Нвидиа 1060 или радеон 480. Ключевые функции и поддержка

В лабораториях NVIDIA кипит работа над новым вариантом графического ускорителя GeForce GTX 1060, который будет базироваться не на привычном чипе GP106, а на более крупном GP104. Последний в настоящее время используется в видеокартах GeForce GTX 1080 и GTX 1070 для настольных ПК и ноутбуков. Сообщение о грядущем релизе новой версии GeForce GTX 1060 поступило от известного интернет-ресурса VideoCardz , который подчеркнул, что модель на графическом ядре GP104 будет иметь ограниченную географию поставок (предположительно, Китай). Кроме того, NVIDIA может предпочесть снабжать новыми картами не розничные сети, а производителей систем в сборе.

По имеющейся информации, «экзотическая» версия GeForce GTX 1060 ограничится тремя гигабайтами буферной памяти GDDR5, а её ядро получит обозначение GP104-140. Источник подчёркивает, что речь идёт не о гипотетической видеокарте «GeForce GTX 1060 Ti», которая могла бы стать компромиссным вариантом между GTX 1060 и GTX 1070, а именно о равноценной альтернативе GeForce GTX 1060 3GB на кристалле GP106-300 .

Хорошая новость заключается в том, что NVIDIA может компенсировать «прожорливость» графического чипа GP104-140 его более высокой производительностью (например, за счёт большего количества шейдерных и текстурных блоков по сравнению с GP106-300 при равном количестве ROP и той же 192-разрядной шине памяти). Потоковых процессоров может быть 1280 или даже 1408, а блоков TMU, соответственно, 88 или 96. Энергопотребление снизится (со 150 Вт для GeForce GTX 1070), но вряд ли настолько, чтобы достичь уровня экономичности GTX 1060 (120 Вт). Частота ядра будет зависеть от количества активных шейдерных блоков, ведь нужно, чтобы карта вышла на уровень «GeForce GTX 1060 3GB плюс».

Упоминание о GP104-версии модели GTX 1060 3GB, в частности, содержится в последнем драйвере GeForce. Строка «NVIDIA_DEV.1B84 = "NVIDIA GeForce GTX 1060 3GB"» , где 1B84 — индикатор использования GPU GP104 — недвусмысленно указывает на природу готовящейся новинки.

Видеокарта, судя по всему, появится на рынке в декабре-январе без отдельного анонса. Отметим, что в начале следующего года свет увидят графические адаптеры серии GeForce GTX 1050 для ноутбуков, которые займут место в устройствах среднего уровня стоимостью $900-1300 (57,6-83,2 тыс. руб.).

Продолжается сезон громких анонсов. После старших графических карт семейства Pascal компания NVIDIA представляет модель среднего уровня — GeForce GTX 1060. Новинка станет ответом на недавний выход Radeon RX 480 и заменит ряд моделей средне-высокого уровня прошлой серии.

Видеокарта GeForce GTX 1060 получит все преимущества новой архитектуры Pascal. Базируется она на графическом процессоре GP106, в основе которого два графических кластера по пять мултипроцессоров TPC. Архитектура таких кластеров и мультипроцессоров традиционно является единой в рамках одной серии. Подробнее о них в отдельной статье про архитектурные и технологические особенности Pascal .

У каждого мультипроцессора 128 потоковых процессоров CUDA и восемь текстурных блоков. В итоге GPU насчитывает всего 1280 потоковых процессора и 80 блоков TMU. Работа с внешней памятью организована по 192-битной шине через шесть 32-битных контроллера. Поддержка прогрессивных методов сжатия данных о цвете повышает эффективность в передаче информации и фактическую пропускную способность. Улучшена работа с асинхронными вычислениями. В движки Polymorph Engine добавлен специальный блок Simultaneous Multi-Projection, который позволяет на аппаратном уровне одновременно рассчитывать геометрию для нескольких проекций. Это позволяет корректно отображать изображение на сложных по форме дисплеях и формировать панораму с правильным углом обзора в мультимониторных конфигурациях. Кроме того, мультипроецирование используется в ряде технологий NVIDIA VRWorks для оптимизации и ускорения рендеринга в VR-режиме.

По своим основным характеристикам GeForce GTX 1060 занимает промежуточную позицию между GeForce GTX 960 и GeForce GTX 970. Чуть больше вычислительных блоков в сравнении с GeForce GTX 960, кэш-память L2 увеличена с 1 МБ до 1,5 МБ, шина памяти увеличена со 128 бит до 192 бит. Благодаря новому техпроцессу 16-нм и оптимизации кремниевой структуры ядра серьезно возросли частоты. С учетом архитектурных улучшений и значительного роста частот от новинки можно было бы ожидать, что она заменит GeForce GTX 970, но производитель обещает в GeForce GTX 1060 уровень производительности GeForce GTX 980, что впечатляет.

Базовая частота GPU GP106 установлена на уровне 1506 МГц, а средний Boost Clock 1708 МГц. Это близко к уровню частот ядра у GeForce GTX 1070 , а Boost даже чуть выше. Используются микросхемы памяти GDDR5 общим объемом 6 ГБ. Их эффективная частота обмена данными составляет 8 ГГц. Уровень TDP на скромном уровне 120 Вт, что аналогично TDP у GeForce GTX 960.

Для наглядного сравнения GeForce GTX 1060 с предшествующими моделями и GeForce GTX 1070 сведем их характеристики в одну таблицу.

