости на 3» Выполнение теста «Алгоритмы с ветвлением» на компьютерах на оценку (по количеству компьютеров), остальные – восстановление верного порядка команд в блок-схеме алгоритма «Признак делимости на 3» Тест «Алгоритмы с ветвлением»,
(Презентация 2 );
Блок-схема «Признак делимости на 3»:
Презентация 1 , слайд 4,
Задача № 34: Оформите в виде блок-схемы признак делимости натурального числа на 3. Слайд 4 презентации (рис. 1) позволяет сделать это в интерактивном режиме. Для перемещения надписи в режиме показа нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по надписи (отпустить кнопку), затем щелкнуть левой кнопкой мыши по той области, в которую предполагаете переместить надпись. При ошибочном перемещении для исправления ошибки проделать то же самое. Слайд 5 позволяет проверить правильность выполнения задания.

Рисунок 1

3. Изучение нового материала (15 мин) Разбор задачи «Наполнить бочку» как примера алгоритма, где одно и то же действие повторяется несколько раз, знакомство с общим видом структуры Повторение Продемонстрировать алгоритм с повторением как форму организации алгоритмов, позволяющую одинаковые действия записывать один раз, а исполнять столько, сколько нужно. Коллективная работа со слайдами Обсуждение команд, нужных для решения задачи, выделение повторяющихся действий. Запись в тетрадь блок-схемы и команды повторения с ключевыми словами Презентация 1 , Слайды 7-18
Решение задачи «Наполнить бочку» сначала демонстрируется в виде линейного алгоритма перечислением всех команд, приводящих к решению задачи (Презентация 1 , слайды 6-9). Затем решение той же задачи оформляется в виде алгоритма с повторением (рис. 2), с выделением важных моментов: проверка условия, выполнение команды, возврат к условию, выход из повторения (Презентация 1 , слайды 10-14).
С помощью слайдов15-17 учащиеся знакомятся с новыми понятиями: цикл, общий вид структуры повторение в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке.

Рисунок 2

4. Закрепление нового материала
(10 мин)
Решение задачи «Маша и варенье» , задача № 46. Научить проводить анализ задачи с выделением условия, действий, необходимых для ее решения, расставлять команды в нужном порядке Групповая работа, самостоятельная работа с рабочей тетрадью Обсуждают в группах, предлагают варианты решения задачи, участвуют в расстановке команд на слайде, решают задачу самостоятельно в рабочих тетрадях , Презентация 1 , Слайды 18-19.
Задача № 46. Однажды бабушка попросила Машу помочь собрать ягоды крыжовника. Девочка взяла лукошко и подошла к большому колючему кусту. Она осторожно срывала ягоду и опускала ее в лукошко. Так Маша делала до тех пор, пока на кусте не осталось ни одной ягоды. Из этих ягод сварили очень вкусное варенье.
Вопросы и задания к задаче (Презентация 1 , слайд 18 (рис.3)):
– выберите из предложенных надписей те действия, которые Маше придется повторять несколько раз.
– какая надпись может служить условием?
– в каком порядке нужно расставить надписи на блок-схеме?
(перестановку надписей может произвести один из учащихся)
– будет ли задача решена, если поменять местами «да» и «нет»?
С помощью слайда 19 можно проверить правильность расстановки команд на схеме.

Рисунок 3

5. Закрепление нового материала, проверка знаний. (5 мин) Интерактивный тест «Алгоритмы с повторением» Проверить степень усвоения материала по теме «Алгоритмы с повторением» Индивидуальная работа с тестом на компьютерах. Выполнение заданий интерактивного теста на компьютерах «Алгоритмы с повторением», исправление ошибок Тест «Алгоритмы с повторением»,
Презентация 3
6. Итоги урока.
(2 мин)
Оценки за тесты, фронтальную и групповую работу. Подведение итогов, рефлексия, осмысление проделанной работы Фронтальная работа Получение оценок, ответы на вопросы
7. Домашнее задание , п. 3.4,
, № 45
Индивидуальная работа с учебником, рабочей тетрадью Чтение учебника, выполнение упражнений ,

Список литературы:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ. АЛГОРИТМЫ С ВЕТВЛЕНИЕМ И ПОВТОРЕНИЕМ

§ 26. Алгоритм с повторением

Данилко, а почему ты такой грустный?

И никак не могу подобрать команды и составить алгоритм для решения одной интересной задачи.

А что это за интересная задача?

В проекте, который я разрабатываю, нужно, чтобы исполнитель постоянно выполнял группу команд.

Так, тут без алгоритмов с повторениями не обойтись.

А что это такое - алгоритм с повторением?

Чтобы ознакомить тебя с новой алгоритмическом конструкцией, я приготовил несколько интересных задач.

Вот первое задание.

Склады такие инструкции работу-лешем, чтобы он смог собрать все грибы на полянке.

Готово.

Алгоритм сбора грибов с поляны.

1. Подойди к гриба.

3. Положи в корзину.

4. Подойди к гриба.

6. Положи в корзину.

7. Подойди к гриба.

9. Положи в корзину.