Видеоадаптер GeForce GTX 1070 GeForce GTX 980 GeForce GTX 970 GeForce GTX 960
Ядро GP104 GP106 GM204 GM204 GM206
7200 4400 5200 5200 2940
Техпроцесс, нм 16 16 28 28 28
Площадь ядра, кв. мм 314 н/д 398 398 228
1920 1280 2048 1664 1024
Количество текстурных блоков 120 80 128 104 64
Количество блоков рендеринга 64 48 64 56 32
Частота ядра, МГц 1506-1683 1506-1708 1126-1216 1051-1178 1126-1178
Шина памяти, бит 256 192 256 256 128
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Частота памяти, МГц 8000 8000 7010 7010 7010
Объём памяти, МБ 8192 6144 4096 3584+512 2048
12.1 12 12 12 12
Интерфейс PCI-E 3.0 PCI-E 3.0 PCI-E 3.0 PCI-E 3.0 PCI-E 3.0
Мощность, Вт 150 120 165 145 120

Еще в момент анонса GeForce GTX 1080 мы писали о новой программной технологии Ansel. Теперь она обрела статус готового продукта. Это платформа для снятия скриншотов со свободной камерой и возможностью наложения дополнительных визуальных эффектов. Пока работает только в игре Mirror"s Edge: Catalyst, вскоре поддержку Ansel получат The Witcher 3: Wild Hunt и другие игры.

Испытать Ansel смогут покупатели GeForce GTX 1060 и обладатели других актуальных видеокарт NVIDIA с выходом следующего официального пакета драйверов.

Первые GeForce GTX 1060 на рынке будут соответствовать референсному дизайну. Эти модели получат название Founders Edition и будут предлагаться по более высокой цене. Позже выйдут нестандартные версии, у которых официальный ценник может быть ниже на 50 долларов.

GeForce GTX 1060 Founders Edition внешне напоминает старшие модели, но немного компактнее и чуть проще. Вместо прозрачного окошка на системе охлаждения расположена заглушка.

Охлаждение турбинного типа наследует конструкцию топовых карт. Есть массивное основание и два радиатора — один на чипе GP106 и дополнительный радиатор для улучшения охлаждения VRM.

Плата максимально компактная, как это было в свое время у GeForce GTX 760 или GeForce GTX 660. Питание ядра трехфазное.

Наше практическое знакомство сразу начнется с нереференсной версии. Мы познакомимся с новой видеокартой на примере MSI GeForce GTX 1060 Gaming X 6G, которая будет протестирована на заводских частотах, при рекомендованных частотах (уровень референса) и в разгоне.

Видеокарта поставляется в коробке средних размеров. Красный цвет доминирует в оформлении упаковки и самой карты, что непривычно для продуктов NVIDIA, но уже стало отличительной чертой MSI Gaming.

Внешне данная модель не отличается от более мощных решений этой серии, например, MSI GeForce GTX 1070 Gaming X 8G. То есть при всей изначальной простоте платы и низком TDP компания MSI не пошла не серьезные упрощения, выпустив версию, которая в техническом плане не сильно уступает топовым решениям.

У новых видеокарт серии Gaming агрессивный дизайн с красными зубчиками и замысловатой формой кожуха. Эффектный внешний вид дополняют не менее эффектные вентиляторы крупного размера. Общая длина карты почти 28 см.

Задняя сторона платы защищена металлической пластиной с логотипом-драконом. Частично присутствует декоративная перфорация, чтобы улучшить конвекцию горячего воздуха. В углу расположен один разъем питания на восемь контактов.

В боковой части присутствует подсвечиваемый логотип. Подсветкой также обладают красные зубчики. Интенсивность и цвет можно изменить и настроить через программное обеспечение MSI.

На заднюю панель выведено три разъема DisplayPort, один HDMI и DVI.

В конструкции системы охлаждения заметна преемственность со старшими моделями MSI Gaming. Такой же крупный радиатор, но меньше тепловых трубок. Контакт с поверхность графического кристалла осуществляется через массивное основание.

Две трубки обычного диаметра 6 мм, одна более толстая и массивная. Они изгибаются и дважды пронизывают массив пластин, обеспечивая эффективное распределение тепла.

С лицевой стороны на радиатор прикручиваются два вентилятора типоразмера 100 мм. Особая форма крыльчатки в соответствии технологией Torx 2.0 обеспечивает более мощный воздушный поток и лучшее рассеивание для полного продува всего радиатора.

Важные элементы на плате накрыты пластиной, которая выступает в роли радиатора и дополнительного элемента, придающего жесткость конструкции.

Взглянем теперь на саму плату. Она очень крупная и совсем не походит на стандартный «огрызок».

Система питания нарастила количество фаз, хотя есть нераспаянные места, возможно, для какой-то топовой модификации.

Подсистема питания графического процессора насчитывает пять фаз, память GDDR5 запитана от одной фазы.

Полная маркировка процессора GP106-400-A1.

Распаяно шесть микросхем памяти Samsung K4G80325FB-HC25.

Наш экземпляр по умолчанию работал при базовой частоте ядра в 1595 МГц и Boost Clock 1810 МГц. Эффективная частота памяти 8100 МГц.

Такая конфигурация частот отвечает профилю настроек OC Mode. Розничные версии могут работать по умолчанию с профилем Gaming Mode, который предусматривает частоты 1570/1785 МГц для ядра и 8014 МГц для памяти. Переключение между этими режимами осуществляется через приложение Gaming App, которое заодно позволяет регулировать и множество других параметров, в том числе настраивать подсветку.

Кроме упомянутых режимов предусмотрен еще Silent Mode с частотами 1507/1722 МГц по ядру и 8014 МГц по памяти. Эта конфигурация почти идентична рекомендованным частотам референсных версий.

Эксплуатация видеокарт осуществлялась на открытом стенде при 28 °C. Не самая благоприятная температура окружения, но показатели MSI даже в таких условиях великолепны. При тестировании в Tom Clancy"s The Division ядро грелось до 65-66 °C при скорости вращения вентиляторов на уровне 1000 об/мин. Длительная нагрузка бенчмарком Metro: Last Light прогрела ядро на градус выше при скорости вентиляторов не более 1100 об/мин.