10. Подойди к гриба.

12. Положи в корзину.

13. Подойди к гриба.

15. Положи в корзину.

Ух, хорошо, что на поляне только пять грибов, а то алгоритм был бы очень длинный.

А заметил ли ты, что действия, которые выполняет робот-леший, повторяются? И поскольку мы знаем, что грибов на поляне всего пять, то алгоритм можно составить так:

Повтори 5 раз:

Подойди к гриба;

Положи в корзину.

А теперь представь, что мы не знаем количества грибов, которые растут на поляне. Как тогда составить алгоритм?

Графическое изображение алгоритма

Словесный алгоритм.

Повторяй, пока на опушке есть грибы:

Подойди к гриба;

Положи в корзину.

Итак, ты понимаешь, что в жизни не все задачи можно решить, используя только алгоритмические структуры следование и ветвление? Для решения некоторых задач нужно использовать алгоритмы с повторениями.

В среде Скретч для составления скриптов с использованием алгоритмической структуры с повторением можно использовать такие блоки команды:

1) «Повтори...» -

осуществляет повторение команд, что находятся внутри блока, заданное количество раз;

2) «Повторять, пока...» -

осуществляет повторение команд, что находятся внутри блока, до тех пор, пока установленная в блоке условие не примет значение «истина»;

3) «Всегда, если...» -

постоянно осуществляет повторение команд, что находятся внутри блока, в том случае, если встроенная условие имеет значение «истина»;

4) «Всегда» - постоянно осуществляет повторение команд, находящихся внутри блока.

Спасибо тебе, Комп"юшку! Посмотри, какой интересный проект я подготовил.

Проект «Времена года».

Описание выполнения проекта.

После нажатия на зеленый флажок спрайт-дерево начинает постоянно менять свои костюмы-образы с интервалом в 1 секунду. Остановить выполнение проекта можно, нажав на кнопку

Вид сцены во время исполнения проекта.

Вопросы и задания от Комп"юшка

1. Наведи примеры задач, для решения которых нужно использовать алгоритмическую конструкцию с повторением.

2. Названия команды среды Скретч, используемых для реализации алгоритмов с повторением.

3. Сколько раз повторюєтся команда внутри блока для условий выполнения проекта, представленных на рисунке?

4. Склады собственные проекты до поставленных задач.

А. Колобок постоянно перемещается по сцене, и если наталкивается на цветы на своем пути, то улыбается, а если наталкивается на колючки, то делает грустное лицо и говорит: «Ой, больно!».

Бы. Рыжий кот проводит экскурсию в своей комнате, и если подходит до своих любимых игрушек, то рассказывает истории о них.

В. Рыжий кот знакомит со своими друзьями - фантастическими существами и рассказывает о них.

Г. Воспользовавшись костюмами Рыжего кота в виде букв английского алфавита, слоги скрипт, который покажет на сцене весь английский алфавит букву за буквой.

А.А.Алейников (ГУО «Средняя школа №2 г.п.Круглое» )

СЦЕНАРИЙ У РОКА ИНФОРМАТИКИ В VI КЛАССЕ.

ТЕМА: «АЛГОРИТМЫ: ЛИНЕЙНЫЕ, С ВЕТВЛЕНИЕМ, С ПОВТОРЕНИЕМ»

ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: предполагается, что в конце занятия учащиеся будут знать виды алгоритмов (линейные, с ветвлением, с повторением); уметь применять полученные знания при решении учебных задач (различать линейные ), успешно выполнять задание в виде теста .

ЗАДАЧИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию у учащихся логического и алгоритмического мышления; содействовать развитию у учащихся умений организовывать собственную деятельность, коммуникативных умений, навыков взаимодействия; создать условия для самореализации личности в учебной деятельности, становления учебной субъектности учащихся .

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

ТЕХНОЛОГИЯ: элементы активной оценки.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебное пособие «Информатика», мультимедийная презентация, раздаточный материал, оценочные листы, полоски для использования приема «неподнятой руки», пособие «Светофор».

ХОД УРОКА:

    МОТИВАЦИОННО - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я рад вас всех видеть сегодня. Проверьте, пожалуйста, себя, у каждого на столе должен быть учебник, тетрадь, дневник, оценочные листы, материалы для работы на уроке, которые я для вас подготовил. На лице улыбка и в душе хорошее настроение. Ребята, а давайте, подарим улыбку нашим гостям, и поделимся хорошим настроением с моими коллегами.

А сейчас начинаем наш урок. Надеюсь, что он будет интересным и успешным . А чтобы определить путь к успеху я предлагаю каждому из вас выбрать для себя девиз на урок (раздаточный материал):

    Трудись, другого пути к успеху нет!

    Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя!

    Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади. (Аристотель).

    Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится. (Томас Фуллер).

    Ты можешь тогда, когда веришь, что можешь.

    Тот, кто хочет, ищет тысячу возможностей, кто не хочет – тысячу причин. (Анализ выбранного девиза). (Прием «неподнятой руки»).