При базовой частоте 1595 МГц реальный Boost оказался на уровне 2000 МГц, причем частота эта стабильно поддерживалась во всех игровых тестах. То есть у MSI Gaming изначально расширен лимит мощности, что позволяет не превышать данные ограничения. А ограничение по температуре в 83 °C со столь эффективным охлаждением просто недостижимо. Итоговый же шум минимален.

Повышенные характеристики видеокарты хороши для покупателя, но нам для объективной картины нужно еще протестировать GeForce GTX 1060 при рекомендованных или близких к такому уровню частотах. В обычном Silent-режиме частота Boost стабильно держалась на отметке в 1911 МГц. Кстати, переключение к такому профилю настроек минимально сказалось на изменении итоговых температур и скорости вентиляторов, которые изначально очень низкие.

Учитывая более высокое значение среднего Boost Clock, мы решили дополнительно понизить частоту ядра так, чтобы ограничиться максимальным Boost в рамках 1860 МГц. Мониторинг параметров в этом режиме при тестировании в Metro: Last Light отражен на нижнем скриншоте.

Каков разгонный потенциал видеокарты? Поначалу мы остановились на такой конфигурации частот, которая обеспечивала стабильный пиковый Boost на уровне 2126 МГц. Видеокарта успешно выдерживала многие тяжелые тесты на такой частоте, но кое-где давала сбой. В итоге пришлось остановиться на базовом значении 1705 МГц при Boost 2101 МГц. Это незначительно выше тех частот, что мы получали на GeForce GTX 1070/1080. Ну и стоит отдельно отметить, что это не плавающая частота, а абсолютно стабильное значение.

Итоговая частота выглядит впечатляюще, но относительно тех же 1860 МГц это прирост в 13%. Если брать за точку отсчета начальные частоты, то прирост лишь 5%. Зато память поразила тем, что смогла работать при 9548 МГц, что на 19% выше рекомендованного уровня!

Для поддержания работоспособности в разгоне мы зафиксировали скорость вентиляторов на уровне 1300 об/мин. В итоге было все еще тихо, а нагрев на начальном уровне.

Дополнительно нужно отметить, что лимит мощности можно поднять только на 8%. Если у референсных версий такой же небольшой запас по мощности, то это может повлиять если не на максимальный уровень частот Boost, то на их стабильность в разгоне. Софтвольтмод не поддерживается, но от него часто нет пользы и на старших картах.

Характеристики тестируемых видеокарт

Рассмотренная видеокарта будет сравниваться с Radeon RX 480 и GeForce GTX 970 из недавнего тестирования . Заодно в сравнение будут добавлены модели топового уровня из обзоров GeForce GTX 1080 Founders Edition и MSI GeForce GTX 1080 Gaming X 8G .

Видеоадаптер GeForce GTX 1070 GeForce GTX 980 Ti MSI GTX 1060 Gaming X GeForce GTX 970 Radeon R9 Fury X Radeon RX 480 Radeon R9 290
Ядро GP104 GM200 GP106 GP106 GM204 Fiji Polaris 10 Hawaii
Количество транзисторов, млн. шт 7200 8000 4400 4400 5200 8900 н/д 6020
Техпроцесс, нм 16 28 16 16 28 28 14 28
Площадь ядра, кв. мм 314 601 н/д н/д 398 596 232 438
Количество потоковых процессоров 1920 2816 1280 1280 2048 4096 2304 2560
Количество текстурных блоков 120 176 80 80 128 256 144 160
Количество блоков рендеринга 64 96 48 48 64 64 32 64
Частота ядра, МГц 1506-1683 1024-1100 1595-1810 1506-1708 1126-1216 До 1050 1120-1266 До 947
Шина памяти, бит 256 386 192 192 256 4096 256 512
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 HBM GDDR5 GDDR5
Частота памяти, МГц 8000 7010 8100 8014 7010 1000 8000 5000
Объём памяти, МБ 8192 6144 6144 6144 4096 4096 8192 4096
Поддерживаемая версия DirectX 12.1 12.1 12 12 12.1 12 12 12
Интерфейс PCI-E 3.0 PCI-E 3.0 PCI-E 3.0 PCI-E 3.0 PCI-E 3.0 PCI-E 3.0 PCI-E 3.0 PCI-E 3.0
Мощность, Вт 150 250 120 120 165 275 150 275

Тестовый стенд

Конфигурация тестового стенда следующая:

  • процессор: Intel Core i7-6950X (3,0@4,1 ГГц);
  • кулер: Noctua NH-D15 (два вентилятора NF-A15 PWM, 140 мм, 1300 об/мин);
  • материнская плата: Gigabyte GA-X99P-SLI;
  • память: G.Skill F4-3200C14Q-32GTZ (4x8 ГБ, DDR4-3200, CL14-14-14-35);
  • системный диск: Intel SSD 520 Series 240GB (240 ГБ, SATA 6Gb/s);
  • дополнительный диск: Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
  • блок питания: Seasonic SS-750KM (750 Вт);
  • монитор: ASUS PB278Q (2560х1440, 27″);
  • операционная система: Windows 10 Pro x64;
  • драйвер GeForce GTX 1060: NVIDIA GeForce 368.64;
  • драйвер GeForce GTX 1080/1070: NVIDIA GeForce 368.39;
  • драйвер GeForce GTX 980 Ti: NVIDIA GeForce 368.22;
  • драйвер Radeon R9 Fury X: AMD Grimson 16.5.3;
  • драйвер Radeon RX 480: AMD Grimson 16.6.2.

За основу взята тестовая методика , описанная в одной из прошлых статей. Но поскольку там использовалась конфигурация настроек для топовых видеокарт, то в данном сравнении для некоторых приложений задействованы более простые параметры. Зачастую снижалось только качество сглаживания. Поэтому сравнение с высокоуровневыми моделями присутствует не везде, но даже приведенных результатов достаточно, чтобы сравнить потенциал GeForce GTX 1060 с более дорогими картами. Что касается основной тройки участников, то они протестированы во всех приложениях. Если итоговые результаты при основном тестовом разрешении 2560x1440 были неудовлетворительными для практического применения, проводились дополнительные тесты в разрешении 1920x1080.

Результаты тестирования

Batman: Arkham Knight

Преимущество GeForce GTX 1060 над GeForce GTX 970 в Arkham Knight на уровне 11-14%, мизерное отставание от Radeon RX 480. Разгон придает ускорение 14-17%, позволяя удерживать небольшое преимущество над форсированным Radeon RX 480.

Battlefield 4

Позиции GeForce GTX 1060 в Battlefield 4 уже сильнее. Отрыв от GeForce GTX 970 на уровне 21-24% и до 30% отрыв от Radeon RX 480. MSI Gaming быстрее референса на 5%, дальнейший разгон придает ускорение 10%.

DiRT Rally

GeForce GTX 1060 при начальных частотах производительнее GeForce GTX 970 на 18-25%. Небольшой отрыв от Radeon R9 290 и более веский от Radeon RX 480. Разгон позволяет приблизиться к показателям Radeon R9 Fury X.

DOOM

В новом DOOM у GeForce GTX 1060 и GeForce GTX 970 близкие показатели при стандартных частотах, похожая ситуация в OpenGL и у старших карт NVIDIA. Преимущество над Radeon RX 480 небольшое. Недавно игра получила обновление, которое наконец-то добавило обещанную поддержку API Vulkan. В этом режиме мы сравним соперников в следующих статьях.

Fallout 4

GeForce GTX 1060 быстрее GeForce GTX 970 на 8-13% в Fallout 4 и еще меньшая разница с конкурентами AMD. Разгон позволяет увеличить отрыв от соперников.

Far Cry Primal

Хороший отрыв от GeForce GTX 970 в Far Cry Primal , преимущество над Radeon RX 480 скромнее. Разгон позволяет увеличить показатели на 13-14%. Ускоренный конкурент от AMD слабее на 14%. Если говорить о разнице между GeForce GTX 1060 и GeForce GTX 1070, то она около 39%, такой разрыв разгоном никак не компенсировать

Gears of War: Ultimate Edition

Снова хороший отрыв от GeForce GTX 970. А вот Radeon RX 480 в этот раз чуть быстрее GeForce GTX 1060. В разгоне эти конкуренты равны. Интересно отметить, что уровень производительности новичка при начальных частотах немного выше показателей разогнанного GeForce GTX 970.

Grand Theft Auto 5

Хороший отрыв от соперников в GTA 5 . Новичок при стандартных частотах показывает производительность на одном уровне с разогнанным GeForce GTX 970 и выше результата форсированного Radeon RX 480.

Just Cause 3

Менее 13% разницы с GeForce GTX 970 в Just Cause 3 и не более 5% разницы с Radeon RX 480. Частоты MSI Gaming обеспечивают дополнительное преимущество в 4-7%, дальнейший разгон придает ускорение менее 9%. Повышение частот позволяет минимизировать отставание от Radeon R9 Fury X, а вот с GeForce GTX 1070 разница все равно больше 20%.

Metro: Last Light

Начнем с результатов без ресурсоемкого сглаживания SSAA.

При стандартных частотах новичок на 14% быстрее GeForce GTX 970 в Last Light . Разница с конкурентом от AMD около 19%, поэтому даже с разгоном Radeon RX 480 не в состоянии нагнать GeForce GTX 1060.

Переход к SSAA увеличивает отрыв GeForce GTX 1060 от ближайших конкурентов. GeForce GTX 970 слабее на 17%, а Radeon RX 480 проигрывает 25%. Разрыв с GeForce GTX 1070 более 41%. Разгон позволяет выиграть до 16% и свести отставание от Fury X к 4%.

Quantum Break

Обычная версия GeForce GTX 1060 быстрее GeForce GTX 970 с разгоном в Quantum Break . Но при этом показатели Radeon RX 480 чуть выше, ближе к этому конкуренту MSI Gaming с заводским разгоном. После разгона соперников GeForce GTX 1060 и Radeon RX 480 оказываются равны.

Rise of the Tomb Raider

В режиме Full HD, где младшие участники показывают приемлемые для Rise of the Tomb Raider результаты, новичок серьезно выигрывает у конкурентов. GeForce GTX 1060 быстрее GeForce GTX 970 на 31-37%, разница с Radeon RX 480 до 26%. Никто из указанных соперников не в состоянии нагнать героя обзора за счет своего разгона.

Если выбрать более высокое разрешение и выкрутить все параметры до предела, то соотношение почти не меняется. Поражает более высокий результат в сравнении с Radeon R9 Fury X, но причине этого в недостаточном объема памяти у такого соперника. Зато разрыв с GeForce GTX 1070 на уровне 41-44%. Radeon RX 480 снова не может нагнать GeForce GTX 1060 даже за счет повышения своих частот.

The Witcher 3: Wild Hunt

В игре The Witcher 3 у GeForce GTX 1060 хорошее преимущество над GeForce GTX 970, но товарищ с повышенными частотами все же чуть сильнее. Относительно Radeon RX 480 выигрыш в основном по среднему fps.

Переход к более высокому разрешению уменьшает разницу в минимальных показателях между GeForce GTX 1060 и GeForce GTX 970, по среднему fps преимущество новичка более 15%. Отставание Radeon RX 480 лишь по среднему показателю — около 12%.