Ребята, давайте вспомним понятия, с которыми мы познакомились с вами на прошлом уроке во время нашего путешествия по стране «Алгоритмы» (прием «неподнятой руки»).

    Как вы думаете, что такое алгоритм? (Понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи).

    А какой синоним можно подобрать к этому термину? (Правила).

    Приведите примеры алгоритмов (2-3 примера).

    Как называется процесс создания алгоритма? (Алгоритмизация).

    А кто создает алгоритмы? (Человек или группа людей).

    А кто может выполнить алгоритм? (Исполнитель алгоритма т.е. человек (группа людей) или техническое устройство (робот, компьютер), которые понимают команды алгоритма и умеют правильно их выполнить).

    Что называется системой команд исполнителя? (Набор команд, которые понимает и может выполнить исполнитель команд).

    Почему процесс исполнения алгоритма можно автоматизировать? (Исполнитель выполняет команды формально, не рассуждая над их смыслом).

    Всегда ли исполнитель может выполнить понятные ему команды? (Нет, только находясь в определенной обстановке, которая образует среду обитания исполнителя).

Проверка домашнего задания.

Ребята, покажите с помощью пособия «Светофор», насколько вы справились с домашним заданием (упр.2, §18, упр.2, §19, с учетом критериев НаШтоБуЗу (Приложение 1) ).

формирование познавательных компетенций (систематизация знаний, формирование практического опыта познавательной и интеллектуальной деятельности у учащихся в процессе фронтальной работы по проверке домашнего задания); к оммуникативных компетенций (формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог); регулятивных компетенций (умение самостоятельно управлять собственной деятельностью (выбор девиза на урок)).

    ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Для чего нам нужны алгоритмы? (Прием «неподнятой руки»). (Чтобы решать самые разнообразные задачи) . Если алгоритм помогает нам решать самые разнообразные задачи, то наверное и алгоритмы бывают разные.

Ребята, к ак вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (“Виды алгоритмов ”). Молодцы, верно!

Итак, тема урока “Виды алгоритмов ”. (Слайд 1, «Виды алгоритмов ). Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Совместное целеполагание. Учитель совместно с учащимися формулируют цели на языке учащихся:

Я буду знать виды алгоритмов;

Я буду уметь различать алгоритмы, распознавать ситуации, в которых они применимы, приводить примеры алгоритмов разного вида. (Слайд 2, «Цели на языке учащихся» )

Ключевой вопрос: «Вся наша жизнь – это алгоритм. Какого вида?»

(Обсуждение). (Прием «неподнятой руки»).

Планируемый метапредметный результат: формирование регулятивных компетенций (учащиеся самостоятельно определяют цели обучения, умеют стави ть и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности, умеют ее организовывать и ею управлять , развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности).

    ОПЕРАЦИОННО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сегодня на уроке каждый из вас испытает себя в роли и создателя, и исполнителя определенных алгоритмов . Мы сможем выделить виды алгоритмов и дать им названия. Итак, ребята, обратите внимание на экран. (Слайд 3, Алгоритм «Утро Пети» ). (Анализ алгоритма). (Прием «неподнятой руки»).

Как выполнить алгоритм? Как можно назвать такие алгоритмы? Чтобы выполнить алгоритм, нужно все команды выполнить последовательно, одну за другой, в порядке их записи. Все действия как бы выстраиваются в одну линию. Отсюда и название – линейный. Алгоритмы, в которых команды выполняются одна за другой, в порядке их записи, называются линейными. (Учащиеся записывают определение в тетрадь) . (Слайд 4 «Линейные алгоритмы»). Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

Задание 1. «Слепить снеговика». (Расставить номера команд в нужном порядке, (Приложение 2)) . (Слайд 5, задача «Слепить снеговика») . Анализ задачи.

Ребята, а что будет, если команды выполнять в произвольном порядке или пропустить отдельные команды? (Не получим решение поставленной задачи). А кто может быть исполнителем данного алгоритма? Всегда ли можно выполнить данный алгоритм? (При соответствующей обстановке – среде обитания исполнителя). (Прием «неподнятой руки»).

Следующий вид алгоритмов хорошо описывает строка: «Прямо поедешь –и тебе, и коню погибель, влево поедешь – сам живым не будешь, а вправо – сам жив будешь, а конь твой погибнет…». (Слайды 6,7, фрагмент сказки «Иван царевич и серый волк» ). Вместе с учителем учащиеся анализируют ситуацию, действия героя сказки.

Можно ли назвать действия героя сказки линейным алгоритмом? (Прием «неподнятой руки»). Нет. Почему? (У героя сказки есть выбор).

А сейчас поиграем . Я буду называть предложение, а вы попытаетесь отгадать соответствующую ему пословицу(Приложение 3) .

    Если два дела делать, то ничего не получится (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).(Слайд 8).

    Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь (Тише едешь – дальше будешь). (Слайд 9).

    Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи (Без труда не вынешь рыбку из пруда). (Слайд 10).

Чем похожи предложения, которые я читал? (Слайд 11). (В них предполагается выбор, проверяется условие, а затем выполняется действие) . (Волшебные слова: Если- то – иначе).