Tom Clancy"s The Division

В The Division производительность GeForce GTX 1060 близка к уровню разогнанного GeForce GTX 970 и лишь на 4-5% выше результатов Radeon RX 480.

Переход к более высокому разрешению немного меняет ситуацию в соотношении минимального fps. Теперь даже можно говорить о некоем паритете с Radeon RX 480, но после разгона GeForce GTX 1060 укрепляет позиции. При сравнении стандартной версии с GeForce GTX 1070 можно констатировать разницу под 45%.

Total War: Warhammer

Неожиданно мы видим одинаковые результаты у GeForce GTX 1060 и GeForce GTX 970, оба слабее Radeon RX 480, и даже Radeon R9 290. В разгоне производительность новичка масштабируется лучше, чем у товарища, и он почти не уступает форсированному сопернику на Polaris 10.

XCOM 2

В XCOM 2 отрыв новичка от GeForce GTX 970 на уровне 22-24%, разница с Radeon RX 480 до 12%. Оба соперника не могут нагнать GeForce GTX 1060 даже после повышения своих частот.

3DMark 11

Около 20% выигрывает GeForce GTX 1060 у GeForce GTX 970 и более 26% у Radeon RX 480. Повышение частот до 1705-2101 МГц/9548 МГц позволяет внезапно обойти Radeon R9 Fury X.

3DMark Fire Strike

Соотношение между младшими участниками NVIDIA не меняется, а вот отставание Radeon RX 480 от GeForce GTX 1060 теперь менее 13%.

Энергопотребление

Все в соответствии с ожиданиями. Самые низкие показатели потребляемой мощности у системы с GeForce GTX 1060. А вот новый Radeon RX 480 ближе к уровню GeForce GTX 970.

Выводы

По итогам тестирования можно констатировать, что GeForce GTX 1060 показывает производительность на уровне GeForce GTX 970 с разгоном. Так что новичок действительно должен быть близок к GeForce GTX 980. И это при рекордно низком для такого уровня производительности энергопотреблении! По соотношению производительности и энергопотребления это лучшая на данный момент видеокарта в среднем классе. Впечатляющие показатели производительности обеспечиваются переходом на новую архитектуру Pascal и благодаря высоким начальным частотам, которые стали доступны графическим ускорителям NVIDIA в рамках 16-нм техпроцесса. GeForce GTX 1060 не стали сильно урезать по шине, как это было с GeForce GTX 960. Сочетание 192-битной шины и скоростных модулей GDDR5 8 ГГц обеспечивает высокую пропускную способность. Объем памяти в сравнении с GeForce GTX 970 или GeForce GTX 980 выше, что в некоторых современных играх может быть вполне востребовано даже в популярном разрешении 1920x1080. Если же говорить о более высоких разрешениях или тяжелых графических режимах, то тут GeForce GTX 1060 получит еще более веские преимущества. Что касается сравнения с Radeon RX 480, то явное преимущество на стороне новичка NVIDIA. Не везде это преимущество значительное, но по мере повышения частот становится более внушительным.

Разгонный потенциал GPU GP106 не сильно отличается от результатов GP104 на старших видеокартах NVIDIA. Опираясь на общий опыт общения с новыми акселераторами, предположим, что разгон ядра у MSI является среднестатистическим или близким к тому. А вот разгон памяти впечатляющий. Причем реальный рост производительности зачастую выше прироста по частоте ядра, что говорит о явной пользе от разгона видеобуфера. В таких условиях многое будет зависеть от возможностей памяти у каждой отдельной видеокарты. Вот нагнать старшие модели Pascal все равно не получится. GeForce GTX 1070 мощнее где-то на 40%, что разгоном GeForce GTX 1060 никак не компенсировать. Разница с GeForce GTX 980 Ti поменьше, но и тут старшую видеокарту не нагнать.

MSI GeForce GTX 1060 Gaming X 6G является улучшенной версией GeForce GTX 1060, которая по качеству изготовления и уровню охлаждения ближе к старшим моделям. Высокий заводской разгон обеспечит ускорение относительно обычных версий, а мощная система охлаждения обеспечит невысокие рабочие температуры при крайне низком уровне шума. Что касается разгона, то мы уже отметили высокий потенциал памяти. Вдвойне приятно, что повышенные частоты легко достижимы при сохранении полного акустического комфорта благодаря низкой скорости вентиляторов. Эта видеокарта для тех, кто хочет максимум производительности от GeForce GTX 1060 при не менее максимальном комфорте. Отличный вариант для покупки.

Отдельно нужно отметить, что в нашей статье сравнивались нереференсная версия GeForce GTX 1060 и стандартная карта Radeon RX 480. Данный факт играет важную роль, ведь слабое охлаждение Radeon выступает в роли сдерживающего фактора при разгоне. Да и в номинале из-за превышения температурного лимита общая производительность немного снижается. Нереференсные версии Radeon RX 480 тоже обещают хороший разгон, и не исключено, что такие карты в противостоянии с GeForce GTX 1060 проявят себя лучше. Насколько верны предположения, покажет реальное сравнение нереференсных соперников, что мы постараемся сделать в будущем. Оставайтесь с нами, следите на нашими обзорами!

Кошки или собаки, покемоны или телепузики, айфоны или андроиды - благодаря наличию выбора люди всегда находят для себя лучшее сочетание качеств, важных именно для них. Ну а если какой-либо продукт набирает лояльную аудиторию, та неизменно находит себе «недруга» в лице любителей конкурирующего решения. Именно поэтому вот уже много лет в Интернете не стихают сетевые баталии между поклонниками AMD (а ранее - ATI) и Nvidia - двух крупнейших разработчиков видеокарт для компьютерной техники.