Как мы назовем алгоритмы, содержащие условие? (условным, разветвляющимся, алгоритмом с ветвлением). (Слайд 12, «Алгоритмы с ветвлением»). (Учащиеся записывают определение в тетрадь) . Алгоритмы с ветвлением – это алгоритмы, в которых есть выбор действий в зависимости от условия . Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

А сейчас перед вами фрагмент известной сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». (Слайд 13, фрагмент сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»). Составить алгоритм действий кота ученого. (Учащиеся составляют алгоритм и записывают в тетрадь).

IV . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Видео). (Слайд 14).

ОПЕРАЦИОННО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (продолжение).

Ребята, все ли алгоритмы являются линейными или с ветвлением?

Посмотрите следующий слайд презентации. На экране фрагмент сказки «О рыбаке и рыбке». (Слайд 15, фрагмент сказки «О рыбаке и рыбке»). (Анализ учебной ситуации во фрагменте сказки «О рыбаке и рыбке»). (Прием «неподнятой руки»).

Что мы замечаем в действиях старика? (М ногократное повторение какого-либо действия).

Рассмотрим следующую задачу. (Слайд 15, фрагмент сказки «О рыбаке и рыбке»). (Волшебное слово: Пока).

Как мы назовем алгоритмы с многократным повторением какого-то действия? (Алгоритмы с повторением). (Слайд 16 «Алгоритмы с повторением»). (Учащиеся записывают определение в тетрадь). Алгоритмы с повторением (циклические алгоритмы) – это алгоритмы, которые предусматривают многократное повторение одного и того же действия. Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

Итак, с колько видов алгоритмов вы теперь знаете?Перечислите их. (Линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением). (Слайд 17, «Виды алгоритмов»). (Прием «неподнятой руки»).

Планируемый метапредметный результат: формирование познавательных компетенций (формирование знаний, умений и практического опыта познавательной и интеллектуальной деятельности у учащихся в процессе изучения учебного материала по теме «Виды алгоритмов», учащиеся будут знать виды алгоритмов, определение линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлением и повторением, уметь приводить примеры алгоритмов всех видов); к оммуникативных компетенций (учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог); регулятивных компетенций (формирование умений анализировать, корректировать и оценивать собственную деятельность).

    КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

Практическая работа. Выполнение теста. (Приложение 4) .

Дополнительные задания к уроку (Приложение 5) . (Работа в парах, обратная связь с помощью пособия «Светофор»).

Планируемый метапредметный результат: формирование познавательных компетенций (формирование знаний, умений и практического опыта познавательной и интеллектуальной деятельности у учащихся в процессе изучения учебного материала, умений применять полученные знания при решении учебных задач (различать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением; распознавать ситуации, в которых они применимы, успешно выполнить задание предложенного теста), к оммуникативных компетенций (развитие навыков взаимодействия, сотрудничество с одноклассниками при работе в парах, формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог), регулятивных компетенций (формирование умений организовывать, анализировать, корректировать и оценивать собственную деятельность, повышение уровня самореализации личности учащихся в учебной деятельности, становления их учебной субъектности).

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ребята записывают домашнее задание: §20, пример 3, привести примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлением и алгоритмов с повторением из повседневной жизни. НаШтоБузу к домашнему заданию (Приложение 6 ). (Слайд 18, домашнее задание). Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

    ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка и взаимооценка. (Слайд 19, самооценка и взаимооценка).

    Что нового вы сегодня узнали на уроке ?

    Как ты оцениваешь свою работу на уроке, работу одноклассников?

    Какие возникали затруднения в процессе урока ?

Анализ цели урока, ключевого вопроса. (Слайд 19, «Вся наша жизнь - алгоритм…»). Учащиеся заполняют оценочные листы. Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

Ребята, сегодня мы не покидаем эту чудесную страну «Алгоритмизация». Впереди у нас увлекательные путешествия, мы познакомимся с новыми понятиями, с новыми интересными задачами.

В заключение хочу сказать, что вся наша жизнь – это алгоритм, но алгоритм не только линейный, не только с ветвлением или с повторением. Это алгоритм сложной структуры. И я желаю, чтобы каждое ваше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату. Спасибо всем за урок. Вы хорошо потрудились, молодцы!

Планируемый метапредметный результат: формирование коммуникативных компетенций (формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог, конструктивно критиковать других и самим принимать критику, приобретение опыта деловых отношений), регулятивных компетенций (формирование умений анализировать, корректировать и оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Информатика. VI–XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2012.

    Информатика : учеб ное пособие для 6 -го кл асса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения/ А.Е.Пупцев [и др.]. Минск: Нар одная асвета, 2008 .

    Запрудский, Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся/Н.И.Запрудский.-Минск: Сэр-Вит, 2012.-160 с.

    Хуторской,А.В. Метапредметное содержание и результаты образования:как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - No1. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. - Дата доступа: 03 .10 .2016 .

Приложение 1

НаШтоБузу к домашнему заданию:

    Знать:

    Ч то такое алгоритм?