Попробуем разобраться, в чем заключаются отличия между недавно выпущенными новинками двух извечных конкурентов: линейками Nvidia GeForce GTX 1060, 1070, 1080 и AMD Radeon RX 460, 470, 480. А также дадим рекомендации, какое решение будет более оптимальным и в каком случае.

СЕМЕЙСТВО AMD RADEON RX 460-480

Новая линейка видеокарт от AMD, если говорить о ней в целом, продолжает традиционный подход компании к позиционированию своих продуктов: выдавать несколько более слабые, но и более дешевые, чем у конкурента, видеоускорители. Таким образом AMD пытается отыграть назад утраченные за несколько лет позиции, и упор, как мы видим, делается на последовательный рост доли рынка.

Также стоит разобраться в наименовании видеокарт от AMD, которое несколько усложнилось с выходом последней линейки. Для примера возьмем Radeon RX 480.

Radeon - это общее маркетинговое название всех видеокарт, когда-то вытеснившее все остальные названия у данного производителя. Оно и лучше для покупателей - проще разобраться, что к чему.

RX - это линейка продуктов, продолжающая «дело» R9. X здесь, судя по всему, обозначает число «10» (просто буква «X» очень популярна в среде маркетологов, да и самих покупателей). Принадлежность к линейке (R5, R7, R9) позволяет сразу определить, насколько производительным считается такое решение. Например, R5 - это бюджетный вариант, который подойдет скорее для онлайн-игр, R7 - уже достаточно мощное решение, с которым хорошо пойдут игры в разрешениях HD и Full HD, а R9 - самые быстрые чипы.

В случае с новой линейкой этот принцип почему-то был нарушен, и теперь некоторые видеокарты линейки R9 могут быть мощнее таковых из RX, что вызывает недоумение.

480 - последняя часть наименования состоит из двух: первая цифра, «4», означает поколение видеокарт. То есть 300-я серия вышла раньше 400-й, а 200-я, соответственно, еще раньше. Ну а вторая часть, «80», показывает позиционирование по производительности видеокарты в рамках одного поколения. То есть 480 будет мощнее 470, а та, в свою очередь, будет мощнее 460.

На этом закончим ликбез по маркировке устройств и перейдем к рассмотрению конкретных видеокарт.

AMD Radeon RX 480

Radeon RX 480 - это нынешний флагман новой линейки RX (до выхода RX 490, которой, очевидно, и оставили соответствующую маркировку). Видеокарта основывается на графическом процессоре Polaris 10, относящемся к самому современному поколению архитектуры Graphics Core Next (GCN). Ядро работает на заявленной частоте 1120 МГц, можно разогнать до 1266 МГц. Видеокарта оснащается высокоскоростной памятью типа GDDR5 с минимальной тактовой частотой 1750 МГц. Шина памяти - 256 бит, что для такой цены вполне нормально. Общая производительность оценивается в 5,8 терафлопс. Поддержка DirectX 12 в наличии.

Отдельно стоит отметить, что Radeon RX 480 производится по новому техпроцессу - 14-нанометровому FinFET (напомним, почти 5 лет до этого видеокарты выпускались по 28-нанометровому). И это, пожалуй, является главным отличием новых ядер, несмотря на очевидные плюсы от проведенной разработчиком работы в плане оптимизации и использования новых технологий. Также нужно сказать про энергопотребление: несмотря на заявленные 150 Вт, в реальности при средней нагрузке и без разгона видеокарта «кушает» примерно на 20% меньше.

В версии с 4 ГБ памяти RX 480 имеет цену в 200 долларов за референсную плату (18800-18900 рублей в России). Это такая «золотая середина», которая позволит играть на максимальных настройках с разрешением вплоть до 2560х1440. Есть и версия с 8 ГБ памяти, что позволит раскрыться карте в будущем и не менять ее дольше. Такой вариант обойдется покупателю уже в 230 долларов (21300-22500 рублей).

AMD Radeon RX 470

Radeon RX 470 можно назвать более дешевой версией RX 480. Почему не «более дорогой RX 460»? Все просто - в данной видеокарте используется то же ядро, что и в старшей версии - Polaris 10, также выполненное по 14-нанометровому техпроцессу. Рабочая тактовая частота здесь снижена до 926 МГц, с ускорением можно получить 1206 МГц.

Здесь все та же шустрая память GDDR5, но уже с чуть меньшей тактовой частотой - 1650 МГц. Что важно - интерфейс памяти здесь не урезан и составляет 256 бит, как у старшей версии. В итоге RX 470 выдает при пиковой нагрузке примерно 4,9 терафлопс. Конечно, ниже, чем у RX 480, но в целом сопоставимо. Среднее энергопотребление здесь заявлено как 120 Вт, в реальности значение чуть меньше. За счет уменьшенной производительности такую видеокарту можно советовать при использовании в Full HD разрешении, поскольку при более высоком уже может проседать значение FPS.

Что касается цен, тут все демократичнее: версия с 4 ГБ стоит 150 долларов (17500-18000 рублей в РФ), а с 8 ГБ - 180 долларов (20300-22700 рублей). Речь, конечно, снова идет о референсных платах, версии от сторонних производителей традиционно будут стоить на прилавке несколько бОльших денег.

AMD Radeon RX 460

Radeon RX 460 - однозначно «слабое звено» линейки. Эту видеокарту обделили процессором, установив Polaris 11. Пусть вас не обманывает большее число в наименовании - это самое слабое ядро в серии, несмотря на то, что тоже имеет поддержку DirectX 12 и прочих программных наворотов.