    Какой синоним можно подобрать к этому термину?

    Как называется процесс создания алгоритма?

    Кто создает алгоритмы? Кто может выполнить алгоритм?

    Что такое исполнитель?

    Что называется системой команд исполнителя?

    Почему процесс исполнения алгоритма можно автоматизировать?

    Всегда ли исполнитель может выполнить понятные ему команды?

    Для чего нам нужны алгоритмы?

    Уметь:

    Приводить примеры алгоритмов из повседневной жизни и учебной деятельности (2-3 примера);

    Приводить примеры исполнителей алгоритмов (3-4 примера).

    Наличие и правильность выполнения упр.2 (§18, стр. 95), упр.2 (§19, стр.99).

Приложение 2

ЗАДАНИЕ 1. «Слепить снеговика». Расставить номера команд в нужном порядке.

Воткнуть морковку между угольками.

Слепить третий шар, меньше второго, и положить его на второй шар.

Слепить из снега большой шар и положить его на землю.

Слепить второй шар, меньше первого, и положить его на первый шар.

Надеть ведро на третий шар.

Сделать глаза из угольков на третьем шаре.

Приложение 3

ЗАДАНИЕ 2. К предложению подберите соответствующую ему пословицу.

    Если два дела делать, то ничего не получится.

    Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.

    Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.

Пословицы:

    Без хорошего труда нет плода.

    Без труда не вынешь рыбку из пруда.

    Дело мастера боится.

    За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    По заслугам и честь.

Приложение 4

ТЕСТ « Алгоритмы: линейные, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением» .

Пойди туда, не знаю куда. Ответ ______

Задание 2.

Поискать нужную книгу

Войти в книжный магазин

Оплатить стоимость книги

Выйти из книжного магазина

Взять нужную книгу

Вид алгоритма

Задание 3.

Расставьте команды алгоритма в правильном порядке. Укажите тип алгоритма.

Если нет машин, дойти до середины дороги

Посмотреть направо

Если нет машин, дойти до конца дороги

Посмотреть налево

Вид алгоритма

Задание 4.

Задание 4.

Запишите алгоритм удаления символа в тексте, одновременно опишите два способа. Укажите вид вашего алгоритма.

    Задумайте однозначное число.

    Прибавьте к нему 5.

    Если число меньше 25, то вернитесь к шагу 2.

    Запишите число.

Оцени себя! ______________

Приложение 5

Дополнительные задания к уроку

    Пульт управления ванной имеет две кнопки: долить 5 литров и слить 3 литра. Составьте алгоритм, позволяющий налить в ванну 4 литра воды за как можно меньшее количество команд. Укажите вид алгоритма.

    У Карлсона есть ведро варенья, оно вмещает 7 литров. Также у него есть 2 пустых ведерка: 4 – литровое и 3- литровое. Составьте алгоритм, который поможет Карлсону отлить 1 литр варенья к чаю в меньшее (3- литровое) ведерко, оставив 6 литров в большом (7– литровом) ведре. Укажите вид алгоритма.

    Шестиведерный бочонок заполнен доверху квасом. Составьте алгоритм, который поможет разделить квас поровну двоим покупателям. Можно использовать два пустых бочонка, в один из которых входит 5 ведер, а в другой - 1 ведро. Укажите вид алгоритма.

Приложение 6

НаШтоБуЗу к домашнему заданию (§20, пример 3, стр. 108)

    Знать:

    Линейными ?

    Какие алгоритмы называются алгоритмами с ветвлением ?

    Какие алгоритмы называются алгоритмами с повторением ?

    Уметь:

    Приводить примеры алгоритмов из повседневной жизни и учебной деятельности (2-3 примера каждого вида).

Урок информатики 7 класс

Дата проведения 12.11.2015г.

Цель урока : научить составлять алгоритм ы с повторение; использовать циклы в алгоритмах для решения задач , создать условия для формирования первичного представления о цикле в алгоритме и команды "повторить";

развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся; развивать навыки работы в программной среде;

воспитывать любознательность и углубленный интерес к изучению информатики.

Тип урока: урок изучения и первичных закреплений новых знаний

Используемое оборудование: пк учителя, пк ученика, мультимедийный проектор

Используемые учебники и учебные пособия: Інформатика: Підруч.для 7-го кл.загальноосвіт.навч.закл. / Й.Я.Рівкинд [та ін.].- К.: Генеза, 2015.

Программное обеспечение: Scratch

Опорные слова: алгоритм; команда повтори N раз, тело цикла

Тема урока: Алгоритмы с повторением. Составление и исполнение алгоритмов

с повторением в программной среде

План урока : 1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

4. Изучение нового материала

5. Работа на пк

6. Итог урока

7. Д/З

Ход урока:

1. Организационный момент:

Приветствие.

Напоминаю: на прошлом уроке мы свами начали изучать тему: Алгоритмы с повторением и ветвлением , ознакомились с базовыми структурами алгоритма, его свойствами и формами представления. Сегодня мы с вами изучим алгоритм с повторением, научимся составлять такие алгоритмы и применять на практике - исполнять алгоритмы с повторением в программной среде Scratch .