Уже в самом этом ядре есть ограничения по размеру шины передачи данных - до 128 бит, именно столько и установлено в RX 460. Память здесь все того же типа (GDDR5) с частотой 1750 МГц. Тактовая частота видеопроцессора - 1090 МГц (1200 с разгоном). Энергопотребление составляет до 75 Вт, что весьма немного для видеокарты. Кстати, из всей троицы только у RX 460 нет дополнительного разъема для питания. К сожалению, все эти урезания серьезно сказались на производительности «младшего брата», и он выдает скромные 2,2 терафлопс, разница с RX 470 - более чем двукратная. Логично, что такое решение больше подойдет для сетевых игр с не самой сложной графикой.

Референсная плата с 2 ГБ памяти на борту стоит 100 долларов (8300-8700 рублей у нас), с 4 ГБ - 120 долларов (10100-11300 рублей на данный момент).

СЕМЕЙСТВО NVIDIA GEFORCE 1060-1080

Самое время обратить взор в зеленый угол ринга и посмотреть, что собой представляют конкурирующие видеокарты от Nvidia. Если говорить о нейминге, здесь все выглядит схожим с AMD образом. Для примера возьмем Nvidia GeForce GTX 1080.

GeForce - общее маркетинговое наименование, как и Radeon. В настоящий момент подразделения на другие линейки, помимо GeForce, просто не существует.

GTX, как и GTS, означает наличие заводского разгона устройства. GT - стандартный графический чип, а версии GS и GSO - «урезанные» решения с меньшей производительностью.

1080 - эта часть названия тоже состоит из двух: «10» - поколение видеокарт, а «80» обозначает позиционирование в рамках этого самого поколения.

Итак, переходим к рассмотрению наших «подопытных».

Nvidia GeForce GTX 1080

GTX 1080 - это старшая модель, как видно из наименования. Основывается она на архитектуре Pascal и новом 16-нанометровом техпроцессе FinFET+, который ну очень долго (практически 5 лет) добирался на замену откровенно устаревшему 28-нанометровому. Проблемой оказалось то, что не получилось добиться высокого качества итогового продукта при переходном техпроцессе (20 нм) - имеющиеся производственные мощности подрядчика TSMC были заточены на производство лишь небольших чипов.

Проще говоря, почти двукратный рывок в техпроцессе обеспечивает либо снижение потребляемой мощности на 70%, либо повышение тактовых частот на 65%. И то, и другое звучит очень здорово и выглядит действительно большим скачком вперед.

Видеокарта GTX 1080 основывается на новом ядре GP104, и это самое мощное решение в линейке из продающихся на рынке. Относительно предшественника 980 новинка логично выросла в тактовых частотах почти вдвое: 1607 МГц в обычном режиме против 1126, а в режиме разгона - 1733 МГц против 1216. Шина здесь 256-разрядная, а память - еще более быстрая, чем у AMD: теперь это 8 ГБ GDDR5X с частотой 1250 МГц. Кстати, такой тип памяти на текущий момент уникален для рынка, поскольку другие решения этого производителя GDDR5X пока не получили. Основное отличие от GDDR5 - увеличенная пропускная способность: 320 ГБ/с против 256. Энергопотребление здесь составляет до 180 Вт.

Даже нет смысла говорить, что GeForce GTX 1080 получила поддержку DirectX 12 и «до кучи» несколько новых технологий от Nvidia. А вот что может неприятно шокировать, так это цена нашей новинки. 600 долларов за обычную карту (49000-53000 рублей в РФ на момент написания обзора) и 700 долларов (52500-60000 рублей) - за версию Founders Edition (референсный дизайн от Nvidia) выглядят на фоне двукратного падения курса рубля огромной суммой. Однако нужно понимать, что эти деньги вы отдадите за огромную производительность - около 9 терафлопс.

Nvidia GeForce GTX 1070

GTX 1070 - «младшая сестра» 1080 с тем же ядром GP104 на архитектуре Pascal и 16-нанометровым техпроцессом. Частота видеочипа здесь - 1506 МГц, а при разгоне - 1683 МГц. Шина памяти 256-битная, объем - 8 ГБ, на ближайшие несколько лет этого точно будет достаточно. Как мы уже отмечали, тип памяти - GDDR5, приставки «X» она не получила.

Энергопотребление чуть более скромное - до 150 Вт. Любопытно, что эта карта уже ощутимо ближе по производительности к AMD Radeon RX 480 и выдает около 6,5 терафлопс. Этот показатель все равно выше, чем у решения от AMD, но они хотя бы сравнимы. А вот если говорить о ценах, то Nvidia здесь снова не радует: за GTX 1070 просят 380 долларов (33000-34000 рублей) за обычную версию и 450 долларов (36000-38500 рублей) - за Founders Edition.

Nvidia GeForce GTX 1060

Как и в случае с Radeon RX 460, эта видеокарта оказалась не просто самой слабой из троицы, но и в определенной степени обделенной характеристиками. В частности, базируется это решение на более слабом ядре GP106 с основной рабочей частотой 1506 МГц и 1708 - при разгоне.

Память здесь все еще типа GDDR5, но шина уже 192-битная, а объем памяти составляет 6 ГБ. Потребление энергии резонно более низкое - 120 Вт. Цена этой младшей версии составляет 250 долларов (21500-24000 рублей в РФ) и 300 долларов (27000-28500 рублей) за Founders Edition. Производительности набирается около 4 терафлопс.

СРАВНЕНИЕ ЛИНЕЕК AMD RADEON RX 460-480 И NVIDIA GEFORCE 1060-1080

Вот мы и подошли к моменту, когда нужно расставить все точки над «i». Как вы могли заметить, мы не брали за цель сделать подробный обзор каждой видеокарты, поэтому намеренно опустили многие подробности о количестве универсальных процессоров и текстурных блоков, разъемах и применяемых для вычислений технических решениях.