2. Проверка домашнего задания:

1. Что называют алгоритмом?

Что такое команда алгоритма?

Кто или что может выступать в роли исполнителя алгоритма?

2. Назовите базовые структуры алгоритма?

[линейный, алгоритм с повторением, алгоритм с ветвлением ]

В какой форме может быть представлен алгоритм?

[словестной, в виде текста, графически: блок-схема]

Какие алгоритмы называют линейными?

3. Какие можно выделить свойства алгоритма?

[массовость, результативность, эффективность, конечность алгоритма]

Приведите примеры линейных алгоритмов из повседневной жизни.

3. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

* Подумайте, какие явления в природе постоянно повторяются? [День сменяет ночь, восход и закат солнца, фазы луны, времена года сменяют друг друга и так происходит много лет]. Процессы, которые повторяются, называются - циклическими.

* Вспомните народные сказки: «Колобок»; «Репка»; «Золушка» и др. в них используется повторение одних и тех же действий. Какие действия в сказке «Золушка» повторяются несколько раз?

* Мы постоянно участвуем в циклических процессах:

Занятия в школе по конкретному предмету каждую неделю повторяются, согласно расписания;

Звонки на урок и с урока ежедневно звонят в одно, и тоже время;

Домой мы идем по одному и тому же маршруту;

На уроке украинского языка каждый раз разбирая строение слова мы выполняем один и тот же набор команд;

Когда вы решаете уравнение по алгебре, повторяете каждый раз один и тот же порядок действий……

4. Изучение нового материала

Итак, запишите сегодняшнее число и тему урока!

Рассмотрим задачу (учебник стр.66)

Дано: емкость 50л, ведро 10л, колодец. Необходимо наполнить бочку водой.

Наша задача записать алгоритм, в результате выполнение которого, поставленная задача будет решена: бочка будет наполнена водой.

(На проекторе презентация)

Запишем алгоритм решения данной задачи, представленный в виде текста:

1. Взять ведро

2. Набрать полное ведро воды в колодце

3. Вылить в бочку.

…………………………..

Поставить ведро

Давайте определим, какие команды повторяются в данном алгоритме и сколько раз

(Запишем наш алгоритм с использованием команды повтори)

1. Взять ведро

2.Повтори 5 раз

Набрать полное ведро воды в колодце

Вылить в бочку

Поставить ведро

2-3 повтори 5 раз

Мы с вами решили задачу используя, алгоритм с повторением.

Итак, Алгоритм - команды которого повторяются N раз называется алгоритмом с повторением.

Алгоритм с повторением называют еще алгоритм с циклом или циклическим алгоритмом !

Если в условии задачи определено количество повторений команд, значит, алгоритм решения задачи имеет команду цикла со счетчиком . На примере решенной задачи мы видим, как выглядит простейший алгоритм с повторением, который содержит команду цикла со счетчиком:

Запишем общий вид команды цикла со счетчиком:

Повторить N раз (заголовок цикла)

Команды (где команды образуют тело цикла)

Мы знаем, что алгоритм удобно представлять графическим способом, для этого используют блок-схему. Внимание на экран давайте вспомним, как выглядит блок- схема линейного алгоритма: см. слайд 4.

Составление алгоритма в тетради:

Составте алгоритм нахождения периметра равностороннего 7 угольника со стороной а=5. Представте данный алгоритм в виде блок- схемы.

5. Работа на пк

Инструктаж по технике безопасности.В кабинете строго запрещается:

    Трогать разъемы, кабели и розетки.

    Трогать монитор.

    Трогать тыльную строну монитора.

    Работать во влажной одежде и влажными руками.

    Растояние от глаз до экрана монитора 40-60 см.

    Работать за компьютером можно только при разрешении учителя.

Практическая часть:

6. Итог урока:

Итак, что такое алгоритм с повторением?

Как обозначается команда цикла со счетчиком, на что она указывает?

Что такое тело цикла?

Когда используется команды повтори в алгоритмах?

7. Д/З

§ 3.1 стр 65-71 проработать

Составить алгоритм нахождения среднего арифметического шести чисел.

Практическая часть:

(Дети рассаживаются на свои рабочие места, раздать карточки с заданиями)

1. Запускаем программную среду Скретч.

2. Поменяйте язык программной среды нажав на панели инструментов кнопку в форме земного шара (при необходимости)

3. Переместите кота в Верхний левый угол

4. Необходимо выбрать блок/перо и в область скриптов перетянуть команду/опустить перо

Задание№ 1:

Напишите программу для рисования Скретчем квадрата со стороной 60 шагов

1) Без использования команды повтори;

2) С использованием команды повтори

(Выберите блок/контроль/повторить укажите команды, которые должен повторить Скретч необходимое количество раз для рисования квадрата)

Проанализируйте, на сколько сократилась запись вашего алгоритма.

Задание №2 :

Проверь, какое получается изображение в результате выполнения следующих команд:

Повторить 120 раз перемещение на 4 шага, поворот на 3 градуса

Задание№3 : Напишите программу для создания орнамента

Могут быть простыми, сложными, однако у всех из них есть общие черты. Вот по этим чертам и принято выделять три типа алгоритмов, с которыми мы и познакомимся.

В алгоритмах команды записываются друг за другом в определенном порядке. Выполняются они не обязательно в записанной последовательности. Могут существовать внутренние отсылки к различным командам.

Вообще, выполнение команд по алгоритму чем-то напоминает настольные игры, в которых участники по очереди бросают кубики и ходят по полям. Причем на полях могут быть комментарии в стиле: «Вернитесь на 2 клетки назад» или «Пройдите на 5 клеток вперед»

Более сложной моделью выполнения алгоритма является известная игра «Монополия» или «Менеджер»

Существенное отличие этой игры от простого выполнения алгоритма состоит в том, что конечной целью участников является не прохождение пути, а накопление денег при помощи определенных действий.

В зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов:

Линейные алгоритмы;

Алгоритмы с ветвлениями;

Алгоритмы с повторениями.

«Монополия»

«Монополия» относится к одной из самых популярных настольных игр. Ее правила достаточно просты и понятны каждому, кто хоть раз в нее играл.

На момент старта игроки обладают равным количеством наличных денег. Бросая кубики и передвигая свои фишки по закольцованному игровому полю, они приобретают участки недвижимости разных цветов. Оказавшись на приобретенном противником участке, игрок обязан выплатить тому установленную арендную плату. Выкупив все участки одной цветовой группы, участник может строить на них дома и отели, которые увеличивают размеры аренды. Цель всего происходящего банальна – разорить всех соперников.

Согласно официальным источникам – компании Parker Brothers, с 1935 года и по сей день выпускающей «Монополию», – легендарная настольная игра появилась на свет следующим образом. В 1934 году безработный инженер Чарльз Дарроу предложил вышеуказанной конторе выпустить придуманную им игру о торговле недвижимостью.

Обнаружив в настольной игре 52 дизайнерские ошибки, братья Паркеры отказали изобретателю. Тот с чисто американской предприимчивостью отправился в типографию, заказал 5 тысяч экземпляров игры и довольно быстро их распродал. Осознав, что прибыль утекает прямо у них из-под носа, Parker Brothers спешно приобрели права на «Монополию», и уже в следующем году она стала самой продаваемой настольной игрой в США, а Дарроу – живым воплощением американской мечты.

Однако вместе с тем известны и более ранние игры, поразительно напоминающие «Монополию». Выходит, Дарроу просто оказался первым, кто подсуетился и получил патент на «народную» забаву? И да, и нет. Расследования последних лет проливают свет на тайну происхождения «Монополии».

Во второй половине позапрошлого века в Соединенных Штатах жил и работал политэкономист Генри Джордж. Он предлагал заменить все поборы одним-единственным налогом – на землю. Проникшись его идеями, в январе 1904 года Мэги получает патент на настольную игру The Landlord’s Game, которая и правилами, и внешним видом напоминает нынешнюю «Монополию». Считается, что «Игра владельца земли» обладала двумя вариантами правил: сыграв партию по действующим законам налогообложения, игроки переходили к модели, предложенной Джорджем, – и якобы убеждались в ее необходимых преимуществах. Таким образом, игра была не развлечением, но инструментом идеологической борьбы.

До массового производства дело не дошло, зато The Landlord’s Game постепенно распространилась по Северной Америке в кустарных копиях. Всплеск интереса к настольной игре пришелся на годы Великой депрессии: тысячи безработных были рады вообразить себя денежными мешками хотя бы за игровым столом. Появление предприимчивого человека вроде Чарльза Дарроу стало делом нескольких месяцев – и он появился, на многие десятилетия присвоив славу единоличного изобретателя «Монополии».

Нашлись, конечно, и те, кто счел должным урвать кусок у правообладателей. Нелицензионные «Монополии» наводнили Китай. И в нашей стране выпускались и выпускаются стройные ряды клонов – «Маклер», «Кооператив», «Менеджер»

В свете недавнего переосмысления роли Дэрроу в создании «Монополии» и истечения действия авторских прав засудить такие компании не получится. Даже если предположить, что никакой Элизабет Мэги на свете не было, правила «Монополии» давно перешли в общественное достояние. Впрочем, часть патента Hasbro все еще держит при себе: дизайн фишек, графическое оформление, последовательность клеток на игровом поле.

Линейные алгоритмы

Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.

Например, линейным является следующий алгоритм замены перегоревшей лампочки:

1. выключить выключатель света;

2. выкрутить перегоревшую лампочку;

3. вкрутить новую лампочку;

4. включить выключатель, чтобы проверить, что лампочка горит.

Алгоритмы с ветвлениями

Ситуации, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречаются крайне редко. В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идет дождь, мы берем зонт и надеваем плащ; если жарко, надеваем легкую одежду. Встречаются и более сложные условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека.

Логику принятия решения можно описать так:

ЕСЛИ <условие>, ТО <действия 1>,

ИНАЧЕ <действия 2>

ЕСЛИ будут деньги, ТО купи хлеба, ИНАЧЕ не покупай.