Техногики в любом случае уже наверняка решили, что покупать, нашей же целью было дать возможность разобраться с выбором обычным пользователям. Чтобы максимально упростить вам задачу, представим в таблице самые важные показатели: названия, общую производительность и цены видеокарт. У видеокарт AMD выделим отдельно версии с разным количеством памяти, а у карт Nvidia выделять отдельно Founders Edition не имеет смысла - с технической точки зрения это идентичные устройства.

Модель видеокарты
терафлопс
Минимальная цена,
руб.
Nvidia GeForce GTX 1080 9 От 49 000
Nvidia GeForce GTX 1070 6,5 От 33 000
Nvidia GeForce GTX 1060 4 От 21 500
AMD Radeon RX 480 (8 ГБ) 5,8 От 21 300
AMD Radeon RX 470 (8 ГБ) 4,9 От 20 300
AMD Radeon RX 480 (4 ГБ) 5,8 От 18 800
AMD Radeon RX 470 (4 ГБ) 4,9 От 17 500
AMD Radeon RX 460 (4 ГБ) 2,2 От 10 100
AMD Radeon RX 460 (2 ГБ) 2,2 От 8300

В таблице выше мы представили видеокарты по уменьшению цены. Как легко можно заметить, решения от Nvidia занимают верхние строчки, имея наибольшие ценники. Разве что Nvidia GeForce GTX 1060 и AMD Radeon RX 480 (8 ГБ) стоят практически одинаково. Однако если представить эту же таблицу несколько иначе - по максимальной производительности, - то все станет куда интереснее.

Модель видеокарты Максимальная производительность,
терафлопс
Минимальная цена,
руб.
Nvidia GeForce GTX 1080 9 От 49 000
Nvidia GeForce GTX 1070 6,5 От 33 000
AMD Radeon RX 480 (8 ГБ) 5,8 От 21 300
AMD Radeon RX 480 (4 ГБ) 5,8 От 18 800
AMD Radeon RX 470 (8 ГБ) 4,9 От 20 300
AMD Radeon RX 470 (4 ГБ) 4,9 От 17 500
Nvidia GeForce GTX 1060 4 От 21 500
AMD Radeon RX 460 (4 ГБ) 2,2 От 10 100
AMD Radeon RX 460 (2 ГБ) 2,2 От 8300

Как видим, при сравнении двух новых линеек от AMD и Nvidia видеокарта GeForce GTX 1080 на данный момент попросту не имеет себе равных и безраздельно правит на вершине технологической пирамиды. Если сравнить эту видеокарту с представителями прошлого поколения от AMD, Radeon R9 Fury X или Radeon R9 390X, то и здесь по многим параметрам GTX 1080 будет впереди. Хотя стоит признать, что в некоторых направлениях графики (например, отрисовка меха) решения от AMD традиционно выигрывают.

Также понятно, что более дорогая Nvidia GeForce GTX 1060 явно уступает по производительности AMD Radeon RX 470 и 480, особенно если рассматривать как наиболее экономичный вариант покупку карты с 4 ГБ памяти. Более того, при, в общем-то, схожих показателях производительности Nvidia GeForce GTX 1070 и AMD Radeon RX 480 первая стоит в полтора раза больше! Дело здесь, само собой, не только и не столько в «железе», сколько в маркетинге.

Итак, AMD нацелена отобрать некоторую долю рынка у «зеленого гиганта», который на данный момент доминирует на рынке. Собственно, из этого доминирования и исходят более высокие цены на продукты Nvidia: компании просто нет смысла снижать суммы на ценниках, ведь это именно AMD выступает в роли догоняющей, ей и приходится бороться за место под солнцем при помощи демпинга.

Тестовый стенд №1:

Тестовый стенд №2:

  • Процессор: AMD FX-8370 @4,5 ГГц
  • Процессорный кулер: Corsair H75
  • Материнская плата: ASUS 970 PRO Gaming/Aura
  • Накопитель: SSD Patriot Blast 480 Гбайт
  • Оперативная память: DDR3-1866, 2x 8 Гбайт
  • Блок питания: Corsair HX850i, 850 Вт
  • Операционная система: Windows 10 х64
  • Драйверы: AMD - 16.7.2; NVIDIA - 368.81

Как и в прошлый раз, для эксперимента использовалось два тестовых стенда. Первый - с Core i7-4790K на борту, второй - с FX-8370. При помощи соответствующих настроек BIOS восьмипоточный Core i7 превращался в виртуальные Core i5 и Core i3. Я в курсе, что процессоры Intel разных линеек отличаются не только количеством ядер, но объемом кэша третьего уровня. Однако, что этот момент не столь критичен в играх, поэтому и принято решение использовать один стенд вместо трех. Частота чипа менялась в диапазоне от 3 ГГц до 4,5 ГГц с шагом в 500 МГц.

Платформа LGA2011-v3 не рассматривалась. Там с процессорозависимостью все в порядке, но по факту для тех, кто хочет получить мощную игровую систему с шестью/восемью/десятью интеловскими ядрами, и выбора особого нет. Если только Xeon.

Самое сложное в эксперименте - это определиться со списком игр. Практика показывает, что реально подобрать такие приложения, в которых потенциал GeForce GTX 1060 и AMD Radeon RX 480 раскроется даже на двухъядерных Pentium/Celeron. Или же для каждой игры выставить такие настройки, что гораздо менее производительные видеокарты упрутся именно в возможности центрального процессора. Я взял восемь популярных программ в 2016 году. Охвачены все три программных интерфейса: DirectX 11, DirectX 12 и Vulkan. Настройки указаны в таблице ниже. В большинстве случаев - максимальные, но без злоупотребления тяжеловесным сглаживанием наподобие MSAA. Разрешение - Full HD. В таких играх, как GTA V, Far Cry Primal, Rise of the Tomb Raider и Total War: Warhammer, использовались встроенные бенчмарки.

Программы