ЕСЛИ будешь сегодня в центре, ТО набери меня, ИНАЧЕ не набирай.

ЕСЛИ уроки выучены, ТО иди гулять, ИНАЧЕ учи уроки.

В некоторых случаях <действия 2> могут отсутствовать. Это может быть связано как с его очевидностью (как, например, в первом примере – понятно, что если у тебя нет денег, то хлеба ты купить просто не сможешь), так и с отсутствием необходимости в нем.

ЕСЛИ <условие>, ТО <действия 1>

ЕСЛИ назвался груздем, ТО полезай в кузов.

ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся.

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением.

Изобразим в виде блок-схемы последовательность действий ученика 6 класса, забывшего ключи от квартиры, которую он представляет себе так: «Если мама дома, то я приду и сяду делать домашнее задание. Если мамы дома нет, то я пойду поиграть с друзьями в футбол, пока не придет мама. Если друзей на улице не будет, то покатаюсь на качелях до тех пор, пока не придет мама».

Необходимые и достаточные условия

Мы уже обсуждали с вами, что существуют необходимые и достаточные условия.

Примером необходимого условия может служить такое:

Чтобы стать врачом, необходимо получить медицинское образование.

Условие наличия медицинского образования является необходимым для работы врачом, однако не является достаточным. Действительно, не все выпускники медицинских вузов становятся врачами.

Примером достаточного условия может стать такое:

Для того чтобы стало прохладнее, достаточно включить кондиционер.

Это условие является достаточным: если включить кондиционер, то действительно станет прохладнее. Однако это условие не является необходимым, ведь для достижения той де цели можно включить вентилятор, открыть окно и т. п.

Конечно же, существуют необходимые и достаточные условия одновременно (такие условия называются равносильными). Например:

Для того чтобы наступило лето, необходимо и достаточно, чтобы закончилась весна.

Действительно, если весна закончилась, то наступает лето, а если весна не закончилась, то лето наступить не может. То есть условия окончания весны и начала лета являются равносильными.

Понятия необходимого, достаточного и равносильного условий очень важны в таком разделе математики, как математическая логика. К тому же, они очень часто встречаются при доказательстве различных теорем.

Алгоритмы с повторениями

На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.

Например, если вам необходимо перебрать ящик с яблоками, чтобы отделить гнилые от спелых, то нам необходимо повторять следующие действия:

1. Взять яблоко.

2. Посмотреть, не гнилое ли оно.

3. Если гнилое – выбросить, если нет – переложить в другой ящик.

Выполнять этот набор действий необходимо до тех пор, пока не закончатся яблоки в ящике.

Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением).

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.

Следует разрабатывать алгоритмы, не допускающие таких ситуаций.

Рассмотрим алгоритм работы будильника на телефоне, который должен зазвонить в 8:00 утра, а затем звонить через каждые 10 минут, до тех пор пока его не выключат.

В этом случае его блок-схема выглядит так: (блок-схему (рис. 9.) см. в конце конспекта)

На этом уроке мы обсудили три типа алгоритмов – линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями и алгоритмы с повторениями.

На следующем уроке мы на практике обсудим составление алгоритмов.

Решето Эратосфена

Вспомним определение простого натурального числа.

Натуральное число называют простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само это число. Остальные числа называются составными. При этом число 1 не является ни простым, ни составным.

Примеры простых чисел: 2, 3, 5, 7.

Примеры составных чисел: 4, 6, 8.

В III веке до нашей эры греческий математик Эратосфен предложил следующий алгоритм для нахождения всех простых чисел, меньших заданного числа п:

1. выписать все натуральные числа от 1 до n;

2. вычеркнуть 1;

3. подчеркнуть наименьшее из неотмеченных чисел;

4. вычеркнуть все числа, кратные подчеркнутому на предыдущем шаге числу;

5. если в списке имеются неотмеченные числа, то перейти к шагу 3, в противном случае все подчеркнутые числа – простые.

Это циклический алгоритм. При его выполнении повторение шагов 3–5 происходит, пока в исходном списке остаются неотмеченные числа.

Рассмотрим результат этого алгоритма. Выпишем все простые числа от 1 до 25.

Выпишем числа от 1 до 25.

Вычеркнем 1. Теперь подчеркнем двойку. Вычеркнем все четные числа.

Так как не все числа отмечены, то подчеркиваем 3. Теперь вычеркиваем все числа, которые делятся на 3.

Так как не все числа отмечены, то подчеркиваем 5. Теперь вычеркиваем число 25.

Так как не все числа отмечены, то подчеркиваем 7.

Вычеркнуть ничего нельзя, но не все числа отмечены, поэтому подчеркиваем 11.

Вычеркнуть ничего нельзя, но не все числа отмечены, поэтому подчеркиваем 13. Снова нельзя ничего вычеркнуть – подчеркиваем 17, затем 19 и 23.

Теперь все числа отмечены.

Получаем простые числа: 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23.

Литература

1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Дополнительно